Чеченский суд и Махачкалинский порт
04.06.2016 00:09Двухчасовой забастовкой в минувший понедельник отметили работники Махачкалинского морского торгового порта решение Росморречфлота не продлевать контракт с Ахмедом Гаджиевым и назначить генеральным директором предприятия Андрея Гормаха. Соответствующий приказ 27 мая подписало руководство Росморречфлота. А уже 30 мая Гудермесский городской суд Чеченской Республики наложил арест на издание приказа о назначении гендиректора ММТП.
Об этом судебном решении поговорим чуть позже, а сначала о том, как развивались события после появления приказа о назначении Гормаха. Работники ММТП посчитали это решение несправедливым. По их мнению, Гаджиев и его команда кризисных менеджеров продемонстрировали умение работать в сложных условиях, добившись ощутимых результатов. «За пять лет, — рассказывает председатель профсоюза портовиков Махач Алиев, — им удалось вывести предприятие из состояния банкротства, погасив почти двухмиллиардные долги во все уровни бюджета. Сегодня порт — эффективно работающая организация, получившая в минувшем году более 160 млн рублей прибыли». При этом, если верить словам Алиева, в кризисные годы средняя зарплата работников предприятия выросла в 2,5 раза. Алиев также сообщил, что профсоюз работников ММТП обратился с открытыми письмами к администрации Президента РФ, Правительству РФ и Общероссийскому народному фронту с призывом вмешаться в ситуацию и отменить «непродуманный» приказ Росморречфлота о смене руководства предприятия.
Забастовку «закрыл» бывший руководитель порта Ахмед Гаджиев, призвавший коллектив вернуться к работе. Портовики пошли ему навстречу, но заявили, что акция будет продолжена через неделю, если за это время руководство Росморречфлота не отменит свое «непродуманное» решение. Впрочем, забастовки работники порта устраивали и во время назначения Гаджиева.
Новый гендиректор ММТП Андрей Гормах, которого члены команды Гаджиева поспешили обвинить в некомпетентности, незнании специфики региона и чуть ли не в рейдерском захвате предприятия, к протестным акциям отнесся достаточно спокойно.
«Меня назначили на эту должность в порядке, который установлен законом, — сообщил он корреспонденту «НД», — и в ближайшее время я намерен провести совещание с руководителями порта и представителями рабочего коллектива. Никаких сокращений рабочих мест на предприятии не планируется. Мы намерены сохранить коллектив. Более того, у нас в планах увеличить мощности порта, что позволит создать новые рабочие места. Сейчас очень важно не поддаваться на провокации и бросить все силы на обеспечение стабильной работы порта. Это единственный незамерзающий порт на Каспии, сейчас он недозагружен, операционно функционирует нестабильно. Минтранс утвердил программу его развития, и вместе с коллективом мы сумеем ее успешно реализовать».
Сразу же после назначения Гормаха экономический обозреватель «НД» попытался разобраться, что на самом деле сегодня происходит в порту и как смена руководства отразится на работе этого предприятия.
Первый вопрос, который в обязательном порядке задают жители республики при смене очередного крупного руководителя: «чьим человеком» является назначенец и кто в итоге «за ним стоит»? В случае с Гормахом в этом плане особой интриги нет и, собственно, быть не может — порт на 100% принадлежит государству, и конкурсная процедура проводилась Федеральным агентством Росморречфлота Министерства транспорта РФ. Как известно, в последние годы за право контролировать порт в Дагестане борются всего две команды: Сулеймана Керимова и братьев Магомедовых (Смоленских). Никакой чужак, это очевидно, в эту борьбу не вмешается ни при каких обстоятельствах. До последнего времени порт контролировала команда Керимова (брат Ахмеда Гаджиева, депутат Госдумы РФ Магомед Гаджиев с начала перестройки находится «рядом» с Керимовым). Соответственно, отставка Гаджиева означает, что на данном этапе борьбы за порт Магомедовы сумели пролоббировать назначение «своего человека».
Даже беглое знакомство с биографией Гормаха позволяет сделать вывод, что он тесно связан с братьями Магомедовыми и место руководителя порта получил неслучайно. Так, в 2011—2013 годы Гормах работал генеральным директором ОАО «Балттранссервис» — дочерней компании «Транснефти», которая занималась перевалкой дизельного топлива в порту в городе Приморск (на границе России и Финляндии). Как известно, «Транснефть» и «Сумма» братьев Магомедовых уже много лет являются совладельцами Новороссийского морского торгового порта — к слову, успешно развивающегося. Еще один штрих: в 2013—2015 годы Гормах был первым заместителем генерального директора ОАО «Объединенная зерновая компания». Тут вообще все просто: в мае 2012 года «Сумма» приобрела долю в этой компании в размере 50% минус одна акция и, по существу, полностью контролирует работу ОАО «ОЗК». Так что назначение Гормаха, вопреки заявлениям участников митинга, даже на первый взгляд не выглядит случайным.
Да, немаловажный факт: в последние годы Гормах занимался поставками российского зерна в Иран и имеет хорошие контакты с иранскими бизнесменами. На фоне организации «зеленого коридора» с Ираном эти контакты приобретают особое значение, тем более с учетом планов по значительному увеличению объемов российского зернового экспорта.
Собственно, смена руководства порта должна была случиться намного раньше — почти три года назад Абдулатипов активно обсуждал с представителями группы «Сумма» планы компании по реконструкции порта. При этом передача активов порта «Сумме» на тот момент казалась единственно возможным решением нового главы Дагестана. Хотя бы потому, что с самого начала работы в республике Абдулатипов активно сотрудничал с братьями Магомедовыми, в отличие от Магомедсалама Магомедова, делавшего ставку на своего однокурсника и товарища Сулеймана Керимова, которому в итоге и достался порт.
Естественно, Абдулатипов, стремящийся взять под собственный контроль все главные активы республики, должен был в первую очередь решить вопрос с этим знаковым предприятием. Во время своих выступлений глава республики даже проанонсировал приход Магомедовых в порт, сообщив, что компания готова вложить в предприятие сотни миллионов рублей. Нестыковка случилась два с половиной года назад во время встречи Абдулатипова с представителями группы компаний «Сумма», возглавляемой Маратом Шайдаевым. Ниже приведем цитату из репортажа, опубликованного в «НД».
«Когда Шайдаев озвучил планы «Суммы» по строительству мощностей по перевалке нефтепродуктов (планируется довести перевалку до 7 млн тонн нефти в год), глава республики обеспокоился, что данное развитие сценария может ударить по интересам «Дагнефтепродукта». В связи с этим состоялся такой диалог:
Шайдаев: «Но «Транснефть» — одна из ведущих компаний страны — не хочет в дальнейшем сотрудничать с «Дагнефтепродуктом».
Абдулатипов: «Отказываться от возможностей действующей структуры неправильно. Приходите, но цивилизованно, не ограничивая возможностей других».
Шайдаев: «Мы никого не ограничиваем, мы хотим параллельно создать конкурирующую структуру»…».
Прямой запрет главы на строительство собственных мощностей по перевалке нефти очень сильно повлиял на планы «Суммы» по участию в реконструкции инфраструктуры порта. Сразу же потеряла интерес к порту и «Транснефть», заинтересованная в максимальной загрузке нефтепровода Махачкала — Новороссийск. Компания надеялась на то, что «Сумма» сумеет решить проблему «Дагестаннефтепродукта», который, по мнению представителей «Транснефти», в качестве надежного и цивилизованного партнера рассматриваться не мог (предприятие постоянно оказывается в эпицентре скандалов, так или иначе связанных с недобросовестной перевалкой нефтепродуктов).
На этом фоне казалось, что «Сумма» надолго потеряла интерес к порту и к планам по его модернизации вернется еще очень нескоро. Но в октябре прошлого года во время презентации образовательно-культурного центра «Периметр» Зиявудин Магомедов сообщил, что с мечтой о порте он по-прежнему не расстался. Рассказал он об этом в шутливой форме, но при этом присутствующие восприняли его шутку весьма серьезно. По словам бизнесмена, его сегодняшний интерес к порту во многом связан не с бизнесом как таковым, а с тем, что летом каждое утро он вместе с друзьями совершал заплывы по маршруту лесопилка — порт.
По некоторым данным, накануне поездки Ахмеда Гаджиева в Москву команда Керимова озаботилась поддержкой своего ставленника, якобы снабдив последнего письмами, подписанными Абдулатиповым и Меликовым. Но, видимо, «группа поддержки» Зиявудина Магомедова оказалась намного круче. Даже без учета его дружбы с представителями команды Путина за последнее время Магомедов существенно увеличил личный административный ресурс, став спонсором Ночной хоккейной лиги — детища Путина. По слухам, последняя встреча Путина и Магомедова состоялась в середине мая в Сочи во время прошедшего там фестиваля любительских хоккейных команд.
На фоне вышесказанного можно было предположить, что Андрей Гормах пришел в республику всерьез и надолго. Во всяком случае, до тех пор, пока не состоится намеченное на этот год акционирование предприятия и не начнется процесс его приватизации (на сегодняшний день ММТП является единственным российским портом, находящимся в государственной собственности).
Но, как оказалось, точка в этой истории еще не поставлена. Проиграв партию в Росморречфлоте, команда Керимова решила оспорить приказ ведомства в региональных судах. Формальный повод — нарушения при организации конкурса, поэтому в качестве истцов выступают лица, которых, по их мнению, несправедливо не допустили к участию в данном мероприятии. Первое такое дело рассмотрел на этой неделе Гудермесский городской суд. По словам представителей команды Гаджиева, на очереди суды еще в нескольких российских регионах, и даже дают прогноз по вероятному решению. В свою очередь, Гормах ссылается на наличие вступившего в силу приказа. Таким образом, война ресурсов еще продолжается. «НД» будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Сразу же после назначения Гормаха экономический обозреватель «НД» попытался разобраться, что на самом деле сегодня происходит в порту и как смена руководства отразится на работе этого предприятия.
Первый вопрос, который в обязательном порядке задают жители республики при смене очередного крупного руководителя: «чьим человеком» является назначенец и кто в итоге «за ним стоит»? В случае с Гормахом в этом плане особой интриги нет и, собственно, быть не может — порт на 100% принадлежит государству, и конкурсная процедура проводилась Федеральным агентством Росморречфлота Министерства транспорта РФ. Как известно, в последние годы за право контролировать порт в Дагестане борются всего две команды: Сулеймана Керимова и братьев Магомедовых (Смоленских). Никакой чужак, это очевидно, в эту борьбу не вмешается ни при каких обстоятельствах. До последнего времени порт контролировала команда Керимова (брат Ахмеда Гаджиева, депутат Госдумы РФ Магомед Гаджиев с начала перестройки находится «рядом» с Керимовым). Соответственно, отставка Гаджиева означает, что на данном этапе борьбы за порт Магомедовы сумели пролоббировать назначение «своего человека».
Даже беглое знакомство с биографией Гормаха позволяет сделать вывод, что он тесно связан с братьями Магомедовыми и место руководителя порта получил неслучайно. Так, в 2011—2013 годы Гормах работал генеральным директором ОАО «Балттранссервис» — дочерней компании «Транснефти», которая занималась перевалкой дизельного топлива в порту в городе Приморск (на границе России и Финляндии). Как известно, «Транснефть» и «Сумма» братьев Магомедовых уже много лет являются совладельцами Новороссийского морского торгового порта — к слову, успешно развивающегося. Еще один штрих: в 2013—2015 годы Гормах был первым заместителем генерального директора ОАО «Объединенная зерновая компания». Тут вообще все просто: в мае 2012 года «Сумма» приобрела долю в этой компании в размере 50% минус одна акция и, по существу, полностью контролирует работу ОАО «ОЗК». Так что назначение Гормаха, вопреки заявлениям участников митинга, даже на первый взгляд не выглядит случайным.
Да, немаловажный факт: в последние годы Гормах занимался поставками российского зерна в Иран и имеет хорошие контакты с иранскими бизнесменами. На фоне организации «зеленого коридора» с Ираном эти контакты приобретают особое значение, тем более с учетом планов по значительному увеличению объемов российского зернового экспорта.
Собственно, смена руководства порта должна была случиться намного раньше — почти три года назад Абдулатипов активно обсуждал с представителями группы «Сумма» планы компании по реконструкции порта. При этом передача активов порта «Сумме» на тот момент казалась единственно возможным решением нового главы Дагестана. Хотя бы потому, что с самого начала работы в республике Абдулатипов активно сотрудничал с братьями Магомедовыми, в отличие от Магомедсалама Магомедова, делавшего ставку на своего однокурсника и товарища Сулеймана Керимова, которому в итоге и достался порт.
Естественно, Абдулатипов, стремящийся взять под собственный контроль все главные активы республики, должен был в первую очередь решить вопрос с этим знаковым предприятием. Во время своих выступлений глава республики даже проанонсировал приход Магомедовых в порт, сообщив, что компания готова вложить в предприятие сотни миллионов рублей. Нестыковка случилась два с половиной года назад во время встречи Абдулатипова с представителями группы компаний «Сумма», возглавляемой Маратом Шайдаевым. Ниже приведем цитату из репортажа, опубликованного в «НД».
«Когда Шайдаев озвучил планы «Суммы» по строительству мощностей по перевалке нефтепродуктов (планируется довести перевалку до 7 млн тонн нефти в год), глава республики обеспокоился, что данное развитие сценария может ударить по интересам «Дагнефтепродукта». В связи с этим состоялся такой диалог:
Шайдаев: «Но «Транснефть» — одна из ведущих компаний страны — не хочет в дальнейшем сотрудничать с «Дагнефтепродуктом».
Абдулатипов: «Отказываться от возможностей действующей структуры неправильно. Приходите, но цивилизованно, не ограничивая возможностей других».
Шайдаев: «Мы никого не ограничиваем, мы хотим параллельно создать конкурирующую структуру»…».
Прямой запрет главы на строительство собственных мощностей по перевалке нефти очень сильно повлиял на планы «Суммы» по участию в реконструкции инфраструктуры порта. Сразу же потеряла интерес к порту и «Транснефть», заинтересованная в максимальной загрузке нефтепровода Махачкала — Новороссийск. Компания надеялась на то, что «Сумма» сумеет решить проблему «Дагестаннефтепродукта», который, по мнению представителей «Транснефти», в качестве надежного и цивилизованного партнера рассматриваться не мог (предприятие постоянно оказывается в эпицентре скандалов, так или иначе связанных с недобросовестной перевалкой нефтепродуктов).
На этом фоне казалось, что «Сумма» надолго потеряла интерес к порту и к планам по его модернизации вернется еще очень нескоро. Но в октябре прошлого года во время презентации образовательно-культурного центра «Периметр» Зиявудин Магомедов сообщил, что с мечтой о порте он по-прежнему не расстался. Рассказал он об этом в шутливой форме, но при этом присутствующие восприняли его шутку весьма серьезно. По словам бизнесмена, его сегодняшний интерес к порту во многом связан не с бизнесом как таковым, а с тем, что летом каждое утро он вместе с друзьями совершал заплывы по маршруту лесопилка — порт.
По некоторым данным, накануне поездки Ахмеда Гаджиева в Москву команда Керимова озаботилась поддержкой своего ставленника, якобы снабдив последнего письмами, подписанными Абдулатиповым и Меликовым. Но, видимо, «группа поддержки» Зиявудина Магомедова оказалась намного круче. Даже без учета его дружбы с представителями команды Путина за последнее время Магомедов существенно увеличил личный административный ресурс, став спонсором Ночной хоккейной лиги — детища Путина. По слухам, последняя встреча Путина и Магомедова состоялась в середине мая в Сочи во время прошедшего там фестиваля любительских хоккейных команд.
На фоне вышесказанного можно было предположить, что Андрей Гормах пришел в республику всерьез и надолго. Во всяком случае, до тех пор, пока не состоится намеченное на этот год акционирование предприятия и не начнется процесс его приватизации (на сегодняшний день ММТП является единственным российским портом, находящимся в государственной собственности).
Но, как оказалось, точка в этой истории еще не поставлена. Проиграв партию в Росморречфлоте, команда Керимова решила оспорить приказ ведомства в региональных судах. Формальный повод — нарушения при организации конкурса, поэтому в качестве истцов выступают лица, которых, по их мнению, несправедливо не допустили к участию в данном мероприятии. Первое такое дело рассмотрел на этой неделе Гудермесский городской суд. По словам представителей команды Гаджиева, на очереди суды еще в нескольких российских регионах, и даже дают прогноз по вероятному решению. В свою очередь, Гормах ссылается на наличие вступившего в силу приказа. Таким образом, война ресурсов еще продолжается. «НД» будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Фото: Сергей Расулов/ Новое Дело — NewsTeam
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также
Правительство Дагестана подписало соглашение с представителями КСА
о сотрудничестве
02.10.2024 13:34