«Хвастать было нечем»

16.02.2013 00:00

Почему людям приходится стоять в многочасовых очередях? Почему не хватает банкоматов и на снятие денег с карты приходится тратить много времени? В первые дни после новогодних каникул, направляясь на интервью с руководителем отделения, заместителем председателя Северо-Кавказского банка Сбербанка России Султаном УМАХАНОВЫМ, корреспондент «НД» планировал задать все эти вопросы во второй части разговора, когда собеседник расслабится, рассказывая о полученных прибылях, рабочих местах и перечисленных налогах. Но с самого начала общение пошло не по намеченной схеме. Причем обострил разговор сам Умаханов.
— Я понимаю, что вы пришли сюда не для парадной беседы. Что из «хитов сезона» вас интересует, в первую очередь, столпотворение в офисах Сбербанка или же слухи, связанные, скажем так, с моим особым отношением к банку «Экспресс».
— Честно говоря, даже не знаю, какой вопрос для наших читателей важнее. Может быть, для начала вы расскажете о том, почему согласились на это интервью — руководство дагестанского Сбербанка от диалога с прессой, как правило, отказывалось.
— Так было раньше. Прежнее руководство головного банка твердо придерживалось принципа: «Деньги любят тишину». Но с приходом Германа Оскаровича Грефа положение кардинально изменилось. Теперь Сбербанк активно сотрудничает с представителями СМИ, более того, наше руководство приветствует подобные диалоги.
— Наших читателей волнует, когда в дагестанских офисах Сбербанка будет так же комфортно, как в аналогичных офисах в Москве, Питере, других российских регионах?
— Нескоро. Собственно, с этим и было связано мое затянувшееся молчание — хвастать было нечем.
— Сегодня ситуация изменилась? Что мешало развитию дагестанского Сбербанка в прошлые годы?
—Долгое время часть руководства Северо-Кавказского банка придерживалось той точки зрения, что вкладываться в развитие инфраструктуры Дагестанского отделения нерационально, поскольку развивать в республике банковское дело крайне рискованно. К сожалению, переубедить их мне не удавалось. В итоге мы имеем то, что имеем — по линии Сбербанка наша республика отстает от других регионов России как минимум лет на пять. Мне не хотелось бы утомлять вас цифрами, но без этого не обойтись. На начало 2012 года в Дагестане действовало 23 офиса банка, что на душу населения в 15—20 раз меньше, чем в среднем по Сбербанку. И по количеству сотрудников мы отстаем на порядок.
— Неужели разница так велика?
— Да. В конечном итоге объективные условия не позволяют нам оказывать услуги на том же уровне сервиса, что и в других регионах страны. Поэтому наша главная задача на сегодня — максимально расширять сеть, развивать инфраструктуру, чтобы хотя бы немного уменьшить существующий дисбаланс.
— Как к этому относится новое руководство в Ставрополе?
— К счастью, сегодня Северо-Кавказский банк возглавляет человек с очень прогрессивными взглядами Петр Николаевич Колтыпин. Он считает Дагестан очень перспективным регионом с огромным ресурсом развития. И поэтому с первых же дней своего прихода в банк Петр Николаевич начал предпринимать шаги по развитию инфраструктуры Дагестанского отделения. Самое главное — удалось убедить Москву в необходимости этой работы. Более того, понимая, что наше отставание слишком велико и обычными мерами ситуацию не исправить, мы добились, чтобы Махачкала попала в приоритетный проект Сбербанка «25 городов», разработанный специально для городов-миллионников. Также важно, что дагестанские города Каспийск, Хасавюрт, Дербент попали в другую программу Сбербанка — «100 городов России».
— Что это нам даст?
— Участие в этих программах позволит нам за два года как минимум утроить число точек обслуживания населения, как по числу филиалов, так и по количеству терминалов, банкоматов, других устройств самообслуживания. Эта работа уже началась. За прошедшие полгода мы смогли расширить нашу сеть почти на 30%, открыто семь новых офисов в Махачкале, Избербаше, Каспийске и Кизляре, создано около 200 рабочих мест.
— А какие планы на этот год?
— Первоначально мы планировали открыть до 15 точек обслуживания, удвоить штатную численность сотрудников. При этом будут открываться офисы нового формата, предусматривающие разграничение зон продаж и самообслуживания, что ведет к снижению времени ожидания и сокращению очередей. В Махачкале также будут работать круглосуточные офисы самообслуживания.
— А как на эти планы повлияют последние события в банковском секторе республики, в том числе проблемы с «Экспрессом»?
— Поскольку у банка «Экспресс» отозвана лицензия, правительство Дагестана обратилось к нам и к руководству Россельхозбанка с просьбой закрыть образовавшуюся брешь на рынке банковских услуг. Мы корректируем в сторону увеличения наши планы по всем направлениям развития. Я пока не готов озвучить конечные цифры, поскольку их сначала необходимо согласовать с руководством Северо-Кавказского банка, но уверен, что увеличение будет ощутимым.
— Вы ведь работали в «Ирдагбанке», который потом преобразовался в «Экспресс». У вас остались там какие-то акции или другие интересы?
— Я никогда не скрывал того, что среди руководства «Экспресса» есть мои родственники, друзья, однокурсники. Несмотря на то, что мы конкурировали на рынке, очень сожалею о том, что случилось с этим банком и его сотрудниками. О причинах произошедшего я рассуждать не хочу.
— Вы не ответили на вопрос об акциях банка. Они у вас есть?
— Такая информация активно «гуляет» в интернете, но вы не задумывались о том, почему она никак не перекочует оттуда на страницы печатных СМИ или, к примеру, на ТВ? Все просто: как только она там появится, я подам на автора и издание в суд. Все мои активы в «Ирдагбанке» были проданы еще в период моего перехода в Сбербанк, а это больше 10 лет назад. Тем не менее разговоры об этом не утихают уже который год. Несколько кляузников пишут письма в Москву, Ставрополь, требуют убрать Умаханова, который якобы «сидит на двух стульях».
— Вы знаете, кто за этим стоит?
— Прекрасно знаю. В республике имеются группы лиц, достаточно влиятельных, которые хотят видеть в кресле руководителя Дагестанского отделения своего «карманного» представителя. Это, так сказать, дирижеры и солисты. Ну а в качестве хора выступают те, кого я уволил из банка за различные злоупотребления.
— Кстати, среди версий о причинах «наезда» на «Экспресс» приходилось слышать и такую: некто расчищает поле для прихода в Дагестан ВТБ. Каково ваше мнение?
— Крайне несерьезная версия. Слухи о возможном приходе в республику ВТБ муссируются в Дагестане уже не первый год. Но даже если к нам придут пять таких банков, им здесь тесно не будет. По существу, республика в этом плане — огромный рынок.
— Но ведь по числу банков мы отстаем только от Москвы и Питера…
— Считать надо не банки, а точки обслуживания. Да, банков у нас много, но при этом доступность банковских офисов, отношение их числа к количеству населения более чем в десять раз ниже, чем в среднем по стране. По моему убеждению, в этом состоит главная проблема банковской системы Дагестана, которую нужно срочно решать. Вторая проблема, тесно связанная с первой, — это недостаток инвестиционных ресурсов. Сегодня лишь филиалы крупных банков могут предложить гражданам серьезные инвестиционные средства.
— В республиканском Агентстве инвестиций мне сказали о том, что ставки по кредитам для жителей северокавказского региона выше, чем для жителей других регионов России. Ощущают ли эту «территориальную дискриминацию» клиенты Сбербанка?
— Несколько лет назад ощущали. Теперь же ситуация выровнялась, проценты по кредитам для жителей Дагестана точно такие же, как и в Рязани, и во Владивостоке.
— Расширение инфраструктуры неизбежно сопровождается ростом численности персонала. Где вы планируете искать новых работников?
— На дагестанском рынке труда. Сегодня мы активно принимаем на работу молодежь, выпускников вузов, даже студентов последних курсов, если они побеждают в наших конкурсах.
— Насколько быстро они адаптируются? Хватает ли им знаний, полученных в вузах?
— Однозначно нет. Поэтому процесс ученичества достаточно долгий. В этом, как правило, нет никакой вины наших учебных заведений. Просто в банковском деле чуть ли не каждый день происходят перемены. Чтобы все их отследить, необходимо вариться в этом котле. К сожалению, преподаватели вузов по целому ряду причин за этими нововведениями не успевают. Поэтому с учетом наших масштабных планов мы в этом году намерены вплотную заняться решением кадровых проблем.
— Есть конкретные планы?
— Да. Планируем на базе одного из наших вузов открыть учебный центр по подготовке банковских работников. При этом будут использоваться самые современные технологии, в частности, в вузе будет открыт действующий банковский офис, все операции в котором будут проводить сами студенты. Лучшие из них гарантированно получат работу в нашем банке.
— Обучить человека намного легче, чем его воспитать. Как часто вам приходится сталкиваться с фактами, скажем так, нечистоплотности ваших подчиненных?
— К сожалению, значительно чаще, чем хотелось бы. Именно поэтому мне уже второй раз приходится заниматься масштабными чистками. Первый раз мне пришлось прибегнуть к этому, когда я впервые пришел в Сбербанк и возглавил Дагестанское отделение. Процесс крайне неприятный, но, учитывая банковскую специфику, без него не обойтись.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: