Экономика и жизнь

27.09.2013 06:44

Необходимы превентивные меры по снижению рисков в экономике. Обозначенные руководством республики десять приоритетных проектов, призванных вывести Дагестан в социально-экономическом плане на новый уровень, являются пока лишь прелюдией к предстоящей интенсификации экономики. Основные события еще впереди. Но, тем не менее, даже начальный период правления нового президента благотворно отразился на социальной и финансово-экономической ситуации в республике. Неизбежны будут и трансформации в модели развития местной экономики с ее структурными перекосами и плотной завязке на субвенциях из бюджета и, по сути, не до конца открытой для внешнего мира.
В условиях нестабильной экономики России акцент должен быть сделан на собственные источники и потенциал для ускорения. По всем оценкам этот потенциал огромен, надо его только грамотно использовать и выстроить совершенно новую идеологию социально-экономического развития. Что уже, кстати, делается. Тем более что в мировой экономике, неотъемлемой частью которой является и российская экономика, наметились революционные изменения. И не надо слушать некоторых экспертов, прогнозирующих катастрофу в случае сведения на нет теневого сектора, составляющего до двух третей экономики. Итоги развития республики в текущем году однозначно указывают на эффективность первых шагов нового руководства.
Дагестан за последние месяцы показывает почти по всем показателям социально-экономического развития весьма оптимистические результаты. Республика, по информации Федерального казначейства, заканчивает последние месяцы текущего года с профицитом (превышение доходов над расходами) бюджета в 6 млрд рублей. Идет существенный рост сбора налоговых платежей. В частности, увеличились отчисления по налогу на прибыль юридических лиц, а темпы роста прибыли рентабельных предприятий, которых в Дагестане 76,5%, буквально взмыли вверх на 193,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Улучшение в социальной сфере идет параллельно успехам в экономике. Динамика реальных доходов населения показывает рост в 6,3%, резко (в среднем в полтора раза) сократились младенческая смертность и миграционные процессы.
Между тем приоритеты экономического развития, связанные в основном с привлечением крупных инвестиций, не оправдали себя.

Инвестиционный бум наобум
28 сентября 2012 года правительство РД вынесло постановление «О прогнозе социально-экономического развития Республики Дагестан на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов», в котором были обозначены ключевые направления: решение задач диверсификации экономики, модернизации существующих и открытия новых производств, инновационных преобразований, снижения энергоемкости, повышения инвестиционной активности. Что примечательно, в программном документе не упоминаются внутренние источники как базисный элемент для преобразований в экономике. Основной упор был сделан на внешние источники. Накачка значительных средств в различные крупные проекты может привести в лучшем случае лишь к кратковременному эффекту. Несмотря на то, что объемы инвестиций в основной капитал с 25,9 млрд рублей в 2005 году выросли до 132,4 млрд в 2011 году, социально-экономический эффект это дало минимальный. Дагестан по-прежнему плетется в хвосте в федерации по всем критериям оценки уровня жизни населения и хозяйственной деятельности.
Между тем планы и пожелания прежнего правительства так и остались нереализованными, потому что не были подкреплены политической волей и из-за порочности самих подходов к формированию экономической стратегии. Отдельный вопрос об исполнителях. Правительство — дееспособно ли оно? Вопрос остается открытым, но очевидно, что оно явно недорабатывает.
Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского региона на период до 2025 года», наделавшая столько шуму в медиа-пространстве, предусматривала меры по комплексному улучшению социально-экономического состояния депрессивного региона. Но инвестиции в регионе, особенно в Дагестане, используются из рук вон плохо, если вообще не разворовываются.
Вот, к примеру, итоги инвестиционных преференций за 2012 год из республиканского бюджета. На возмещение процентов по банковским кредитам на осуществление семи «эффективных и социально-значимых» инвестиционных проектов выделено 100 млн рублей. Предприятия, получившие субсидии, отчитывается Минэкономики, произвели продукцию на 666,9 млн рублей и создали 60 рабочих мест, перечислено 27,7 млн рублей налоговых платежей. В 2013 году на эти цели предусматривается 80 млн рублей. Кроме как благотворительностью, подобное не назовешь.
Заявленные ныне прогнозы экономического развития республики почти один в один совпадают с ростом показателей валового национального продукта, произошедшим в 2006 году также после смены руководства республики. В 2006 году ВРП вырос на 115,2%, в 2007-м — на 117% против 8,8% в 2005-м. Затем темпы роста стали снижаться, достигнув минимума (3,6%) в пост-кризисный 2010 год. Что говорит об опасности эйфории и отказа от использования внутренних источников при отсутствии системных подходов к экономике.

Назад в солнечный Дагестан
Становящийся новым трендом в мире отказ от либеральной модели экономики, делавшей ставку на безудержное стимулирование потребления, и переход на экономику сбережений — как нельзя кстати для депрессивного региона. Усиливающаяся дифференциация доходов и уровня жизни различных категорий населения ни к чему хорошему в общественно-политических реалиях Дагестана не могла привести. Чрезвычайная криминализация всех сфер жизни являлась следствием потребительского подхода в концепции развития общества. Наметившийся в этом году спад темпов роста преступности также является признаком благоприятного фона управленческой политики последнего времени. Резкий рост проявлений мошенничества (на 159%) можно охарактеризовать лишь как следствие усиления борьбы с экономической преступностью.
«Я бы перекрыл доступ к бюджету Москвы преступных группировок» — этот тезис известного московского блогера Андрея Носика, обозначившего таким образом свое видение того, что должен сделать новый мэр Москвы, актуален и для нашей республики. Проект «Обеление экономики» даст, на наш взгляд, наиболее ощутимый эффект в краткосрочной перспективе.
Основное внимание будет уделено сельскому хозяйству. «НД» в материале «Земельная лихорадка» (№13 от 5 апреля 2013 года) отмечало необходимость сосредоточения основных усилий в экономической политике на развитии аграрного сектора. При том что средства на его поддержку выделяются из федерального бюджета систематически и более двух третей сельхозпродукции дают личные подсобные хозяйства, чаще всего развивающиеся без значительных вложений.
Предусмотренные на днях правительством РФ Дагестану 18,8 млн рублей на компенсацию процентов по кредитам, полученным на развитие растениеводства, — один из многих актов поддержки сельхозпроизводителя. Республика находится на первых позициях в федерации по мерам поддержки аграриев. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что сельские жители в советский период являлись самой обеспеченной категорией населения за счет доходов от своих приусадебных участков.

Кадры решают все
Президент России Владимир Путин 10 сентября на встрече с вновь избранными главами регионов потребовал создать дееспособные команды. В республике могут заработать социальные лифты. Кому-то это может показаться невероятным, но тенденции к перезагрузке кадровой политики прослеживаются. Уже объявлены конкурсы на замещение ряда должностей в администрации президента, результаты которых дадут возможность определить успешность новой политики и в этой сфере государственной деятельности. Проблемы образования резко сократили численность потенциальных кандидатов на должности в системе госвласти и управления, и республика на данный момент испытывает острую нехватку квалифицированных руководителей и специалистов. Как и во всей остальной России, так и у нас, концентрация ресурсов не обеспечивает ни инвестиций, ни новых качественных рабочих мест. Массовый исход специалистов в другие регионы явился следствием неэффективности прежней кадровой политики. Один из президентских проектов «Человеческий капитал» является краеугольным среди всех остальных проектов. Известно, что доллар, вложенный в развитие человеческого капитала, оборачивается семью долларами дохода. И об этом прекрасно знают частные корпорации, не жалеющие средства на оплату труда персонала и его социальное благополучие.
Федеральный центр также постоянно совершенствует методы повышения профессионализма управленческих кадров. Вводятся и новые критерии оценки деятельности глав регионов. Так, оценки успешности им будут даваться и в зависимости от состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.
Отсутствие профессионалов негативно сказывалось, в том числе, и на экономической деятельности. Особенно страдала от недостатка квалифицированных менеджеров финансово-кредитная сфера.

Финансовая подпорка
Не секрет, что одним из основных признаков государственного суверенитета является независимая финансовая система. Для субъектов федерации наличие собственного банковского сообщества также немаловажно. Чужие игроки на финансовых рынках могут принести большие проблемы, как для населения, так и экономики.
Дагестан обладает годами налаживавшейся финансовой системой. Несмотря на все коллизии, случавшиеся в ней, она имеет все возможности для дальнейшего развития и совершенствования. Благо, что и финансовая политика государства делает поворот от спекулятивно-мошеннической модели рынка к приоритетам реального производства. Финансовое сопровождение производства и реального сектора будет определяющим в деятельности банковской системы страны и политики Банка России.
Доступность заемных средств для предпринимателей является одним из ключевых факторов развития бизнеса.
На сегодня объем кредитов, выданных в Дагестане юридическим лицам, составляет 33,3 млрд рублей. Из них малому и среднему предпринимательству — 20,9 млрд. Местными банками предоставлено кредитов на 7 млрд рублей. Ряд наших банков оказывают банковские услуги на уровне лучших российских банков. Далеко оторвавшийся по объему кредитного портфеля (3,6 млрд руб.) и привлеченных во вклады средств (3,3 млрд руб.) Даг-энергобанк наряду с другими успешными банками («Эсид», «Эльбин», «Кредитинвест» ), позиционирующимися по приведенным показателям на уровне миллиарда рублей или приближающихся к нему, показывает, что при высокой профессиональной составляющей ведения банковского дела можно конкурировать на финансовых рынках с ведущими российскими банками. Тем более что наши банки лучше знают местный рынок и предоставляют более приемлемые условия заимствований и кредитуют в большей части малый и средний бизнес — немаловажный сегмент экономики, напрямую связанный с благосостоянием десятков тысяч жителей республики.
17 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении страховых выплат по вкладам с 700 тысяч до 1 млн рублей. В случае введения в действие повышенной страховки стимулы для развития банковского бизнеса значительно увеличатся.
Успешность экономического развития во многом будут определяться уровнем и качеством принятия управленческих решений. Источники стимулирования экономики всегда найдутся. Тут стоит вспомнить советскую индустриализацию, когда за счет экспорта и мобилизации сбережений граждан удалось осуществить рывок в промышленном развитии. На современном этапе республика вполне в состоянии осилить (большей частью за счет внутренних резервов) намеченные планы. Тем более что и инвестиционный климат изменится в лучшую сторону и повлечет приток необходимых, особенно в инфраструктуру, финансовых вливаний.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: