Кров и песок

17.10.2015 18:52
В минувшую пятницу в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана обсуждали «песчаную» тему. Суть проблемы в следующем. Два месяца назад правоохранительные органы республики приостановили работу всех песчаных карьеров, что, по словам участников встречи, фактически парализовало строительную отрасль. 

Руководили строительных компаний говорили о том, что их работники вот уже два месяца не получают зарплаты, большинство бетонных заводов не работают, срываются сроки сдачи объектов, а стоимость квадратного метра жилья растет. Связано это с тем, что после остановки работы на карьерах КАМАЗ песка стали продавать не за 3—3,5 тысячи рублей, а за 8—10 тысяч. Естественно, выросла и стоимость бетона. «Для тех компаний, которые строят монолитные дома, — отмечалось на встрече, — это вообще полная катастрофа, поскольку в первоначальной смете были заложены совсем другие суммы».

О том, что необходимо сделать, для того чтобы карьеры заработали вновь, предпринимателям рассказали сразу два министра — строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ибрагим Казибеков и природных ресурсов и экологии Набиюла Карачаев. По их словам, все эти два месяца они пытались добиться возобновления работы карьеров, но безуспешно. Ситуация переменилась лишь после того, как к решению этой проблемы подключились глава республики и председатель правительства. «Буквально сегодня, — сказал Казибеков, — у председателя правительства прошло трехчасовое совещание, на котором присутствовали все заинтересованные стороны, включая представителей правоохранительных органов, приостановивших работу карьеров». По итогам этого совещания, сообщили оба министра, принято следующее решение: работа карьеров, у владельцев которых имеются на руках все разрешительные документы, будет возобновлена. Но при одном условии: бухгалтерии всех карьеров начнут работать в цивилизованном поле. На каждый КАМАЗ песка должны выписываться все необходимые документы — приходно-кассовые ордера, накладные, везде должны быть установлены кассовые аппараты. В общем, все предприятия, занимающиеся добычей песка, должны будут платить налоги в полном объеме. 

«С этим, надеемся, — поинтересовались министры, — все согласны?» — «Конечно, — ответили присутствующие на встрече владельцы карьеров. — Аппараты установим, работу бухгалтерий наладим».

Кроме того, продолжили рассказ о совещании у премьера Казибеков и Карачаев, каждый «камазист», возящий песок, должен в обязательном порядке зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Естественно, это не касается водителей строительных организаций, имеющих свой транспорт, а также тех владельцев КАМАЗов, которые заключили со строительной организацией договор аренды транспортного средства, предусматривающий уплату налогов. «Тут все понятно?» — «Нет, — ответили владельцы карьеров. — Как мы заставим владельцев КАМАЗов встать на налоговый учет? Это ведь не наши работники». — «Просто перестаньте загружать песок в машины «диких» водителей. Сами на учет встанут, чтобы в этом бизнесе остаться. С понедельника в республике начнет работать межведомственная комиссия, которая будет объезжать все карьеры и проверять, как выполняются все эти требования. Успеете к приезду комиссии навести порядок в бухгалтерии — работайте спокойно, никто вам слова не скажет». 

Вот, собственно, и все итоги совещания, вызвавшего у корреспондента «НД» множество вопросов. Главный из них, кстати, озвучил на совещании один из его участников в конце мероприятия. «Мне одно непонятно, — сказал он, — почему наши правоохранители ждали два месяца, чтобы в итоге озвучить вот это все? А что я, наверное, не пойму никогда — о чем нужно было говорить в течение трех часов на совещании у Гамидова, если изначально всем было известно, что надо сделать, для того чтобы карьеры возобновили свою работу?» Министры на этот вопрос не ответили. 

Собственно, с этим все понятно — ответ на этот простой вопрос мог завести министров в такие дебри, выбраться из которых было бы очень и очень непросто. Все дело в том, что обеление экономики, о котором так любят говорить наши чиновники, на самом деле осуществляется с чисто дагестанскими перекосами. Лучше всего это видно на примере наших маршрутных такси.

Причина массовых протестов водителей проста: в рамках реализации проекта «Обеление экономики» их заставляют зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Но при этом никто не собирается ломать привычные схемы работы водителей маршруток, предусматривающие весьма солидные сборы в МУП «Горавтотранс». Это и ежемесячное приобретение путевого листа, и плата за лицензию, и ежедневные платежи диспетчерам. В общем, по данным председателя Независимого профсоюза водителей и предпринимателей Дагестана Исалмагомеда Набиева, водители махачкалинских маршруток платят своей официальной «крыше» порядка 100 млн рублей в год. Естественно, деньги эти нигде не учитываются и налогом не облагаются. Более того, на одном из совещаний в городской администрации в бытность Магомеда Сулейманова и.о. мэра столицы выяснилось, что «маршруточные» МУПы практически ничего не отчисляли и в городскую казну.

Требования водителей также просты и вполне логичны: сократите вдвое ежемесячные платежи в МАП, и мы в тот же день встанем на налоговый учет. Выходов из данной ситуации всего два. Первый предусматривает сохранение статус-кво и отказ властей от попыток перевести маршруточный бизнес на цивилизованное поле, второй же неминуемо обернется повышением цен на проезд для горожан. 

Иначе говоря, «обелять» экономику придется нам с вами, поскольку остальные участники этого бизнеса от своих доходов никогда и ни за что не откажутся.

Точно такая же ситуация и с песчаными карьерами. У каждого из них имеется «крыша», обеспечивающая им комфортное существование вне налогового поля. В одном из своих интервью природоохранный прокурор Али Нурмагомедов сказал, что административный ресурс «крышевания» в этой области значительно выше ресурса министра, фактически признав, что основную прибыль от карьеров получают высшие чиновники республики. С учетом этого вполне можно понять накал страстей на совещании у Гамидова. При таком раскладе вполне логично и трехчасовое обсуждение проблемы у премьера, и двухмесячный запрет на работу карьеров. Если власти все-таки продавят свою идею с «белой» бухгалтерией и начнут «обелять» песчаные карьеры, это неминуемо обернется увеличением стоимости песка в республике и, соответственно, стоимости строительных работ. Заплатим же за это опять мы с вами.

По большому счету, и песчаные карьеры, и маршрутки — это всего лишь верхушка айсберга. Какую отрасль экономики ни возьми — везде стремление властей навести порядок неизбежно сталкивается с противодействием кланов, опекающих данный вид бизнеса. На совещании в Минстрое Ибрагим Казибеков очень правильно сказал, что стоимость жилья в республике является такой низкой потому, что на всех этапах строительства наши люди уклоняются от уплаты налогов. Развивать эту мысль и лезть в дебри не стал, очевидно, вспомнив о попытках одного из вице-премьеров в рамках проекта «Обеление экономики» разом навести порядок в строительной отрасли.
На одном из совещаний чиновник сообщил, что налоговые платежи в строительстве Дагестана по-прежнему составляют примерно 1% от объемов производства (для сравнения, средний российский показатель — 10%). В связи с этим он выразил желание недостающие 9% у строителей отобрать при помощи административных методов. В частности, предложил отдавать подряды лишь тем строительным организациям, которые сразу же перечислят в бюджет эти самые 10%. «С удовольствием, — ответили ему строители, — только пусть с нас перестанут брать сумасшедшие деньги за земельные участки, а заодно освободят от всех дополнительных поборов». В итоге предложение чиновника так предложением и осталось, а отрасль по-прежнему продолжает пребывать в «тени». Единственное, чего удалось добиться команде Абдулатипова, — в прошлом году заработная плата в строительстве выросла в 1,4 раза (с 9,5 до 13,3 тыс. рублей). Понятно, что речь идет не о реальной заработной плате, а лишь о деньгах, выплачиваемых по «белой» схеме. Личный интерес наших чиновников и сегодня обеспечивает бесперебойную работу кирпичных заводов на ворованном газе, тормозит программу обеспечения многоквартирных домов приборами коллективного учета. В рамках проекта «Обеление экономики» руководители республики говорят о недопустимости роста «электрических» долгов, а при этом, по существу, проваливают установку интеллектуальных счетчиков в сельской местности. Всё понятно: при нормальном учете воровать электроэнергию станет весьма проблематично, а значит, кланы, крышующие этот «бизнес», потеряют свои доходы. Именно поэтому главный проект Абдулатипова в республике постоянно буксует: содрать две шкуры с одного барана и при этом сшить из них двенадцать шапок — задача невыполнимая в принципе.

Под фото: Разрабатывать карьеры будут те владельцы, у которых имеются все разрешительные документы
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: