«Сможет власть, сможем и мы»

24.02.2018 12:07

В среду Владимир Васильев на совещании в дагестанском Белом доме призвал владельцев автозаправочных станций выйти из тени и начать платить налоги в полном объеме.При этом он сразу же обрисовал перспективы отрасли, если бизнес не услышит власть.

Три сценария от Васильева

На самом деле этих перспектив оказалось не очень много. Это или жесткий сценарий, к которому, по словам Васильева, прибегать не хотелось бы: «Нас упрекают сейчас в излишней жесткости, говорят, что надо бы помягче». «Мягкий» сценарий, озвученный главой республики, тоже оказался не подарком: «Можно и помягче, как раз сейчас проходит мягкая выемка в «Газпроме» (накануне СМИ сообщили о следственных мероприятиях, проводимых в компании «Газпром межрегионгаз Махачкала». — «НД»). Есть и третий путь, связанный с приглашением в Дагестан крупных игроков — компаний «Роснефть» и «Лукойл», но поскольку это может поставить крест на малом бизнесе в этой сфере, власти республики рассматривать его не собираются. Пока.

Сказав о том, что сегодня налоговая отдача бизнеса (и не только в сфере горюче-смазочных материалов) в республике оценивается как самая низкая в стране, Васильев пообещал, что ситуация очень скоро начнет меняться. «Для этого мы решили, — сообщил он, — что в новом составе правительства будет первый заместитель, который будет заниматься только сбором налогов и налоговых платежей, пополнением бюджета. Двадцать шесть направлений приблизительно».

Вышел из тени — закончил с бизнесом

Организацией кампаний (иногда достаточно масштабных и продолжительных) по очищению экономики и выводу ее из тени отметились все без исключения главы постперестроечного Дагестана. Обычно они инициировались сразу же после назначения очередного главы, получившего в Москве стартовую «накачку» по поводу низких налоговых и неналоговых сборов в республике. И каждый раз кампании эти оканчивались ничем. Нет, какие-то подвижки случались. Ставились на налоговый учет рыночные торговцы, «белые» зарплаты в реальном секторе увеличивались на пару тысяч рублей, оформлялись права собственности на неучтенные ранее земельные участки и объекты капитального строительства. Единственная проблема — отдача от этой работы была минимальной и реальных прорывов в деле пополнения республиканской казны не происходило.

Ни сам бизнес, ни его негласные кураторы от привычных схем, наработанных десятилетиями, отказываться не спешили. Собственно, сильнее всего тормозили процесс именно кураторы.

Лет десять назад обувщики Дагестана, поверившие очередному главе, пообещавшему защитить бизнес от поборов в обмен на реальные налоговые платежи, собрались в Министерстве экономики республики и объявили о своем желании выйти из тени. «НД» тогда начало всячески пиарить данную инициативу, тщательно отслеживая процес начавшегося «обеления». Увы, процесс этот продолжался очень и очень недолго. Владельцы обувных цехов один за другим начали терять интерес к этой работе и возвращаться в привычную «тень».

«С ребятами активно поработали все наши контролеры, — объяснил корреспонденту «НД» происходившее хозяин обувной фирмы «ТИС» Тагир Идрисов, продолжавший борьбу за «обеление» в гордом одиночестве. — Но я все равно не остановлюсь и пойду до конца». Тагир нанял бухгалтера, навел порядок с документацией и, в конце концов, предоставил в налоговую инспекцию реальную декларацию. Вечером того же дня он приехал в редакцию «НД» и рассказал, чем все это закончилось.

«Сначала мне не поверили и изучали все документы около часа. Потом посмотрели как на очень больного человека и начали просвещать. «Ты что думаешь, — сказали мне, — мы все деньги, которые ты нам все эти годы исправно платил, себе оставляли? Тольку самую малость, на поддержание штанов. Остальное шло наверх, на самый верх, понимаешь? Обувщики — это личный бизнес такого большого человека (тут мой собеседник шепотом назвал очень громкую фамилию). А теперь представь, что мы этому человеку говорим, что хозяин фирмы «ТИС» отказывается платить, хочет жить по закону. Ты даже не представляешь себе, что тебя ждет в этом случае. Сначала пожарники твой цех на несколько месяцев закроют, потом санэпидстанция эстафету примет. Не удивимся, если в твоем цеху что-то запрещенное найдут: если идешь против системы, будь готов ко всему. В общем, не дури, мы тебе сейчас сами декларацию привычную составим, а ты ее подпишешь. Ты ведь не только себя подставляешь, а всех нас».

В итоге Идрисов подписал пустую декларацию и потихоньку начал сворачивать бизнес. А через некоторое время распродал все оборудование и перестал выпускать обувь. Такие вот дела.

У страха глаза велики, но недолго

Практически все в республике понимают, что экономику в «тень» загоняет не бизнес, которому по большому счету абсолютно неважно, кому платить. Ведь общая сумма откатов обычно лишь немногим меньше налоговых платежей, которые пришлось бы осуществлять при работе в «зеленом секторе». И до тех пор, пока чиновников реально не отлучат от бизнеса, который они привыкли рассматривать в качестве постоянной кормушки, ситуацию поменять невозможно.

Так что успех работы Васильева зависит не от того, поверит ли ему бизнес (присутствовавшие на совещании предприниматели, кстати, заявили, что с переходом в правовое поле у них никаких проблем не возникнет). Намного важнее другое — поверят ли руководителю республики чиновники, которых пытаются лишить привычных источников дохода. Тем более что суммарно речь идет о миллиардах рублей, которые до этого оседали в их карманах.

Достаточно ли для этого арестовать нескольких крупных чиновников, а оставшихся погрузить в атмосферу постоянного страха и ожидания внезапной проверки? И каким должен быть градус этого самого страха, чтобы он оказался сильнее желания набить карман? Психологи говорят о том, что страх в качестве сдерживающего фактора может работать не очень долго. Потом люди свыкаются с ним и все возвращается на круги своя. Так что о дополнительных «стимулах» для чиновников следует задуматься уже сегодня.

В общем, не будем спешить и посмотрим, как ситуация с новым общественным договором — налоги в обмен на гарантии главы — будет развиваться дальше.

400 миллионов. Кто больше?

Возвращаясь к совещанию, отметим, что его участники не сошлись только в одном — сколько денег недоплачивают в бюджет владельцы АЗС. По мнению основного докладчика — врио первого вице-премьера Дагестана Рамазана Алиева, с которым также согласился главный налоговик республики Умахан Джабраилов, — бизнес, связанный с реализацией горюче-смазочных материалов, недодает в бюджет не менее 400 млн рублей.

Спикер Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов, который в последнее время без устали клеймит пороки и вскрывает язвы на теле дагестанского общества, считает, что эта цифра занижена больше, чем вдвое. По его оценке, выход всех АЗС из тени может дать дополнительно не менее 900 млн рублей.

Надо сказать, что эта цифра понравилась Васильеву гораздо больше. Владельцы же АЗС посчитали ее абсолютно нереальной.

«На наш взгляд, — сообщили они корреспонденту «НД» после совещания, — последняя цифра взята с потолка и к реальности отношения не имеет. Даже 400 миллионов рублей для нас — это слишком много. Готовясь к совещанию, мы долго сидели с калькуляторами и считали. И в итоге, не сговариваясь, вышли на потолок в размере 350 миллионов рублей. Смотрите, нам предлагают установить среднюю зарплату на заправках более 16 тысяч рублей. В Махачкале и других городах это реально, в сельской же местности, где работы на заправках практически нет, наверное, надо исходить из минимального размера оплаты труда.

Мы, конечно, недоплачиваем в бюджет, но, надо сказать, что сегодня этот бизнес вовсе не золотое дно, как раньше. Цены диктует биржевой рынок, при этом они постоянно растут. Мы же изо всех сил стараемся до последнего не повышать. И из-за бешеной конкуренции, и потому, что люди у нас небогатые. Газ мы возим из Астраханской области, но при этом в Астрахани он на заправках стоит дороже, чем в Дагестане. В итоге «коридор прибыли» постоянно сужается. В октябре цены на дизельное топливо скакнули сразу на 20%, мы же подняли их на 5–7%, работали себе в убыток.

Владимир Абдуалиевич сказал о том, что может пригласить в Дагестан «Лукойл». А эта компания сегодня потихоньку уходит с рынка, закрывая свои заправки в стране. Если бы этот бизнес приносил большие деньги, такого бы не произошло. В среднем с литра бензина нам остается около двух рублей, а летом — еще меньше.

Да, нас считают хапугами, за неуплату налогов упрекают в отсутствии социальной ответственности. А многие из нас, не афишируя, строят дороги, мечети, помогают бедным, поддерживают спортсменов, при том, что нас регулярно «обжимают». Мы и налоги платить готовы, если государство защитит нас от поборов.

И еще. Мы об этом говорили на совещании, но повторим. Если мы начинаем работу с чистого листа, правила игры должны быть обязательными для всех. Представьте, к примеру, что у человека есть надежная крыша, наличие которой позволит ему и налоги не платить, и от проверок защититься. Да он остальных конкурентов моментально задушит за счет более низких цен. Так что ответственность на власти лежит большая. Смогут они, сможем и мы».

В ходе совещания Владимир Васильев сказал, что «сегодня мы делаем первый шаг, но обязательно будет и второй, и третий. Останавливаться не собираемся. На очереди — владельцы банкетных залов».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: