Достойная жизнь… после смерти

18.10.2013 04:32

Корреспонденты «НД» на днях побывали в дагестанском отделении Пенсионного фонда России и попросили специалистов рассказать о том, какие изменения в пенсионном законодательстве ожидают нас в ближайшем будущем.
— Уверяю вас, очередная пенсионная реформа ни в коем случае не станет последней, — сказал корреспондентам «НД» Нурулах Сулейманов — заместитель управляющего ГУ ОПРФ по РД. — Дело в том, что пенсионная система реформируется постоянно, поскольку меняется социально-экономическая ситуация в стране, экономическая среда, демография, наконец. С тех пор как я пришел в Пенсионный фонд, были проведены три крупные реформы. Сама система в ее нынешнем виде была сформирована в 2001 году и вступила в силу с 2002 года. Именно тогда мы впервые стали говорить о применении страховых принципов. В пакете этого закона были приняты изменения, согласно которым помимо страховой части пенсии, которая гарантируется государством каждому гражданину по достижении им пенсионного возраста, началось формирование ее накопительной части. Граждане по своему усмотрению могли передать накопительную часть пенсии в частные управляющие компании или оставить их государственной управляющей компании, в роли которой выступал Внешэкономбанк (ВЭБ).
Затем в 2005 году была еще одна реформа, так называемая монетизация льгот, когда действующие ранее льготы пенсионеров заменили денежными выплатами и было введено понятие ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты).
И, наконец, реформа 2009 года, когда функция администрирования страховых взносов была возвращена Пенсионному фонду (ранее их администрированием занималась налоговая инспекция), куда работодатель перечислял страховые взносы за своих работников. С 01.01.2010 эта функция была передана Пенсионному фонду. То есть мы стали заниматься не только формированием пенсионных прав застрахованных лиц, но и взысканием страховых взносов. В том же 2010 году была проведена валоризация пенсионных прав, то есть права, сформированные в Советское время, были проиндексированы. Это позволило значительно увеличить пенсии нынешним пенсионерам, поскольку за каждый год их работы до 1991 года страховая часть пенсии увеличивалась на 1%.
Необходимость постоянного реформирования пенсионной системы объясняется просто. Дело в том, что пенсионное обеспечение в России в те годы было очень низкое, что, естественно, вызывало справедливое негодование граждан. Была поставлена задача поднять его до уровня, как было тогда заявлено, не ниже 1,5—2 прожиточных минимумов. Так вот, благодаря всем этим изменениям мы ее до этого уровня как раз и довели.
Естественно, нынешние пенсии тоже не очень высоки. Но тут надо понимать, что их уровень напрямую зависит от уровня зарплат в стране, которые оставляют желать лучшего. Добавьте к этому высокую долю теневого сектора экономики, который в России оценивается в 40%, а в Дагестане составляет все 70%, и вам все станет ясно — при минимальных поступлениях денег в Пенсионный фонд надеяться на высокие пенсии не приходится.
— С историей вопроса все более-менее ясно. Расскажите, пожалуйста, чем объясняется необходимость нынешней реформы, стратегия которой, как сообщалось в СМИ, рассчитана до 2030 года. На какие ориентиры мы нацелены теперь? Постараемся выйти на уровень трех прожиточных минимумов?
— Увы, пока до этого далеко. Необходимость новой реформы объясняется просто: если ничего не менять и продолжать работать по действующей пенсионной системе, то с учетом складывающейся экономической ситуации к 2020-м годам у нас непременно возникли бы огромные проблемы с пенсионным обеспечением вообще. Это связано и с неблагоприятной демографической ситуацией, и с большим количеством досрочных пенсий, и с высоким процентом инвалидов, выплаты которым ничем не подкреплены. Не секрет, что население у нас стремительно стареет. Если в начале 2000-х на одного пенсионера приходилось 1,7 работающего, то теперь этот показатель сократился до 1,4. Все это связано с тем, что повышается уровень жизни в стране, а следовательно, и ее продолжительность. Это все замечательно, но приводит к тому, что уровень поступлений в Пенсионный фонд с каждым годом снижается.
Есть и второй момент, связанный с международными обязательствами, которые в свое время взяла на себя Россия. Существует такое понятие, как коэффициент замещаемости утрачиваемого заработка. Так вот, он, согласно конвенции Международной организации труда (МОТ), должен составлять не менее 40% от утраченного заработка. Иными словами, человек, выходящий на пенсию, должен получать не менее 40% от утраченного заработка.
Естественно, все эти вопросы потребовали изменений в пенсионной системе. Тем более что наши надежды, связанные с тем, что накопительная часть пенсии будет активно «работать», на практике не оправдались. Мы предполагали, что операции со страховой частью позволят при выходе на пенсию значительно увеличить сумму выплат, но на деле это не дало должного эффекта. Если брать нынешних пенсионеров, чьи пенсии индексируются два раза в год, то у них пенсия растет быстрее, нежели у тех, кто откладывает накопительную часть и вкладывает ее в различные пенсионные фонды.
Смотрите, сегодня право на формирование накопительной части пенсии имеют граждане 1967 года рождения и моложе. Работодатель выплачивает на каждого работника страховые взносы в размере 22% от фонда оплаты труда. 10% этих взносов идут на страховую часть пенсии, 6% — на накопительную, еще 6% — это так называемая солидарная часть (средства, направляемые на выплату пенсии нынешним пенсионерам).
Отчисления граждан старше 1967 года рождения выглядят немного иначе: 16% идут на страховую часть пенсии, 6% — это солидарная часть. При этом государство несет ответственность за прирост страховой части пенсии и ежегодно ее индексирует.
Так вот, гражданин 1967 года рождения либо моложе, который накопительную часть своей будущей пенсии (6%) вкладывает в управляющие компании (неважно, в частные или в ВЭБ), в итоге получит прибавку к пенсии около 1000—1500 рублей. Как видите, она очень маленькая, поскольку практически все УК (как негосударственные, так и ВЭБ) обеспечивают доходность по этим средствам ниже уровня инфляции.
А теперь подсчитаем, что было бы, если бы человек не направлял эти средства на накопительную часть и они полностью шли бы в страховую часть пенсии. Поскольку расчетный пенсионный капитал ежегодно индексируется на 1—2% выше инфляции, это дало бы вдвое больший эффект, прибавка составила бы 2000—2500 рублей (как это и выходит у граждан старше 1967 года рождения). Получается, что накопительная часть в ее сегодняшнем варианте людям невыгодна. Поэтому новая реформа предполагает полностью реформировать накопительный элемент, модернизировав формирования накопительной части пенсии. Кроме того, будет выработана новая формула, по которой будут рассчитываться пенсии.
— Немножко подробнее об этом. Наши читатели, естественно, захотят подсчитать, как изменится их пенсия после вступления в силу нового пенсионного законодательства.
— Я бы с этим не спешил. Следует особо подчеркнуть, что законопроект в окончательном виде еще не сформирован, изменения вносятся буквально ежедневно. Все нормативные акты находятся в проектной стадии, до конца года планируется принять около десяти новых законов. Тем не менее сегодня уже выработаны основные принципы новой реформы. Подготовлен главный документ — проект закона о страховых пенсиях, в котором определена новая формула по расчету пенсий. Если сегодняшняя формула при расчете пенсии учитывает стаж, страховые взносы, а также коэффициент дожития, то по новой вводится такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который будет формироваться в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица.
Сейчас постараюсь объяснить, что это такое. Ежегодно будет рассчитываться общий пенсионный коэффициент, который будет выражаться в конкретной сумме. Затем эта сумма будет умножаться на число баллов, которые человек «заработал» к моменту выхода на пенсию, это и будет индивидуальный пенсионный коэффициент каждого пенсионера. Максимальное количество этих баллов — 15.
— А как будут начисляться эти баллы? Можете привести пример?
— Есть такое понятие — предельный уровень заработной платы, из которой изымаются страховые взносы. Сегодня это 568 тысяч рублей в год (47,3 тысячи в месяц). У тех, кто получает более высокую зарплату, пенсионные взносы изымаются только с 568 тысяч рублей. С остальной же зарплаты изымаются 10%, которые поступают в солидарную часть и, естественно, при формировании пенсии не учитываются. Новый закон предполагает определенные пенсионные преференции для граждан, имеющих высокие зарплаты. Так, человеку, получающему 568 тысяч рублей в год и выше, будет начисляться максимальное число баллов — 10. Соответственно, чем ниже у человека зарплата, тем меньше баллов он заработает. Сразу скажу, что для понимания этот закон достаточно тяжелый, но для расчета пенсии он легкий. Когда он начнет работать, каждый сможет по этой формуле рассчитать свою пенсию. То есть, стоимость каждого балла, общее количество набранных баллов перемножаешь и узнаешь прибавку к пенсии. Естественно, чем больше у тебя будет баллов, тем выше будет твоя пенсия.
Да, я вам рассказал лишь о баллах, связанных с уровнем зарплаты. Кроме этого, баллы будут начисляться за стаж работы и т.д., но об этом вам лучше расскажут наши специалисты, которые сейчас тренируются в расчете пенсий с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов. Я же пытаюсь объяснить вам картину в целом и не хочу отвлекаться на детали.
Говоря о новом законе, необходимо сказать и о следующем. Согласно нынешнему законодательству, для назначения трудовой пенсии достаточно иметь минимальный стаж в 5 лет. То есть, проработав всего пять лет, вы могли претендовать на минимальную пенсию. Новый закон предусматривает поэтапное увеличение минимального стажа до 15 лет.
— Это очередная попытка вывести людей «из тени»?
— Скорее всего. Ясно же, что человек, не имеющий стажа, не сидит на печи, а где-то работает. Вот только налогов не платит. Кроме того, вводится такое понятие, как нормативный стаж. Чем он выше, тем выше будет пенсия. Максимальный нормативный стаж для женщин — 30 лет, для мужчин — 35. Если такой стаж выработан и человек выходит на пенсию, предполагается, что его коэффициент замещения будет не ниже 40% от утраченного заработка. При этом за каждый дополнительной год работы пенсия увеличивается. Если, к примеру, женщина проработает до 35 лет, а мужчина до 40 и при этом они не будут получать пенсию, то она автоматически увеличится в полтора раза. Это такая хитрая штука: не поднимая официально пенсионный возраст, мы материально мотивируем людей позже выходить на пенсию.
— В одном из своих выступлений вице-премьер правительства России Ольга Голодец сказала, что мы потеряли 38 млн россиян работоспособного возраста. Это люди, которые вообще не платят никаких пенсионных отчислений. По существу, один из высших чиновников страны официально признал, что две трети работающих в реальном секторе экономики страны пребывают «в тени». Если бы их оттуда вывести, наверняка не понадобилось бы всех этих мудростей с пенсионной реформой. Но поскольку страна этого сделать не в состоянии, нагрузку решено переложить на плечи работающих.
— Понятно, что из теневого сектора пенсионных денег не вытянуть. Если бы это сделать удалось, то так называемого дефицита бюджета в Пенсионном фонде не было бы. Самое страшное даже не то, что это финансовая проблема государства, это насущная проблема самих людей, у которых не будет никаких накоплений — пенсионного капитала, пенсионных прав. К примеру, возьмем нашу республику. Сегодня официально страховые взносы выплачиваются за 385 тысяч человек. При этом у нас экономически активного населения — 1,329 млн человек. Естественно, почти у миллиона работающих никаких пенсионных прав не формируется.
— А какова средняя пенсия сегодня в Дагестане?
— Около 8000 рублей. Она, естественно, ниже общероссийской, которая составляет 10300 рублей. Это напрямую связано с низкими зарплатами наших граждан.
— По мнению многих бизнесменов, высокий процент теневой экономики напрямую связан с высокой ставкой соцналога, включающего в себя пенсионные отчисления. Один из авторов «НД» недавно даже предложил в порядке эксперимента отменить в Дагестане соцналог, после чего, по его мнению, «из тени» бы вышли тысячи предприятий.
— Тогда пенсионные отчисления за этих людей должен будет платить республиканский бюджет, иначе никаких пенсий у них не будет. Ведь что такое соцналог? Это же формирование пенсионных прав граждан. Актуальными расчетами просчитано, что при тарифе 28% никаких проблем с Пенсионным фондом вообще бы не было. Но 28% — это слишком большая нагрузка на бизнес. Поэтому здесь стали искать оптимальное соотношение. Причем ошибки в этой политике наказываются очень жестко. Смотрите, на этот год тарифы для индивидуальных предпринимателей увеличили в два раза. Что получилось в итоге. У нас в базе было зарегистрировано 75 тысяч предпринимателей, сегодня осталось 54 тысячи, 20 с лишним тысяч человек снялись с учетом. Самое смешное, из оставшихся платят только 30%. Такая же картина наблюдалась и в прошлом году, когда был низкий тариф, и пять лет назад, когда люди платили всего по 700 рублей.
Такая же ситуация и по остальным позициям. У нас сегодня зарегистрированы 31700 юридических лиц, отчеты же сдают чуть более 13 тысяч. 17 тысяч юрлиц вообще никаких отчетов не сдает. У нас нет ответственности бизнеса перед своими работниками. И никто не хочет задумываться о грядущей старости.
— Мы немного отвлеклись от пенсионной реформы, хотя понятно, что все эти вопросы взаимосвязаны. Что еще планируется изменить в пенсионном законодательстве?
— Новая реформа предполагает, что полностью будет изменен раздел пенсионного законодательства, касающийся выхода на пенсию по выслуге лет. Речь идет о так называемых списочниках. Внесенные изменения будут вынуждать работодателя платить дополнительный тариф и дополнительные взносы за условия труда, обуславливающие выход работников на пенсию раньше срока. Грубо говоря, есть «горячий» цех, трудиться в котором вредно для здоровья. В итоге, работающие в нем люди получают право досрочного выхода на пенсию. Так вот, новое законодательство планирует заставить владельца этого цеха улучшать условия труда, чтобы в итоге этот цех перестал быть «вредным». Раз в три года на таких производствах будут проводиться проверки, в ходе которых будет определяться — улучшилась ситуация или нет? Не улучшилась — работодатель будет платить по максимальной ставке, снизились показатели вредности на рабочем месте — снизился и тариф. При этом максимальный тариф здесь будет 6,9.
Большие изменения предполагаются в выборе стратегии использования накопительного элемента пенсии. Так, лица 1967 года рождения и моложе должны будут определиться, формировать ли накопительную часть, как это было ранее, или отказаться от этого. Тогда страховая часть их пенсии составит 16%. Если человек захочет формировать накопительную часть, он должен будет подать заявление в Пенсионный фонд по специальной форме с указанием фонда, которому он доверяет свои деньги. Если же не захочет, то ничего этого делать не надо, его 6% автоматически будут переведены в страховую часть с 1 января 2014 года. Это решение не на всю жизнь. Закон дает право раз в пять лет изменить свое решение. При этом надо понимать следующее: накопительная часть выгодна для людей со средним (по экономике) и выше доходом.
— Что вы имеете в виду? Средние зарплаты по региону или по стране?
— Когда мы говорим о среднем доходе, есть такое понятие (не знаю, для Дагестана это приемлемо или нет), когда на одного члена семьи приходится не менее 50 тысяч рублей. Это так называемый средний класс.
Но продолжим. В процессе всех этих реформ, которые рассчитаны до 2030 года, предполагается создать трехуровневую систему Пенсионного фонда России — государственную, корпоративную и добровольную. С государственной все понятно — человек работает, выходит на пенсию, государство ему платит трудовую пенсию. Корпоративная пенсия будет формироваться за счет взносов компаний, перечисляющих средства на своих работников в государственные Пенсионные фонды. Из этих взносов будет формироваться корпоративная часть пенсии. Добровольная часть будет формироваться за счет взносов граждан, вступающих в правовые отношения с Пенсионными негосударственными страховыми фондами. В Германии, где эта система успешно работает, все эти части суммируются, и в итоге пенсия немецкого пенсионера получается $2500. Так вот, поставлена задача, чтобы у нашего пенсионера к 2030 году была такая же пенсия.
Следующим нашим собеседником в Пенсионном фонде была Земфира Назаралиева — начальник отдела назначения и перерасчета пенсий (в ее компетенцию как раз и входит освоение новых формул расчета пенсий).
— Мы сравнивали старую и новую пенсии. Расхождение колеблется на уровне 400 рублей (естественно, в сторону повышения), хотя были случаи, когда размер пенсии и не менялся. В любом случае должна отметить, что изменения наблюдались только в лучшую сторону. И еще один момент. Нам пока дали только примерную стоимость пенсионного коэффициента, которая в будущем будет определяться постановлением правительства России. Понятно, что чем выше она будет, тем больше будет разница между новой и старой пенсией. Так что все это лишь предварительные прикидки.
Порядок же расчетов примерно такой. Берем мужчину с 40 годами стажа. За каждый год стажа свыше 35 лет ему начисляется по 1 баллу до 39 лет стажа (это пять баллов), плюс пять баллов — за полные 40 лет стажа работы. То есть за 40 лет стажа начисляют 10 баллов (индивидуальный пенсионный коэффициент — ИПК). Максимально, как вам говорил Нурулах Магомедович, начисляет 15 баллов. Умножаем баллы на ИПК, получаем прибавку. Это уже чистая математика.
Да, все это касается тех, кто уйдет на пенсию до 31 декабря 2014 года. А для вновь выходящих после января 2015 года будет своя система расчета. В основном разница будет касаться минимального стажа работы. Для тех, кто уходит на пенсию в 2015 году, минимальный стаж еще будет 5 лет, в 2016-м — это уже 6 лет и т.д., чтобы к 2025 году выйти на 15-летний стаж, который отныне и станет минимальным стажем выхода на пенсию.



От редакции
Суммируя все вышесказанное, можно сделать несколько основных выводов (причем большинство из них окажутся явно неутешительными). Очевидно, что государство окончательно признало свое поражение в борьбе с теневой экономикой, в которой мы «потеряли» 38 миллионов россиян. В итоге сегодня на одного пенсионера приходится всего 1,4 работающего. Единственный выход из данной ситуации — увеличить нагрузку на этих самых работающих. Что и предполагает новое пенсионное законодательство. Не имея возможности официально поднять пенсионный возраст (даже намек на это вызвал взрыв в интернет-пространстве страны), наши законодатели придумали очередную пенсионную «пирамиду»: поработай, мол, без пенсии пять лет, и в итоге она вырастет в полтора раза. А если проработаешь десять, твоя пенсия удвоится.

Предлагаем заняться прикладной математикой и немного посчитать.
Итак, мужчина 60 лет, выработавший нормативный стаж (35 лет), не уходит на пенсию и работает еще пять лет. Предположим, что это среднестатистический россиянин с пенсией в 10000 рублей. В таком случае за 5 лет он недополучит (10000 рублей х 12 месяцев х 5 лет) 600 тысяч рублей. Чтобы их вернуть, ему потребуется уже 10 лет (600 тысяч : 5 тысяч (полуторная прибавка к пенсии) : 12 месяцев = 10 лет). В итоге обладателем реальной полуторной пенсии он станет только к 75 годам. А поскольку за это время инфляционные процессы на месте стоять не будут, смело можно добавить еще года три. В итоге получаем 78 лет. Между тем, по итогам 2013 года, Россия по средней продолжительности жизни занимает 129-е место в мире. При этом мужчины в стране доживают в среднем до 59,1 года. Такая вот печальная математика.
Подозреваем, что на таких условиях сыграть в русскую пенсионную рулетку не согласились бы даже датчане, португальцы и киприоты (в этих странах средняя продолжительность жизни мужчины составляет 78 лет). И правильно бы сделали! Какой резон отбить все долги аккурат накануне экскурсии на кладбище?
У женщин ситуация лучше, но немного. Купившись на полуторную пенсию, они выйдут на «ноль», примерно к 73 годам. Это как раз и составляет среднюю продолжительность жизни российских женщин.
Несколько слов о социальном налоге, который, по мнению представителей малого и среднего бизнеса, является главным тормозом российской экономики и из-за которого две трети реального сектора экономики работают в тени. Его отмена, по предварительным подсчетам, позволила бы увеличить налоговые сборы в стране как минимум в 10 раз. При этом практически весь российский бизнес вышел бы «из тени». Естественно, это потребовало бы полностью перекроить пенсионное законодательство. Но подозреваем, что сделать это было бы нетрудно — вот тебе дополнительные налоговые поступления из бывшего «серого» сектора, вот тебе список работающих, вот тебе их зарплаты. Какая разница людям, из какой кубышки придет их пенсия: из пенсионной или налоговой. Главное, чтобы эта пенсия была, и была достойной.
P.S. Накануне сдачи номера в печать Правительство России приняло три законопроекта о пенсиях.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: