Инвестиционные коллизии

06.12.2013 04:23


Инвестиции воспринимались как манна небесная. Но те немногие из предпринимателей или инвесторов, кто решился вложиться в республику, не встретили здесь радушного приема, за исключением разве что нескольких. Лишь государство согласно программе развития СКФО, начиная с 2010 года, начало наращивать масштабные финансовые инъекции в различные отрасли экономики, надеясь тем самым решить назревшие социальные вопросы за счет стабилизации сохранившихся еще с советских времен объектов промышленной и иной инфраструктуры и чудом сохранившихся производств. Но распоряжаться выделенными средствами с полной отдачей в республике так и не научились.
Росстат 3 декабря выдал информацию о состоянии экономики страны за период с января по сентябрь 2013 года. В числе прочих статданные показывают и ситуацию по инвестиционной деятельности. Инвестиции в основной капитал страны за счет всех источников за 2012 год составили 12 трлн 568 млрд 835 млн рублей против 11,03 трлн в 2011 году. Экономика страны переживает не лучшие времена. О чем свидетельствует и спад инвестиционной активности.
В Дагестане, несмотря на снижение в 2011 году доли инвестиций в валовом региональном продукте с 44% в предыдущем году до 41,9%, сохраняется тенденция к интенсификации инвестиционной деятельности. Для сравнения в 2000 году доля инвестиций в ВРП была 16,5%.
Важнейший показатель инвестиционной деятельности — вложения в основной капитал на душу населения — вырос у нас с 1411 рублей в 2000 году до 51868,8 рублей в 2012 году. Объем иностранных инвестиций в разрезе на душу населения исчислен лишь за 2010 год со значением всего-навсего 400 рублей против 6,5 тысячи рублей в 2009 году. Что говорит об отсутствии интереса иностранного капитала к республике. Основным инвестором Дагестана выступает государство. То ли напрямую бюджетными вливаниями, то ли через кредиты госбанков и участием госкорпораций в инвест-проектах. Поэтому присутствующая стабильность на инвестиционном рынке республики — в большей степени заслуга государства.

Обнадеживающий рост
По цифрам роста инвестиций за январь-сентябрь 2013 года по сравнению с тем же периодом прошлого года Дагестан занял 18-е место среди субъектов федерации с показателем 106,4%. Республиканское отделение Росстата выдало уже за десять месяцев еще более высокую цифру — 106,6%. В денежном выражении инвестиции достигли уровня 62,97 млрд рублей. Наибольший рост в СКФО наблюдается у Ингушетии — в 2,2 раза. Естественно, Ингушетия достигла столь стремительного роста за счет фактора низкой базы. Всего в соседнюю республику инвестиции составили 7,2 млрд рублей.
Интересны и данные по Чечне. Здесь наблюдается падение притока инвестиций на 25,7% (инвестировано 16 млрд). При сопоставимом с Дагестаном ВРП Ставропольский край показал рост в 103,9%, достигнув отметки 71 млрд рублей. При более глубоком анализе данных по росту инвестиций наша республика войдет в десятку лучших регионов. Однако ей еще далеко до развитых регионов, к примеру, Татарстана, обеспечившего рост более чем на 10% при общих объемах инвестиций 306,2 млрд рублей. Или до соседней Астраханской области, переживающей буквально инвестиционный бум: 166% роста, объем инвестиций — 83,8 млрд рублей.
Инвестиции в основной капитал подразумевают долгосрочные вложения и являются основным индикатором экономического развития. Немаловажное значение приобретают и структура средств и объекты инвестирования. От этого во многом зависит сам характер развития экономики. В зависимости от уровня вложений капитала в основные средства зависят и другие экономические индикаторы. Практически аналогичны размерам увеличения инвестиций в основной капитал параметры промышленного производства с января по октябрь 2013 года, которые показывают рост на 3%. Само понятие и сущность вложений в основной капитал довольно обширны, поэтому ограничимся лишь схематическим обрисовыванием этого экономического понятия. Заметим только, что в экономической теории определяющую роль играет концепция мультипликатора. Мультипликативный эффект зависит от вектора направления инвестиций в те или иные отрасли экономики. Для начала посмотрим, какая ситуация в распределении инвестиционных средств имеет место в общем по России.
Структура инвестиций в нефинансовые активы в РФ за девять месяцев текущего года (без субъектов малого предпринимательства и без объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) такова: инвестиции в основной капитал — 5703,6 млрд (снижение к аналогичном периоду прошлого года — 1,5%), в объекты интеллектуальной собственности — 33,7 млрд рублей (повышение на 0,5%). Инвестиции в другие нефинансовые активы — 37 млрд рублей (повышение на 0,6%), инвестиции в инновации — 25,8 млрд рублей (повышение на 0,4%).
Республиканская структура вложенных средств существенно отличается от общероссийских тенденций. Преобладающая доля строительства (5,6 млрд) и вложений в производство и распределение электроэнергии (4,9 млрд) в структуре инвестиций весьма красноречиво указывают на тренды в экономике. Инвестиции в обрабатывающее производство (804 млн) лишь на третьем месте. Данные приведены за 2012 год без учета субъектов малого предпринимательства. В составе инвестиций собственные средства составляют 15,9% (для сравнения в Ингушетии — 1,9%, в Ставропольском крае — 56,5%, в Чечне — 27,7%). Привлеченные средства — 84,1%, из них бюджетные средства — 50,8% (из федерального бюджета — 27%, из республиканского — 21,8%, из муниципалитетов — 2%, кредиты банков — 0,3%, средства организаций и населения на долевое строительство — 9,9%). Говоря о мультипликативном эффекте, не надо забывать об имеющихся проблемах с освоением выделенных средств в основной капитал. В проверках Счетной Палаты РФ, о которых «НД» писало ранее, основные нарекания — к слабой реализации планов своевременного и эффективного использования инвестиций из бюджета.

Перспективы и резервы
Несмотря на не очень благоприятный климат для инвестирования, республика обладает широкими возможностями для привлечения инвестиционных средств. В первую очередь, надежды связаны с приходом крупных энергетических компаний для разведки и добычи углеводородного сырья. Напомним, что инвестиции в нефтедобывающую промышленность составляли в советское время до 45% всех вложений в промышленность. Нынешнее плачевное положение нефтяной отрасли связано с отсутствием необходимых капиталовложений. В 2005 году их доля составляла 4,3% всего объема привлеченного капитала. Что привело к почти десятикратному уменьшению эксплуатационного и разведочного бурения и к небольшим объемам добываемой нефти в последнее время — 80 тысяч тонн. Тогда как еще в 2007 году добыча составляла 350 тысяч тонн. А в пиковые периоды (70-е годы) доходила до 2 млн тонн. Конъюнктура в последнее время складывается удачно для начала широкомасштабного освоения недр региона. И поэтому нефтянка может стать локомотивом роста экономики республики при уже проявляющемся интересе госкомпаний (Газпром, Роснефть), в первую очередь, к освоению запасов нефти и газа на шельфе Каспийского моря. Что приведет к синергии развития экономики и, в первую очередь, скатившейся практически до критической точки промышленной индустрии.

Промзона
Промышленность — наиболее пострадавшая с 90-х годов отрасль. Отсутствие новейших технологий и другие недостатки, присущие ей, в настоящее время оставляют мало шансов возродить индустрию. А говорить о конкуренции в борьбе за сбыт продукции даже на внутреннем рынке можно лишь в сегменте каких-то исключительных изделий промышленного сектора. Планы индустриального рывка просто утопичны. Напомним, что в структуре ВРП промышленное производство занимает весьма плачевное место с 7%. Находиться рядом с Афганистаном и африканскими странами по этому весьма красноречивому маркеру состояния дел в экономике, конечно, незавидно.
Причинами столь неблагоприятного состояния явились общие для всей инвестиционной картины в Дагестане проблемы. Принято всех собак вешать на сложную криминогенную и политическую обстановку в республике в последние годы. Однако инвестиции в мире широким потоком идут и в регионы, в котором эта ситуация во много крат тяжелей. Те же страны Южной и Латинской Америки отличаются крайне высоким уровнем криминальных проявлений и очень шаткой политической системой, однако инвесторы не обходят их стороной.

Лицом к собственнику
Холодное отношение инвесторов к возможностям реализации своих бизнес-планов и в остальной России долгое время сдерживались проблемами, которые еще остались актуальны для нашей республики. Речь об административных барьерах и высоких «аппетитах» тех же чиновников, рейдерстве и т.д. Но многие регионы сумели переломить ситуацию. Здесь же положение выправляется уж очень медленно. Кроме того, в Дагестане довольно специфическое отношение к собственности и принципам корпоративного управления. Возьмем для иллюстрации флагмана нашей промышленности — ОАО «Дагдизель». «НД» неоднократно освещало перипетии вокруг предприятия, постоянно подводившего заказчика — Министерство обороны РФ. Между тем многие годы завод вел тяжбу с основным акционером — петербургским ОАО «Гидроприбор», владеющим 38-процентным пакетом акций, — не желая включать в состав Совета директоров и ревизионную комиссию лиц, предложенных им. В мае 2011 года закончился один из процессов, длившийся больше года. Суд не удовлетворил требования акционера, сославшись на то, что его представитель имел возможность ознакомиться с внутренними документами и присутствовал на общем собрании. В 2010 году Арбитражный суд РД по иску этого же акционера признал недействительным решение общего собрания акционеров, опять же недовольного вопросами участия своих представителей в органах управления.
Подобная практика, имевшая место не только на упомянутом предприятии, конечно же, является чем-то вроде пугала для потенциальных инвесторов и вынуждает хозяйствующие субъекты республики вариться в собственном соку, лишая перспектив развития. В настоящее время, Дагдизель ведет судебные баталии с налоговой службой, взыскавшей с завода недоимки в размере более 260 млн рублей, и с Минобороны, требуя уплаты 120,6 млн в виде процентов за неизрасходованный аванс в 1,4 млрд рублей на производство торпед.
Объективный учет и анализ хозяйственной деятельности — самая больная тема для российских и тем более для местных предпринимателей. Показывать радужные показатели финансово-бухгалтерской отчетности и иметь глубокие дыры в балансе, а порою практически полностью расхищенное имущество, — в порядке вещей при ведении доморощенной бизнес-деятельности. Такая практика напрочь отпугивает всякого, кто хотел бы вложить свои средства сюда.
Сама бизнес-среда в республике, как и во многих регионах, расширяется. Но много ли от этого толку?
Общее количество хозяйствующих субъектов в республике продолжает повышаться. За год их число увеличилось более чем на две тысячи — до 33196 единиц. Вдобавок количество индивидуальных предпринимателей на 1 октября составило 65607 человек. На Ставрополье количество обоих субъектов предпринимательства превышает эти цифры примерно на 20 тысяч. Но эффективность деятельности и качество ведения бизнеса у соседей не в пример лучше, что и определяет их более благополучное социально-экономическое положение.
Оптимизировав бизнес посредством повышения прозрачности и исключения любого вмешательства в него при твердых гарантиях неприкосновенности собственности, можно говорить и об улучшении инвестиционного климата в республике. Без этого любые разговоры о привлечении инвестиций не будут иметь смысла. Пороки, присущие местным реалиям ведения бизнеса, которых мы коснулись в статье, и ряд других, имеющих место быть, в том числе и практика нелегитимного участия в частном бизнесе властных и криминальных структур, должны уйти в прошлое. Тогда в республику будут вкладываться и частные компании, и иностранные инвесторы.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: