Чеченский суд и Махачкалинский порт

04.06.2016 00:09

Двухчасовой забастовкой в минувший понедельник отметили работники Махачкалинского морского торгового порта решение Росморречфлота не продлевать контракт с Ахмедом Гаджиевым и назначить генеральным директором предприятия Андрея Гормаха. Соответствующий приказ 27 мая подписало руководство Росморречфлота. А уже 30 мая Гудермесский городской суд Чеченской Республики наложил арест на издание приказа о назначении гендиректора ММТП.


Об этом судебном решении поговорим чуть позже, а сначала о том, как развивались события после появления приказа о назначении Гормаха. Работники ММТП посчитали это решение несправедливым. По их мнению, Гаджиев и его команда кризисных менеджеров продемонстрировали умение работать в сложных условиях, добившись ощутимых результатов. «За пять лет, — рассказывает председатель профсоюза портовиков Махач Алиев, — им удалось вывести предприятие из состояния банкротства, погасив почти двухмиллиардные долги во все уровни бюджета. Сегодня порт — эффективно работающая организация, получившая в минувшем году более 160 млн рублей прибыли». При этом, если верить словам Алиева, в кризисные годы средняя зарплата работников предприятия выросла в 2,5 раза. Алиев также сообщил, что профсоюз работников ММТП обратился с открытыми письмами к администрации Президента РФ, Правительству РФ и Общероссийскому народному фронту с призывом вмешаться в ситуацию и отменить «непродуманный» приказ Росморречфлота о смене руководства предприятия.

Забастовку «закрыл» бывший руководитель порта Ахмед Гаджиев, призвавший коллектив вернуться к работе. Портовики пошли ему навстречу, но заявили, что акция будет продолжена через неделю, если за это время руководство Росморречфлота не отменит свое «непродуманное» решение. Впрочем, забастовки работники порта устраивали и во время назначения Гаджиева.

Новый гендиректор ММТП Андрей Гормах, которого члены команды Гаджиева поспешили обвинить в некомпетентности, незнании специфики региона и чуть ли не в рейдерском захвате предприятия, к протестным акциям отнесся достаточно спокойно.

«Меня назначили на эту должность в порядке, который установлен законом, — сообщил он корреспонденту «НД», — и в ближайшее время я намерен провести совещание с руководителями порта и представителями рабочего коллектива. Никаких сокращений рабочих мест на предприятии не планируется. Мы намерены сохранить коллектив. Более того, у нас в планах увеличить мощности порта, что позволит создать новые рабочие места. Сейчас очень важно не поддаваться на провокации и бросить все силы на обеспечение стабильной работы порта. Это единственный незамерзающий порт на Каспии, сейчас он недозагружен, операционно функционирует нестабильно. Минтранс утвердил программу его развития, и вместе с коллективом мы сумеем ее успешно реализовать».

Сразу же после назначения Гормаха экономический обозреватель «НД» попытался разобраться, что на самом деле сегодня происходит в порту и как смена руководства отразится на работе этого предприятия.

Первый вопрос, который в обязательном порядке задают жители республики при смене очередного крупного руководителя: «чьим человеком» является назначенец и кто в итоге «за ним стоит»? В случае с Гормахом в этом плане особой интриги нет и, собственно, быть не может — порт на 100% принадлежит государству, и конкурсная процедура проводилась Федеральным агентством Росморречфлота Министерства транспорта РФ. Как известно, в последние годы за право контролировать порт в Дагестане борются всего две команды: Сулеймана Керимова и братьев Магомедовых (Смоленских). Никакой чужак, это очевидно, в эту борьбу не вмешается ни при каких обстоятельствах. До последнего времени порт контролировала команда Керимова (брат Ахмеда Гаджиева, депутат Госдумы РФ Магомед Гаджиев с начала перестройки находится «рядом» с Керимовым). Соответственно, отставка Гаджиева означает, что на данном этапе борьбы за порт Магомедовы сумели пролоббировать назначение «своего человека».

Даже беглое знакомство с биографией Гормаха позволяет сделать вывод, что он тесно связан с братьями Магомедовыми и место руководителя порта получил неслучайно. Так, в 2011—2013 годы Гормах работал генеральным директором ОАО «Балттранссервис» — дочерней компании «Транснефти», которая занималась перевалкой дизельного топлива в порту в городе Приморск (на границе России и Финляндии). Как известно, «Транснефть» и «Сумма» братьев Магомедовых уже много лет являются совладельцами Новороссийского морского торгового порта — к слову, успешно развивающегося. Еще один штрих: в 2013—2015 годы Гормах был первым заместителем генерального директора ОАО «Объединенная зерновая компания». Тут вообще все просто: в мае 2012 года «Сумма» приобрела долю в этой компании в размере 50% минус одна акция и, по существу, полностью контролирует работу ОАО «ОЗК». Так что назначение Гормаха, вопреки заявлениям участников митинга, даже на первый взгляд не выглядит случайным.

