За «Платон» ответим

06.05.2017 14:13

На прошлой неделе дагестанские дальнобойщики приостановили акцию протеста, длившуюся больше месяца, и покинули «протестные площадки». Уже через пару дней после этого у центра регистрации пользователей системы «Платон» в Махачкале образовались очереди водителей, ожидающих регистрации. Корреспондент «НД» попытался проанализировать итоги «антиплатоновской» забастовки, чтобы понять, чего именно сумели добиться перевозчики, осмелившиеся бросить вызов государственной машине.

Тактические победы

Тактические победы дагестанских водителей, проигравших стратегическую битву, сквозь призму «Платона», «обжимающего» каждого водителя страны ориентировочно на 200 тысяч рублей в год, выглядят не очень весомыми. Из трех пунктов проверки по линии транспортной инспекции в Дагестане остался один, карточки допуска к международным перевозкам теперь будут выдаваться не на год, а на пять, практически все водители, зарегистрированные в системе «Платон», будут освобождены от уплаты транспортного налога. Кроме того, как сообщили корреспонденту «Нового дела» в республиканском правительстве, в скором времени на границе с Азербайджаном будет создана площадка по принципу «одного окна». Сейчас на ней завершается монтаж современного весового оборудования, позволяющего сократить время прохождения границы до 2—3 часов.

Это, скажем так, запротоколированные победы. Кроме этого, водители получили заверения дагестанских властей, что их избавят от практически ставших нормой поборов на таможенных постах и дорогах республики, а также от необоснованных придирок азербайджанских инспекторов, штрафующих водителей еврофур, масса которых превышает 37 тонн (международные нормы допускают вес до 38 тонн. — «НД»). Есть устная договоренность с представителями транспортной инспекции об урегулировании некоторых спорных вопросов. Да, еще в копилке обещаний — уверения депутатов Государственной Думы, пообещавших (естественно, без каких-либо гарантий) довести до коллег по парламенту требования водителей по поводу отмены «Платона». Свои предположения по поводу того, насколько долго эти обещания будут реально работать, мы озвучивать не будем, предоставив читателю право самому делать долгосрочные прогнозы.

Да, на фоне «Платона» «за бортом» остались такие «мелочи», как отмена так называемой «осевой нагрузки», а также наведение порядка со ставкой акцизов на топливо.

Еще в самом начале забастовки многие наблюдатели говорили, что заявленных целей водители ни в коем случае не добьются. Это было ясно и по реакции на нее республиканских и федеральных властей, и по тому, что в акции не приняли участия транспортные компании, контролирующие большую часть рынка перевозок в стране. Больше того, стачку дальнобойщиков многие транспортные компании активно использовали для дальнейшего передела рынка и увеличения своей ниши. РБК в этой связи цитировал высказывания президента не участвовавшей в забастовке ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, сказавшего, что «среди грузоперевозчиков находится немало желающих перехватить заказы у бастующих, просто теряющих клиентов».

Об опасности подобного развития событий предупреждали и сами дальнобойщики еще в первые дни протеста. Так, продвинутый водитель-блогер под ником Nurcatblog, ведущий очень популярный не только у дальнобойщиков «Блог вьючного сКота», уверен, что нынешняя забастовка — сознательная провокация «Объединения Перевозчиков России», задуманная специально для передела рынка: «В весенние месяцы традиционно грузопоток падает, «пирога» доступных к перевозке грузов на всех не хватает, лизинговые платежи и зарплаты водителям (речь идет о крупных транспортных компаниях. — «НД») приказами министерства транспорта не отменишь. Основной конкурент — малый и средний бизнес, его и надо отодвинуть от кормушки доступных грузов. Хотя бы забастовкой за светлые идеалы борьбы с «Платоном». Вы побастуйте, а мы поработаем». Вывод из этого очевидный — дальнобойщики стали разменной картой в большой игре транспортных компаний, стремящихся к монополизации рынка.

Но это только самая вершина айсберга под названием «Платон». Что таится в морских глубинах, мы попробуем разобраться чуть позже, а пока несколько слов о том, почему именно в Дагестане акции дальнобойщиков стали самыми массовыми в стране. Начнем с того, что в республике практически нет крупных транспортных компаний, и посему опасность передела рынка нашим водителям не грозила. В отличие от их коллег из других регионов страны. Второй фактор — пассионарность дагестанцев, пытающихся отстоять свои права. Есть и третий. Такого количества большегрузов на душу населения, как в Дагестане, нет ни в одном регионе страны. Начиная с 2005 года грузовой парк в Дагестане ежегодно рос, причем темпы этого роста значительно опережали средние показатели по России. Так, с 2005 по 2015 год жители республики закупили более 2200 большегрузов, значительно увеличив и без того весьма серьезный парк машин. И хотя с 2015 года наметилась обратная тенденция (за полтора года за пределы республики продано более 400 автомобилей, а еще несколько сотен грузовиков колесят по дорогам с табличкой «Продается»), республиканский парк сегодня насчитывает около 30 тысяч машин. И поэтому, несмотря на то, что в акции принял участие примерно один водитель из 10—15, она в итоге получилась достаточно масштабной.

Остались в проигрыше

Но вернемся к итогам прерванной на неопределенное время забастовки. О реальных и виртуальных победах водителей мы сказали, теперь поговорим о поражениях (когда кто-то побеждает, кто-то автоматически оказывается побежденным). Так вот основными потерпевшими в результате победы «Платона» стали мы с вами. Попробуем оформить наши потери в виде короткого списка. Поскольку водители, оплачивающие счета по «Платону», освобождаются от транспортного налога, ранее поступавшего в республиканский дорожный фонд, последний станет меньше примерно на полмиллиарда рублей. А значит, республиканская программа строительства и ремонта дорог будет откорректирована в сторону уменьшения. Это во-первых. Во-вторых, уже сегодня рейсы из Махачкалы в Москву и обратно существенно подорожали. Если раньше перевозка груза в одну сторону обходилась клиенту в 60 тысяч рублей, то сегодня минимальная цена — 75 тысяч рублей. Некоторые считают, что это явление временное, обусловленное большим количеством «горящего» груза, скопившегося в республике из-за забастовки дальнобойщиков. Сами же водители уверены, что цена за рейс будет расти и дальше. В настоящее время в Дагестане идет настоящая война между водителями, диспетчерами и клиентами, при этом перевозчики, активно обсуждая эту тему в социальных сетях, настаивают на том, что плата за километр пути должна быть не ниже 50 рублей. Если этот тариф начнет работать, то короткая дорога в Москву (через территорию Калмыкии) будет обходиться клиенту в 90 тысяч рублей, а длинная (через Ростов-на-Дону) выльется в 100 тысяч. Накрутки эти, естественно, добавятся к стоимости перевозимого товара, и в итоге помимо водителей издержки «Платона» придется оплачивать нам с вами. Собственно, все это было понятно еще до начала акции, именно поэтому протестующие водители откровенно недоумевали, почему к ним не присоединяются остальные дагестанцы, ведь рано или поздно щупальца «Платона» залезут в карман каждого жителя республики.

Чем обусловлен такой значительный рост стоимости перевозок, корреспонденту «Нового дела» объяснил один из участников недавней забастовки Абдурашид Самадов: «Некоторые считают нас хапугами, говорят, что «Платон» добавляет к стоимости поездки всего четыре тысячи рублей. На самом деле это не вполне соответствует действительности. Дело в том, что эта система параллельно решает сразу несколько задач помимо сбора денег на ремонт дорог и повышения уровня жизни семьи Ротенбергов. Одна из таких задач — выведение бизнеса перевозок из «тени». Данные «Платона» автоматически передаются в региональные налоговые органы, поэтому после каждого рейса нас будут встречать налоговые инспекторы, требующие уплаты налогов с доходов. Кстати, для сведения, при помощи «Платона» государство попытается вывести из тени не только нас».

Риски сельхозпроизводителей

«Есть такое понятие: «равномерная осевая нагрузка», — продолжает Самадов. — Это чисто российское изобретение, в других странах такого нет. То есть от водителей требуют, чтобы машина была загружена равномерно, с одинаковой нагрузкой на каждую ось. Вроде бы мелочь, но штраф за эту «мелочь» составляет от 200 до 500 тысяч рублей. При этом оборудования, обеспечивающего равномерную погрузку, в стране нет. Более-менее равномерно можно загрузиться на стационарном складе. Это исключает ранее практиковавшуюся в Дагестане загрузку в поле, когда люди, выращивающие капусту, лук, картофель или арбузы, грузили свой товар прямо там, где его выращивали. Я лично не рискну подставляться под штраф и брать товар непосредственно у продавца. И таких, как я, большинство.

Значит, рано или поздно в цепочке «производитель — перевозчик — покупатель» образуется обязательный посредник — владелец склада. Уверен, что им окажется кто-то из наших крупных чиновников, поскольку дело это обещает быть весьма прибыльным. Что, естественно, приведет к удорожанию товара, но это только начало. Если раньше люди, выращивающие овощи и фрукты, контактировали непосредственно с водителями и оставались в «тени», то теперь им придется выйти в правовое поле и начать платить налоги (одно дело — искать владельцев товара по полям, и совсем другое — проверить документацию владельца оптового склада). В итоге «Платон» рано или поздно ударит по фермерам и другим производителям продукции. Мы пытались им это объяснить, предлагая присоединиться к нашей забастовке, но они нас не услышали. Теперь пусть отдуваются. А за издержки в конечном счете заплатит покупатель, поскольку все это скажется на цене каждого товара. Так что ждите нового взлета инфляции в России».

С начала кризиса «Новое дело» постоянно писало о том, что правительство России, по существу, пустило на самотек ситуацию в экономике, так и не сумев выработать внятного антикризисного плана. Объясняется это достаточно просто — все издержки кризиса государство решило переложить на плечи граждан. И «Платон» в этом плане следует рассматривать исключительно как инструмент очередного отъема денег у населения. При этом уже сегодня очевидно, что это только начало и программа экспроприации у россиян только набирает обороты.

За примерами далеко ходить не надо. Буквально на этой неделе российские СМИ сообщили, что до конца года будут приняты законы, запрещающие самозанятым гражданам выезжать за границу. На деле это означает начало широкомасштабного наступления на тех, кто работает в «тени» и не платит налоги (по разным оценкам, речь идет о 20—25 миллионах человек). А поскольку в Дагестане «серый» сектор оценивается примерно в 70%, для нас грядущие изменения в законодательстве в скором времени станут очень актуальными.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: