Кто ответит за провал?

21.06.2013 20:29

— А больше она мне не нужна, — ответил Мудунов на вопрос о каске. — Мы его, наконец, построили, — как-то нерадостно сообщил он, махнув рукой в сторону заводских корпусов, — походите, посмотрите. Правда, его пуск пока под очень большим вопросом, — продолжил он, — до сих пор не решены проблемы с электроэнергией и газом. А поскольку разжечь печь мы должны были еще в апреле, есть большая опасность того, что мы не сможем выполнить своего обещания — выдать в августе первую партию дагестанского стекла.
О строящемся стекольном заводе «НД» писало не раз и не два, взяв своеобразное шефство над главным инвестиционным проектом республики. Оно и понятно — еще не заработав, завод стал символом возрождающегося Дагестана, островком надежды для многих жителей республики. Когда кадровое агентство «Кворум» объявило о начале набора персонала, тысячи дагестанцев захотели связать свою судьбу с новым предприятием: помимо приобщения к технологиям XXI века это давало гарантии высокой зарплаты, стабильности и возможности карьерного роста — всего того, чего пока в республике катастрофически не хватает и за чем тысячи дагестанцев уезжают в другие регионы России.
Практически всех инвесторов, прибывающих в республику, первым делом везут в Тюбе — смотрите, мол, чего мы можем! Корреспондент «НД», достаточно часто бывающий на заводе, в один из приездов насчитал целых четыре представительных делегации! Работники завода по этому поводу шутят: «О нас вспоминают, когда приезжают какие-нибудь иностранцы, а затем снова наступает тишина».
Бодрые рапорты о строящемся заводе уже второй год звучат в республике практически со всех высоких трибун. Это и образец успешной реализации инвестиционного проекта, и пример плодотворного сотрудничества с иностранными компаниями, и будущий крупнейший налогоплательщик (более миллиарда рублей в год), и сотни новых рабочих мест. Редкий случай — еще не построенный завод принес республике столько политических дивидендов, сколько и не снилось всей ее промышленности вместе взятой.
И на этом фоне на финише проекта выясняется, что республика так и не справилась со своими обязательствами по строительству инфраструктуры для нового предприятия. О том, что опасность такого развития сценария весьма реальна, «НД» писало больше года назад в материале «Разные деньги», где говорилось, что «уже не раз и не два сроки, оговоренные в инвестиционном соглашении с правительством РД о развитии инженерной инфраструктуры завода, нарушаются, что ставит под угрозу пуск завода».
Перечитывая архив «стекольных» материалов, корреспондент «НД» обнаружил стенографический отчет с совещания, состоявшегося 13 апреля прошлого года. Вот выдержка из этого документа (отчитываются ответственные за строительство важнейших объектов инфраструктуры): «К концу года линию 110 КВт с подстанции «Артем» мы запустим», «Вопрос по ГРС решится в ходе встречи Магомедсалама Магомедова с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, а если и случатся какие-то накладки, то республика предусмотрела в бюджете 80 млн рублей на строительство газораспределительной станции, оборудование уже заказано, и до конца года ГРС в любом случае будет построена».
Увы, как показала жизнь, эти обязательства так обязательствами и остались. Намеченный на декабрь прошлого года пуск подстанции 110 КВт был сначала перенесен на февраль, а затем на апрель. В середине апреля энергетики заявили, что не справляются, и назначили «окончательный» срок — начало июня. Но и по сей день подстанция «Стекольная» не запитана от «Артема», причем сроков, когда это наконец произойдет, не может назвать никто.
Газораспределительная станция вроде бы и построена, но «Газпром» брать ее на свой баланс не спешит, ждет устранения недоделок. Сейчас идет опрессовка труб, которая завершится только в середине будущей недели. Опять же никто не может сказать, когда станция заработает и можно будет разжечь печь.
О железной дороге в материале «Разные деньги» было написано следующее: «Железная дорога хотя и подведена к заводу, документально никак не оформлена, и поэтому зарубежные фирмы, которые уже сегодня готовятся к отправке на предприятие технологического оборудования, ее “не видят”». С момента написания этих строк прошло больше года, но, как говорит Абакар Мудунов, положение дел не изменилось.
— Я уже не понимаю, что надо сделать, чтобы меня услышали, — негодует Мудунов.— Доходит до смешного. Я говорю, к примеру: «Уважаемые, мы построили завод, но не можем его запустить, потому что нет электричества и газа», а в ответ слышу: «Ах, какие вы молодцы, наконец, построили, поздравляем». В общем, типичный театр абсурда, вот только плата за провал спектакля слишком высока. Но никому, кроме нас, до этого как будто нет дела.
Нет, какие-то движения происходят. В начале этой недели, к примеру, Абусупьян Хархаров собрал всех ответственных за провал работы и дал неделю на доведение объектов до ума. При этом пообещал контролировать ситуацию ежедневно. Может быть, хоть теперь ситуация изменится. Как говорится, надежда умирает последней, и, может быть, все действительно решится в последнюю неделю (больше времени у нас нет).
Самое смешное, что наши чиновники, фактически провалившие программу, считают, что работают прекрасно, и даже малейший намек на критику воспринимают в штыки. Ну а я, если честно, не знаю, как выбраться из создавшегося тупика. Так сложилось, что за все годы работы Сулейман Керимов ни разу не нарушил своего слова. А тут вдруг может случиться, что полностью построенный завод в августе вдруг не заработает. И кто в таком случае будет отвечать за провал?
Закончить этот невеселый материал хочется еще одной цитатой из статьи «Разные деньги». «Специалисты строящегося предприятия, — говорилось в ней, — уверены, что проблемы со строительством инфраструктуры возникают потому, что по разные стороны периметра «работают» разные деньги. Внутри — деньги частного инвестора, который жестко контролирует как сроки, так и расходование каждой вложенной копейки (раз в три месяца на площадке появляются представители английской аудиторской фирмы, отслеживающей каждый этап строительства). Снаружи же все делается на бюджетные деньги, которые (и это общероссийская проблема) обладают способностью расходоваться крайне нерационально и неэффективно. Если деньги инвестора вкладывают, эти осваивают (на ум сразу приходит несколько однокоренных слов, объясняющих издержки подобного подхода)»…

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: