«Без «Матласа» проекта не будет»
25.01.2014 03:29Между тем аналогичная проблема в свое время успешно похоронила два масштабных инвестиционных проекта, которые планировалось реализовать в Дагестане, и существенно сузила границы третьего. Речь идет о нерешенности земельных вопросов в районах, жители которых не соглашаются с вариантами использования родовых территорий, предлагаемыми инвесторами.
Так, сначала при Муху Алиеве, а затем при Магомедсаламе Магомедове жители Карабудахкентского района по существу заморозили проекты «Немецкая деревня» и «Новый город» (первый планировали реализовать братья Исаевы, второй — Сулейман Керимов). Говоря о третьем проекте, мы имеем в виду проект Дагагрокомплекса, который первоначально планировалось реализовать в Ногайском районе с выделением 100 тысяч гектаров земли. Но после массовых протестов жителей данного района проект «перекочевал» в Кизлярский и Тарумовский районы, при этом количество выделенной земли сократилось почти в 20 раз.
При подготовке реализации проекта строительства горнолыжного курорта «Матлас» проблема с родовыми землями возникла в очередной раз. Жители трех сел Хунзахского района (Шотода, Ахалчи и Сиух), чьи земли должны были войти в создаваемый туристический кластер, отказались подписывать соглашение о передаче Минэкономразвития России полномочий по управлению и распоряжению своими земельными участками. Это стандартная процедура, обязательная для создания особой экономической зоны, в которой действуют налоговые и таможенные льготы. В свою очередь Минэкономразвития передает эти земли для управления уполномоченному органу (в данном случае ОАО «Курорты Северного Кавказа»), после чего последний может приступать к строительству того или иного объекта. При этом следует отметить, что собственники земель, на которых реализуется проект, права на собственность не теряют. Данный документ не ограничивает и их права заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности. В итоге жители территорий, входящих в кластер, практически ничего не теряя, приобретают определенные льготы и рабочие места. По словам представителей КСК, проект поможет трудоустроить практически всех жителей данных сел, а всего в его рамках планируется создать около 34 тысяч рабочих мест.
Между тем с приведенными резонами на сегодняшний день согласились только жители селения Шотода, которые, по словам главы Хунзахского района Саида Юсупова, в настоящий момент «согласились передать руководству муниципального образования все документы, необходимые для подписания соглашения о передаче Минэкономразвития России полно-мочий по управлению и распоряжению земельными участками». Что касается остальных двух сел, они, по словам Юсупова, наконец согласились вступить в переговоры (до этого жители Ахалчи и Сиуха наотрез отказывались даже обсуждать варианты строительства на их землях курорта «Матлас». — «НД»).
Таким образом, сегодня судьба всего проекта создания туристического кластера в республике по существу напрямую зависит от того, какое решение примут жители Ахалчи и Сиуха. Подчеркиваем, речь идет не только о судьбе отдельно взятого горнолыжного курорта «Матлас». По словам Сергея Верещагина, без «Матласа», являющегося центральным звеном проекта, объединяющего горный туризм с отдыхом на побережье Каспия, теряется сама суть проекта, от реализации которого в таком случае придется отказаться.
Впервые такую жесткую позицию по «Матласу» Верещагин обозначил еще минувшим летом. Его ответы на вопросы журналистов по поводу ситуации с этим курортом приводит SKFO.ru.
— Прокомментируйте информацию о том, что аулы Ахалчи и Сиух в Дагестане отказались от переговоров о передаче земель под курорт.
— У нас в Дагестане и в Кабардино-Балкарии есть проблема с землей. Ряд территорий, отведенных под строительство курортов, затрагивают места традиционного хозяйствования местного населения. Очень надеемся на помощь местных властей в проведении разъяснительной работы, ведь эти земли не будут закрыты и обнесены колючей проволокой, никто никого не собирается выгонять с пастбищ.
— Насколько серьезной проблемой это может стать, если люди скажут, что они никуда не уйдут?
— Если с людьми договориться не удастся, мы не будем ничего строить. Нельзя КСК рассматривать как ту компанию, которая решает все вопросы. Есть компетенция местных органов власти. Если они заинтересованы, чтобы курорт был на их территории, они должны нам помочь. Власти региона должны убедить людей, что курорт нужен, это даст налоги, позволит построить инфраструктуру, школы, дороги, больницы и т. д.
На этом фоне ситуация вокруг Ахалчи и Сиуха перестает быть чисто районной проблемой, вырастая до размеров проблемы республиканской. По существу, на сегодняшний день это главный «земельный вызов», который предстоит решить команде Абдулатипова. И от того, насколько она преуспеет в этом вопросе, зависит очень многое (речь идет не только о предполагаемых миллиардах по линии КСК). Фактически это первая проверка ресурса Абдулатипова как руководителя республики в хозяйственном споре. Шансы его в этом вопросе, как представляется «НД», весьма велики. На успех в предстоящих переговорах (если, конечно, информация Саида Юсупова, озвученная на совещании, соответствует реальному положению дел) работает национальность Абдулатипова, его административный и имиджевый ресурсы, умение говорить и убеждать. На другой же чаше весов — цена вопроса, которую прекрасно осознают жители двух протестующих селений. Как известно, чем она выше, тем труднее торг (а переговоры — это всегда торг, и главные козыри при этом всегда на руках владельцев товара, в данном случае земли).
Предыдущие примеры подобного рода в республике говорят о том, что дагестанцы торговаться умеют замечательно. Так, при строительстве высоковольтной линии 330 кВ «Моздок — Артем» жители селения Уцмиюрт Бабаюртовского района активно протестовали против ее прохождения по их земле. И хотя республика предприняла все для «мирного» решения этой проблемы (президент даже давал команду министру МВД проверить чуть ли не каждого протестующего), в итоге энергетикам пришлось серьезно «отжаться» — жители Уцмиюрта, нанявшие грамотного адвоката, получили за свои «родовые земли» компенсацию, на пару порядков превышающую кадастровую стоимость выделенной земли.
Аналогичная картина сложилась и в результате подготовки к реконструкции участка трассы М-29, проходящего за горой Тарки-Тау. После урегулирования всех спорных земельных вопросов с жителями селения Агач-аул стоимость строительства этого участка возросла почти в два раза.
Возвращаясь же непосредственно к совещанию, отметим те его моменты, которые корреспонденту «НД» показались наиболее интересными. Немного цифр (дагестанская «земельная действительность» существенно подкорректировала первоначальные планы по созданию кластера). Если изначально под Каспийский прибрежный кластер планировалось выделить 28300 га земли, то сегодня речь уже идет о 5520 га, не обремененных правами третьих лиц. Площадь земель, выделяемых под «Матлас», тоже сокращена с 10 до 7,2 тысяч га.
В настоящее время на этих землях по поручению КСК подрядная организация — ООО «АэроТек» — проводит работы по формированию земельных участков. Верещагин выразил надежду, что «по Каспийскому кластеру мы завершим эту работу к марту, и к началу лета — по “Матласу”».
Чтобы ускорить этот процесс, глава республики дал поручение минимизировать бюрократические процессы, связанные с оформлением земель. В связи с этим руководитель Управления Росреестра по Даге-стану Адам Амиралиев предложил установить для ОАО «КСК» и подряд-чиков компании «режим одного окна» при подаче документов. Пообещал снять все больные вопросы при взаимодействии с «АэроТек» и директор филиала Федеральной кадастровой палаты по РД Маил Нефтялиев.
Как отметил Абдулатипов, Дагестан должен создать все условия для успешной реализации проекта и просить руководство ОАО «Курорты Северного Кавказа» ускорить работы. «Начало работы по созданию туристского кластера на территории Дагестана имеет для нас важное имиджевое значение. Это не только экономика, но и политика, культура, это открытость Дагестана», — подчеркнул он.
Напоследок еще одна цифра, заинтересовавшая корреспондента «НД» (почему-то ни одно издание, написавшее о встрече главы республики с Верещагиным, ее не привело). По словам Верещагина, если удастся решить все «больные» проблемы и работа над проектом создания туристического кластера в Дагестане не будет тормозиться, непосредственно к строительству объектов туристического кластера КСК приступит примерно в 2018 году.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56