Дело рук самих утопающих
19.01.2013 00:00
Как следует из названия Фонда, он призван осуществить в стране реформу отрасли, деятельность которой напрямую касается практически каждого россиянина. Так вот, в обмен на «пряники» главы субъектов и муниципалитетов берут на себя обязательства по дальнейшему продвижению реформы ЖКХ. Получая солидную финансовую подпитку, они обязуются, к примеру, довести число управляющих компаний в структуре организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, до 80%, а ТСЖ — до 10%. Есть и другие пункты. Руководством Фонда поставлена задача — к июлю 2013 года обеспечить коллективными приборами учета 75% многоквартирных жилых домов, а к концу года приборами учета должны быть оснащены все без исключения многоквартирные дома в России. И таких пунктов в договоре между Фондом и субъектом достаточно много.
Принимая отчеты регионов, Фонд отслеживает не только целевое использование выделенных средств, но и выполнение обязательств по продвижению реформы ЖКХ. И если продвижения никакого не случилось, выносится вердикт: «Обязательства не выполнены, в связи с чем выделенные деньги необходимо вернуть». Самое главное — в случае невыполнение условий соглашения каким-либо районом отвечать за это придется всей республике, поскольку соглашение с Фондом подписывает руководитель региона, который в дальнейшем и несет ответственность за ход реформы.
На сегодняшний день ситуация с отчетами по продвижению реформы обстоит следующим образом: практически ни один район, участвовавший в 2012 году в программах Фонда, их в Министерство строительства и ЖКХ РД не представил, несмотря на то, что «выколачивать» эти отчеты у глав горрайадминистраций сотрудники министерства начали еще летом. Последний срок предоставления сводного отчета республики — 25 января. Так что опасность того, что Фонд признает работу республики по выполнению программ невыполненной, весьма и весьма велика. Помимо всего прочего это чревато возвратом средств, выделенных Дагестану в прошлом году.
Проблем с возвратом денег у Фонда не бывает. При этом его юристы не обращаются в суды. Просто принимается постановление правительства России, согласно которому средства, направляемые в регион из федерального центра, уменьшаются на сумму долга Фонду содействия реформированию ЖКХ.
По словам сотрудников министерства, подобная задержка отчетов происходит практически каждый год, сдаются они в самый последний момент, когда тянуть уже никак нельзя. Очевидно, что отчеты эти по большому счету являются формальными, что большинство предприятий, указанных в них, создаются лишь ради «галочки» и посему продвигать реформу не могут по определению. Тем не менее составление этих отчетов — дело достаточно хлопотное, поскольку все организации жилищно-коммунального комплекса, указанные в них, должны быть созданы в реальности. Их следует зарегистрировать во всех инстанциях, открыть для них расчетные счета. Именно поэтому у многих глав отношение к Фонду двойственное. Некоторые из них, столкнувшись с необходимостью обеспечить продвижение реформ, участвовать в программах Фонда отказываются. В этом году, к примеру, главы Чародинского и Гумбетовского районов объявили, что отныне с Фондом сотрудничать не будут.
В этом году, как было отмечено на совещании, Фонд определился с конкретными сроками по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Принято решение завершить эту работу к январю 2015 года. Регионам поручено создать адресную базу аварийных домов, поставленных на учет до 1 января 2012 года. Получая деньги на переселение граждан из этих домов, регион берет на себя обязательство к указанному сроку (январь 2015 года) полностью завершить все работы в этом направлении. Очевидно, что при этом у регионов появляется соблазн максимально расширить список, чтобы увеличить финансирование из средств Фонда. Но при этом имеется реальная опасность того, что «пирог» окажется не по зубам: в случае, если регион, получивший деньги Фонда, со взятыми обязательствами не справится и в сроки не уложится, у него будут изъяты все (!) средства, выделенные на эту программу. Поэтому на совещании говорилось о необходимости правильно рассчитать свои силы, чтобы потом не пришлось возвращать полученные деньги.
На совещании в министерстве говорили также о нововведениях в жилищном законодательстве. В конце декабря 2012 года были приняты изменения в Жилищный кодекс и 185-ФЗ (в нем регламентируется деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ). Главные из них, напрямую касающиеся каждого россиянина, заключаются в следующем. В этом году в каждом регионе будут создаваться региональные фонды капитального ремонта общего имущества. Финансироваться они будут из трех источников — средств федерального центра, муниципалитетов и платежей жильцов многоквартирных домов. Из этого следует, что в этом году нас с вами ожидает неприятный сюрприз — в наших платежках появится новая графа. Предполагается, что размер платы по ней составит от 5 до 10 рублей за квадратный метр общей площади.
На каждого жильца многоэтажки будет заведен персональный счет, на котором будут аккумулироваться средства на капитальный ремонт дома. При продаже квартиры ее бывший владелец на эти деньги претендовать не сможет, поскольку они предназначаются для ремонта именно этой квартиры в структуре дома и автоматически переходят новому владельцу жилого помещения.
В недалеком будущем планируется убрать два из трех источников финансирования фондов, переложив все заботы по капитальному ремонту многоквартирных домов на плечи их жильцов, чтобы утопающие спасали себя сами. Очевидно, что в этом случае размер нашей платы существенно увеличится.
Масштабные изменения связаны в жилищном законодательстве с решением об установке коллективных приборов учета на всех многоквартирных домах. Отрадно, что плата за их установку не ляжет на наши с вами плечи, поскольку финансировать эту программу должны муниципалитеты, управляющие компании и ТСЖ. После повсеместной установки этих приборов с рынка (это требование закона) в обязательном порядке должны будут уйти все «герцеподобные» посредники. Управляющие организации будут напрямую работать с поставщиками услуг, ну а наши платежи будут осуществляться в рамках договоров с управляющими организациями. Ясно, что данные изменения в законодательстве напрямую связаны с попытками государства пресечь случаи масштабного воровства коммунальных услуг и обеспечить увеличение собираемости платежей.
Премьер Дагестана мечтает об открытии прямых границ с Азербайджаном и Грузией
интервью РИА Новости
25.12.2025 00:08Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56