Да, немаловажный факт: в последние годы Гормах занимался поставками российского зерна в Иран и имеет хорошие контакты с иранскими бизнесменами. На фоне организации «зеленого коридора» с Ираном эти контакты приобретают особое значение, тем более с учетом планов по значительному увеличению объемов российского зернового экспорта.

Собственно, смена руководства порта должна была случиться намного раньше — почти три года назад Абдулатипов активно обсуждал с представителями группы «Сумма» планы компании по реконструкции порта. При этом передача активов порта «Сумме» на тот момент казалась единственно возможным решением нового главы Дагестана. Хотя бы потому, что с самого начала работы в республике Абдулатипов активно сотрудничал с братьями Магомедовыми, в отличие от Магомедсалама Магомедова, делавшего ставку на своего однокурсника и товарища Сулеймана Керимова, которому в итоге и достался порт.

Естественно, Абдулатипов, стремящийся взять под собственный контроль все главные активы республики, должен был в первую очередь решить вопрос с этим знаковым предприятием. Во время своих выступлений глава республики даже проанонсировал приход Магомедовых в порт, сообщив, что компания готова вложить в предприятие сотни миллионов рублей. Нестыковка случилась два с половиной года назад во время встречи Абдулатипова с представителями группы компаний «Сумма», возглавляемой Маратом Шайдаевым. Ниже приведем цитату из репортажа, опубликованного в «НД».

«Когда Шайдаев озвучил планы «Суммы» по строительству мощностей по перевалке нефтепродуктов (планируется довести перевалку до 7 млн тонн нефти в год), глава республики обеспокоился, что данное развитие сценария может ударить по интересам «Дагнефтепродукта». В связи с этим состоялся такой диалог:

Шайдаев: «Но «Транснефть» — одна из ведущих компаний страны — не хочет в дальнейшем сотрудничать с «Дагнефтепродуктом».

Абдулатипов: «Отказываться от возможностей действующей структуры неправильно. Приходите, но цивилизованно, не ограничивая возможностей других».

Шайдаев: «Мы никого не ограничиваем, мы хотим параллельно создать конкурирующую структуру»…».

Прямой запрет главы на строительство собственных мощностей по перевалке нефти очень сильно повлиял на планы «Суммы» по участию в реконструкции инфраструктуры порта. Сразу же потеряла интерес к порту и «Транснефть», заинтересованная в максимальной загрузке нефтепровода Махачкала — Новороссийск. Компания надеялась на то, что «Сумма» сумеет решить проблему «Дагестаннефтепродукта», который, по мнению представителей «Транснефти», в качестве надежного и цивилизованного партнера рассматриваться не мог (предприятие постоянно оказывается в эпицентре скандалов, так или иначе связанных с недобросовестной перевалкой нефтепродуктов).

На этом фоне казалось, что «Сумма» надолго потеряла интерес к порту и к планам по его модернизации вернется еще очень нескоро. Но в октябре прошлого года во время презентации образовательно-культурного центра «Периметр» Зиявудин Магомедов сообщил, что с мечтой о порте он по-прежнему не расстался. Рассказал он об этом в шутливой форме, но при этом присутствующие восприняли его шутку весьма серьезно. По словам бизнесмена, его сегодняшний интерес к порту во многом связан не с бизнесом как таковым, а с тем, что летом каждое утро он вместе с друзьями совершал заплывы по маршруту лесопилка — порт.

По некоторым данным, накануне поездки Ахмеда Гаджиева в Москву команда Керимова озаботилась поддержкой своего ставленника, якобы снабдив последнего письмами, подписанными Абдулатиповым и Меликовым. Но, видимо, «группа поддержки» Зиявудина Магомедова оказалась намного круче. Даже без учета его дружбы с представителями команды Путина за последнее время Магомедов существенно увеличил личный административный ресурс, став спонсором Ночной хоккейной лиги — детища Путина. По слухам, последняя встреча Путина и Магомедова состоялась в середине мая в Сочи во время прошедшего там фестиваля любительских хоккейных команд.

На фоне вышесказанного можно было предположить, что Андрей Гормах пришел в республику всерьез и надолго. Во всяком случае, до тех пор, пока не состоится намеченное на этот год акционирование предприятия и не начнется процесс его приватизации (на сегодняшний день ММТП является единственным российским портом, находящимся в государственной собственности).

Но, как оказалось, точка в этой истории еще не поставлена. Проиграв партию в Росморречфлоте, команда Керимова решила оспорить приказ ведомства в региональных судах. Формальный повод — нарушения при организации конкурса, поэтому в качестве истцов выступают лица, которых, по их мнению, несправедливо не допустили к участию в данном мероприятии. Первое такое дело рассмотрел на этой неделе Гудермесский городской суд. По словам представителей команды Гаджиева, на очереди суды еще в нескольких российских регионах, и даже дают прогноз по вероятному решению. В свою очередь, Гормах ссылается на наличие вступившего в силу приказа. Таким образом, война ресурсов еще продолжается. «НД» будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.

Фото: Сергей Расулов/ Новое Дело — NewsTeam
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: