Совет и учет прав человека

04.06.2016 16:20

Массовые нарушения конституционных прав граждан зафиксировала в Дагестане делегация Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России (СПЧ) в ходе рабочей поездки по Северному Кавказу. По итогам визита СПЧ проблемы с нарушениями прав человека в Дагестане будут подняты для обсуждения на уровень СКФО и федеральный уровень и доложены непосредственно Президенту России.


Делегация СПЧ во главе с председателем Совета, советником Владимира Путина Михаилом Федотовым с 30 мая по 1 июня в рамках выездного заседания встречалась с дагестанцами, проводила проверки, осуществляла прием граждан.

Одними из наиболее острых вопросов, рассмотренных членами СПЧ, стали заявления о массовых нарушениях конституционных прав граждан в ходе организации так называемого «профилактического» учета. Эта тема поднималась несколько раз: 30 мая на круглом столе в Доме дружбы с участием членов СПЧ Максима Шевченко и Леонида Никитинского, 31 мая на встрече с главой республики Рамазаном Абдулатиповым, в ходе посещения села Гимры Унцукульского района и 1 июня на круглом столе в Хасавюрте с участием практически всех членов делегации СПЧ.

Для многих членов СПЧ такие факты нарушений прав в ходе постановки на учет, как принудительные отбор отпечатков пальцев, проб ДНК, фото- и видеосъемка, постоянные остановки на постах полиции и невозможность передвижения без уведомления оперативных сотрудников полиции и прочее, показались удивительными, необычными и потому поначалу не совсем понятными для восприятия; а после того как непосредственные пострадавшие рассказывали свои истории — просто вопиющими! По мнению членов СПЧ, практика профучета в Дагестане стала инструментом повсеместного массового ограничения важнейших конституционных прав граждан. В ходе круглых столов были приведены многочисленные свидетельства об этом жителей Махачкалы, села Гимры, Хасавюртовского и Кизилюртовского районов, в том числе со слов представителей государственных органов, суфийских тарикатов и официального духовенства Дагестана.

«Одна из самых серьезных проблем, которые мы обнаружили, это ситуация с профилактическим учетом, — сказал заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров. — Постановка на подобный профучет не предусмотрена ни уголовным, ни административным законодательством, людям не разъясняют их права — это происходит на основании неопубликованных приказов и инструкций, что затрудняет обжалование этих действий.

Очень многих граждан ставят на профилактический учет, причем ставят всех: и стариков, и детей, и женщин».

«Их ограничивают в правах, — отметила член СПЧ Наталия Евдокимова, — в том числе в праве на передвижение, в праве на получение работы. Абсолютно незаконно требуют сдавать анализы, в том числе на ДНК, кровь. То есть делать то, что может быть сделано только с согласия самого гражданина, если он не преступник и не обвиняется в совершении правонарушения».

Леонид Никитинский считает ограничения профучета нарушающими права, гарантированные Конституцией России, и избыточными: «Я могу объяснить, что, конечно, есть оперативный учет — это важное дело, спасибо тем, кто этим занимается. Но нет такого учета, чтобы человек из дома мог выехать только с 7 до 22 часов, если он не в колонии-поселении. Этого не может быть! Такого не может быть вообще! Никакой документ, ограничивающий права гражданина, не может действовать, если он не опубликован!».

Проблема профучета стала главной темой разговора и на встрече с главой Дагестана.

Члены СПЧ Максим Шевченко и Игорь Каляпин вступили в острую дискуссию по данному вопросу с министром ВД Дагестана Абдурашидом Магомедовым и вице-премьером Рамазаном Джафаровым.

При этом право МВД осуществлять профилактическую работу не оспаривалось, но, как заявил член СПЧ Игорь Каляпин, оперативные мероприятия не должны сопровождаться нарушением прав граждан и принципов законности. Данную позицию поддержал и председатель Совета Михаил Федотов.

Абдурашид Магомедов был категорически не согласен с оценками правозащитников, которые считали, что процедуры профучета ведут к ограничению гражданских прав и преследованию инакомыслящих, и ссылался на ведомственные нормативные документы МВД. Тем, кто считает действия полиции необоснованными, Магомедов предложил обращаться в прокуратуру и суд.

Глава республики постарался занять в этом обсуждении «дипломатическую позицию»: находясь на позиции чиновника, разделяющего мнение о необходимости учета, но одновременно при этом в ходе словесной перепалки высказав Джафарову получившее уже широкое распространение в соцсетях предложение «ликвидировать» и «поставить на учет» самого вице-премьера.

Максим Шевченко обратил внимание, что сотрудники правоохранительных органов, проводя незаконные мероприятия по профучету, сами находятся в положении нарушителей закона: «Занимаясь этой практикой, они, так или иначе, рано или поздно могут оказаться под прокурорскими проверками. Практика профилактического учета является вопиющей, и, на мой взгляд, это нарушение Конституции Российской Федерации. Тысячи граждан России лишаются своих прав, при этом никакой юридической процедуры, оформленной законом, не существует. Речь идет о тысячах людей, причем не только последователи так называемого «саляфитского» ислама, но и последователи «чиркейского» тариката ставятся на профучет. Речь идет о «бизнесе», потому что, когда тысячи людей загоняются на учет, это нельзя объяснить иначе как желанием вздуть какие-то искусственные показатели — у меня просто нет другого объяснения этому беззаконию. Ссылаются на приказ министра, но приказ министра, не опубликованный ни в одной из российских газет, не является законом. Стало быть, действие в отношении граждан без возбуждения юридической процедуры, только согласно этому приказу, является не просто беззаконием, но уголовным преступлением. Участие в беззаконных действиях — это преступление. Ограничивать права граждан на основании ведомственных инструкций — это преступление».

Члены СПЧ пообещали подготовить по итогам поездки доклад Президенту России о нарушениях прав на Северном Кавказе и обсудить данную проблематику лично с Владимиром Путиным на предстоящем заседании СПЧ. Кроме того, многие поставленные вопросы будут в повестке дня готовящегося форума федерального значения «Гражданское противодействие экстремизму и терроризму» с участием представителей Национального антитеррористического комитета, ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и правозащитников.

Внимание правозащитников было обращено на вопросы фабрикации уголовных дел, в том числе в отношении общественных активистов и руководства мечетей, выступавших за решение проблем профучета. В ходе визита в СИЗО Махачкалы члены СПЧ встретились с арестованным имамом мечети «Восточная» Хасавюрта Магомеднаби Магомедовым и членом общественного совета, пресс-атташе мечети «Тангъим» Магомедом Магомедовым. По мнению Шевченко, фабрикация таких уголовных дел является уже «нормой» жизни в Дагестане: «Преследование людей, невозможность общества заступиться, невозможность людей адекватно защитить себя от политических преследований очевидна».

«Я лично знаю Магомеда Магомедова много лет. И он нам рассказал, как ему подбросили и что его ведут по так называемому классическому делу оппозиционера — наркотики и граната. Я так понимаю, верующий мусульманин без комочка «спайса» и без гранаты в кармане просто не выходит из дома. Это уже систематически, очевидно, у оппозиционеров: берешь в карман «спайс», патроны или гранату — и, положив в карман эти предметы, как правило, натыкаешься на сотрудников Центра по противодействию экстремизму. По словам Магомеда Магомедова, когда ему надели мешок на голову, сказали: «Это тебе за интервью телеканалу «Дождь» и за то, что ты общаешься с журналистами». Я уверен в том, что он говорит — правда», — сказал Шевченко.

В программе работы СПЧ в Дагестане также было посещение социальных учреждений и мест принудительного содержания граждан, проведение тематических круглых столов, встречи с представителями власти и гражданского общества. Так, правозащитники посетили дом-интернат «Забота», о тревожной ситуации в котором одними из первых сообщало читателям наше издание, СИЗО Махачкалы и Дербента, ИВС и реабилитационный центр Кизилюрта. Были организованы встречи с представителями общественных организаций Дагестана, состоялся прием граждан. Жители Дагестана ставили перед членами СПЧ вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, социальными проблемами, регулированием земельных правоотношений. Члены некоммерческих организаций затрагивали вопросы деятельности НКО, процедур выделения грантов.

Дагестан стал первой республикой Северного Кавказа, которую посетила делегация СПЧ. Затем планируется работа в Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ставропольском крае. Заключительное заседание СПЧ с участием представителей СКФО назначено на 9 июня в Пятигорске. 

Фото: Идрис Юсупов



Смотрите также видео: Абдулатипов: «Хотите, чтобы я вас ликвидировал?». Встреча главы Дагестана с членами СПЧПравозащитники спорят с властями Дагестана.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Началось строительство школы программистов у озера Ак-гель

ожидаемая неожиданность

28.03.2024 13:41

В парламенте Дагестана доложили об угрозах демографии

доклад самого информированного представителя власти

28.03.2024 11:49

Прямая трансляция 31-й сессии Народного собрания

заявления и отчеты

28.03.2024 10:22