Беспошлинно на небеса
13.12.2013 04:35События, происходящие вокруг авиакомпании, отражают весь спектр «клановоориентированного» народного хозяйства, как было принято называть ранее, Дагестана. Инфраструктурный транспортный объект, долгие годы единственный в стране, монопольно сочетавший функции авиаперевозчика и оператора аэропортовой деятельности, с выручкой, достигавшей в год, по мнению ряда экспертов, до 1,5 млрд рублей, ныне проходит процедуры банкротства и не в состоянии уплатить несколько тысяч рублей госпошлины за судебные тяжбы.
Судьба ОАО «Авиалинии Дагестана» до сих пор остается неясной. Признание 16-м арбитражным апелляционным судом банкротом республиканского авиаперевозчика, состоявшееся 17 апреля, и введение наблюдения стали отправной точкой к приведению в порядок финансово-хозяйственных отношений компании. Но и тут не все идет гладко. Неизвестно, чем мотивирует распорядитель республиканской собственностью — Минимущества — практически полную потерю контроля за управлением имуществом республики, но факт остается фактом: в течение года (с 09.04.2012) оно не сумело навести порядок в не совсем соответствующем цивилизованным нормам ведения бизнеса предприятии. Зато отметилось в кадровых и иных скандалах. Временный управляющий Дуньямудин Рамазанов, принявшийся за выверку расчетных, имущественных и других обязательств, сталкивается с серьезными трудностями на пути к санации банкрота.
Практически синхронно с исчерпанием правовых возможностей к возвращению лицензии на авиаперевозки 16-й апелляционный арбитражный суд ввел на республиканском авиапредприятии одну из стадий процедуры банкротства — наблюдение. Оба события состоялись в апреле текущего года. Возможно, подобное совпадение или какая-то инсайдерская информация стали поводом для обращения одного из крупных кредиторов компании, владельца потерпевшего аварию в Домодедово ТУ-154 самарской «Римос Лимитед» и временного управляющего Рамазанова в суд на предмет выявления признаков фиктивного банкротства. Судебные споры затягивают бывшего авиаперевозчика в свой омут, из которого, наверное, не скоро удастся выбраться.
Суд да дело
Авиалинии Дагестана — одна из самых популярных в судебных коридорах коммерческих структур: за все время ее существования проведено более 226 судебных процессов только в Арбитражном суде РД, где она выступает в различных статусах. Кроме того, на начало года в отношении Авиалиний было возбуждено 1162 исполнительных производства, многие из которых в связи с банкротством приостановлены. В последнее время судебные баталии проходят, как по конвейеру.
13 декабря возобновится судебный процесс, инициированный временным управляющим Рамазановым по взысканию с сервисной компании GEM SERVICES FZC 1,7 млн рублей. Рассмотрение иска было приостановлено в связи с некачественным оформлением исковых материалов и неуплатой полагающейся госпошлины. Судья Тимур Магомедов предупреждает истца, что иск будет возвращен, если недостатки не будут устранены к сроку. Подобное отношение к подготовке к арбитражному процессу наводит на мысли или о неспособности провести квалифицированное юридическое сопровождение мероприятий по оздоровлению банкротящейся структуры, или об избрании тактики затягивания юридических процедур в тех или иных целях. А об аффилированных с воздушным перевозчиком персонах все наслышаны. «НД» уже писало о многократно заниженной арендной стоимости принадлежащих республике двух ТУ-154 и трех ТУ-134, находящихся в пользовании Авиалиний. Чем руководствовалось Минимущества все эти годы: корыстными интересами возглавлявших ее должностных лиц или действовало по указке более могущественных персон, до сих пор неизвестно. А ведь мимо бюджета проходили огромные суммы.
Чьи вещи?
Тем временем юридическая фирма, обслуживавшая авиакомпанию по договору от 24 марта 2012 года, добилась в третейском суде 11 ноября истребования 2,9 млн рублей за свои услуги и 87,6 тысячи рублей за сборы и гонорар третейскому судье. Рамазанов пытается в настоящее время также через АС РД отменить судебный акт. Со столь значительными тратами на юристов можно было бы добиться и более эффективной защиты интересов Авиалиний. Но этого, как видите, не произошло.
Остается под вопросом и статус собственника Авиалиний на ряд объектов недвижимости. Попытки Рамазанова узаконить право собственности не приводят к успеху. Росреестр отказал в правообладании на целый ряд объектов недвижимости еще до введения процедуры банкротства — 23 марта 2013 года. Обжалование действий Росреестра не привело к успеху. Более 20 исков Авиалиний, поданных в октябре, были закрыты или по мотиву отказа от иска, или прекращением производства. 11 декабря по этим делам были вынесены определения суда.
В настоящее время проходит также обжалование действий республиканского Управления Федеральной налоговой службы по доначислению земельного налога в размере 7,8 млн рублей. Напомним, что в июле АС РД включил налоговый орган в реестр кредиторов с требованием к банкроту в размере 268,5 млн рублей.
Кредиторы авиаперевозчика также не отстают. Фонд социального страхования списал 2,5 млн рублей задолженности по обязательным отчислениям еще в декабре прошлого года. Конкурсный управляющий обжаловал действия внебюджетного фонда. 20 ноября АС РД принял к производству его исковое заявление.
О финансовой непрозрачности и прочих изъянах в деятельности Авиалиний было много сказано за последние годы.
Показательным в этом плане явился и арбитражный процесс, инициированный 18 сентября в отношении Военного комиссариата РД, о принудительной уплате задолженности в сумме 1,8 млн рублей. Подав иск, перевозчик не обосновал свои требования соответствующими доказательствами. Отсутствовали акты сверки, первичные документы и другие подтверждающие документы. Непрозрачность бизнес-процесса являлась все годы существования компании предметом нареканий, в первую очередь, сторонних коммерческих структур, сотрудничавших с компанией. Контрольные органы и то же самое Минимущества как будто в рот воды набрали. Издержками этого стали, в первую очередь, высокие цены на авиабилеты, невнимание инвесторов, слабое поступление налогов в бюджеты всех уровней и, в конечном счете, финансовая несостоятельность и умаляющими авторитет всего дагестанского бизнес-сообщества явления, вплоть до провоза огромных наличных денежных средств, шокировавших всю страну.
Забияки-австрияки
Окончательного решения судьбы авиаперевозчика придется ждать долго. Судебные тяжбы рискуют перекинуться на международные просторы. Как информировало «НД», ряд важнейших объектов аэропорта находится под обременением. В частности, как залог под кредиты «Витас-Банка». Конкурсное производство обанкроченного банка выявляет все новые и новые факты проведения различных схем по уводу активов, применявшихся банком. Так, австрийский Майнль Банк АГ (Meinl Bank AG) пытался 2 декабря в 9-м арбитражном апелляционном суде отменить определение АС Москвы, отказавшего ему в прекращении оспаривания конкурсным управляющим «Витас-Банка» сделок. Апелляционная инстанция согласилась с нижестоящим судом. Но остаются еще две инстанции. Дело в том, что «Витас-Банк» заключил с австрийским банком 18 октября 2011 года договор об оказании депозитарных услуг и залога. Окончательное урегулирование спора должно быть проведено в рамках австрийской юрисдикции. Здесь, как и в других ипостасях деятельности воздушного перевозчика, можно ожидать весьма неприятных сюрпризов.
Транспортной инфраструктуре уделяется первоочередное внимание Рамазана Абдулатипова. Об этом говорит и подписанное 11 декабря с руководством РЖД соглашение о реконструкции вокзалов в республике. Но слабая исполнительская дисциплина и коррумпированность чиновников, как в случае с Авиалиниями Дагестана, не позволяют навести порядок в жизненно важной для республики отрасли. Важнейший инфраструктурный транспортный объект республики — аэропорт «Уйташ», куда вкладываются средства и Сулеймана Керимова, — вследствие чрезвычайной запутанности финансово-хозяйственной деятельности и противодействия отдельных групп влияния никак не может завершить окончательное определение своего будущего. Надежды на обещанное возрождение авиакомпании или создание нового авиаперевозчика кажутся теперь уж совсем невероятными. Из-за непрофессионализма или элементарного желания наживы некоторых людей за чужой счет сегодня приходится расплачиваться рядовым пассажирам: задержка рейсов, высокие цены, хамское отношение представителей некоторых авиакомпаний (очень часто мы получаем жалобы от наших читателей на авиакомпанию «ВИМ-АВИА»).
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56