Четвертая попытка

07.08.2013 05:05

направленной на вывод ее — экономики — «из тени» с тем, чтобы значительно увеличить налоговый потенциал республики.
Попытки навести порядок на рынках республики предпринимали все руководители Дагестана, начиная с Магомедали Магомедова. Кампании эти продолжались, как правило, два-три месяца, после чего все возвращалось на круги своя — рынки продолжали работать в привычном режиме, лишь слегка подняв планку собираемости налогов (в среднем на 3—5%). При этом, как отметил основной докладчик — заместитель министра торговли и внешнеэкономических связей РД Исамутдин Бекмурзаев, незадействованный налоговый потенциал отрасли весьма значителен: в 2012 году удельный вес торговли в валовом региональном продукте составил около 25,8%, опередив такие отрасли, как сельское хозяйство и строительство. При этом, по словам Бекмурзаева, почти половину оборота (около 80 млрд рублей) обеспечили именно рынки, действующие на территории республики.
Как оказалось, точного их количества сегодня не знает никто — данные республиканских органов, контролирующих их работу, и муниципалитетов значительно разнятся. Так, в республиканском плане организации розничных рынков фигурирует 81 рынок, муниципалитеты выдали разрешения на работу 50 рынков (у 45 из них срок действия этих самых разрешений истек), ну а по данным Минторга РД, в республике действует 61 рынок. Вообще, с документами у наших рынков дело обстоит не очень гладко — большая их часть существует де-факто, не имея при этом действующего разрешения на осуществление рыночной деятельности. Так, к примеру, в Хасавюрте сегодня функционируют 29 рынков, но при этом необходимый пакет документов имеют на руках лишь восемь из них. Местные администрации к такому положению дел относятся весьма снисходительно, ведь «беспаспортные» рынки не только платят налоги в казну, но и обеспечивают работой тысячи дагестанцев. По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Дагестану, на рынках республики создано более 21 тысячи рабочих мест, предпринимательскую деятельность осуществляют около 18 тысяч человек. Последняя цифра достаточно условна, поскольку налоговики с уверенностью могут говорить лишь о тех торговцах, которые встали на налоговый учет. Таких в республике около 10 тысяч человек, что говорит о том, что налоговый потенциал отрасли можно увеличить как минимум вдвое.
На самом же деле резервов значительно больше — каждый рынок республики окружен плотным кольцом торговцев-нелегалов, которых в природе как бы не существует (при этом их количество сопоставимо с числом «реальных» торговцев). Налогов они не платят вообще, лишь ежедневно «отстегивают» дань местным участковым. Несколько лет назад один такой участковый, вышедший на пенсию, на правах анонимности рассказывал корреспонденту «НД» о своем видении ситуации на рынках и вокруг них. «Я смеюсь, — говорил он, — когда слышу о том, что многочисленные проверяющие много лет не могут навести порядок на рынках. На самом деле, на каждом рынке наведен железный порядок с четкими правилами, отступление от которых немедленно карается. Сначала скажу о своем «контингенте» — тех, кто торгует вокруг рынков. На «моем» рынке таких было около 150 человек — 100 постоянных и 50 приходящих. Так мы между собой называли бабулек-дачниц, всяких там цветочниц — торговцев сезонных и не очень стабильных. Платили нам все, на особо строптивых мы пару раз в месяц составляли протоколы, и этого хватало. Естественно, я знал в лицо каждого своего «клиента» из постоянных и сразу же замечал новичков. Отзывал их в сторону и знакомил с «правилами работы» вокруг рынка. Собственно, о правилах этих они знали еще до встречи со мной — просвещали те, кто торговал рядом с ними. Больше того, несмотря на то, что мои подопечные меня не очень любили, многие из них регулярно информировали меня о новичках, не обложенных «налогом» — их заедало, что они платят, а соседи нет. Так что в итоге никто мимо меня не проскакивал.
Еще более жесткий порядок действует внутри рынков. Да, каждый второй торговец на рынке не платит налогов. Но те, кто не платит государству, отстегивают администраторам. Сказочки типа: «Я зарегистрирован в Ботлихе и плачу там», здесь не проходят. Сам не раз слышал, как, отозвав клиента в сторону, работник администрации объяснял ему, что не имеет права предоставить ему место без документа, подтверждающего постановку на налоговый учет. «Ну ради чего, — спрашивал он, — я должен из-за тебя подставляться? Ради чего, скажи?». Догадливый клиент (на рынке все догадливые) тут же лез за деньгами и через пару минут уже стоял за прилавком. Так что если бы мне поручили навести «хукуматовский» порядок на рынках, я бы в первую очередь припер к стенке администраторов, заставив их делиться. А начали бы выступать, натравил бы на них пожарных, санитарных инспекторов, налоговиков».
Самое смешное, аналогичное предложение — прижать администрации к стенке и заставить делиться — прозвучало на совещании в Национальной библиотеке. Озвучил его Магомед Арипов — начальник отдела экономики администрации президента (редкий случай, когда точка зрения «верхов» и «низов» по какому-то вопросу полностью совпадает).
Вообще у корреспондента «НД» в ходе совещания сложилось мнение, что наведение порядка на рынках для его участников — дело вторичное. Главная же задача — максимально увеличить собираемость налогов. Но поскольку второе без первого невозможно, в скором времени рынки республики ожидают масштабные проверки. «Сразу после праздников, — сказал Хархаров, — мы начнем разбираться с махачкалинскими рынками. Затем проведем проверки в Хасавюрте, ну и потихоньку охватим все города». Кроме того, вице-премьер дал поручение разобраться с рынками, расположенными вдоль трасс, как самыми опасными. И дело не только в том, что на них никто не проверяет качество реализуемой продукции. Их работа, по словам Хархарова, зачастую создает предпосылки для аварий на трассах, и поэтому эти объекты необходимо оперативно перенести в сторону от трасс, особенно федеральных, создав места для парковки автомобилей.
Еще из перспектив: в ближайшие два года все рынки планируется вынести за городскую черту. Вместо них в городах будут построены капитальные супермаркеты. В этой связи на совещании обсудили ситуацию с Цумадинским рынком, который будет переселяться одним из первых. По словам владельца одного из трех рынков, действующих на этой территории, землю эту он получил после переселения с рынка, действовавшего возле Центральной джума-мечети Махачкалы. «У меня на руках имеются документы, дающие мне право на аренду этой земли на 49 лет. Но в начале года нам сказали, что на этом месте будут строить школу и нам надо уйти. Мы, в принципе, уйти готовы, но пусть нам сначала скажут куда, выделят землю взамен этой. Если мне дадут разрешение на строительство торгового дома, я начну его строить хоть завтра. Просто хотелось бы ясности, ведь я отвечаю за 400 работников, арендующих у меня контейнеры». Хархаров пообещал ясность внести и тут же поручил заместителю главы администрации Махачкалы Осману Османову встретиться с представителями рынка и найти вариант решения проблемы, который устроит обе стороны.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: