Муниципальная зависимость
15.11.2013 17:55Какой она будет — это вопрос. Даже доклад Путина по теме услышали не все делегаты. А между тем вопрос будущего муниципалитетов отнюдь не праздный. Для Дагестана он и вовсе системообразующий.
Муниципалитет в Дагестане — это больше, чем муниципалитет. С одной стороны — жесткая зависимость от региональной власти (например, в плане формирования бюджета) на фоне видимого отсутствия возможностей для решения своих, местных проблем. С другой — практическая неуправляемость, признаки «государства в государстве» и очень авторитетные местные лидеры. Рамазан Абдулатипов сегодня пытается эту систему поломать, подстроить под себя (аресты, уголовные дела, административное давление и прочее). Собственно, каждый из президентов республики пытался это сделать, и каждый из них немного улучшал результаты на этом поприще относительно своего предшественника. Правда, о серьезных подвижках в этом вопросе говорить не приходится. К примеру, несмотря на громкие заявления Абдулатипова, самые авторитетные муниципальные лидеры сохранили свои места и влияние.
Любая рыба гниет с головы, а любое экономическое преобразование нужно начинать с муниципалитета (то есть снизу). В Дагестане 42 района, 10 городов и 12 поселков городского типа. Каждый район — это стратегическая территория, мини-государство, со своими группами влияния и противовесами, своим электоратом, лидерами и политическими силами. Ни один президент не сможет быть дееспособным, если окажется не в состоянии на деле влиять на муниципалитеты.
Чего хочет власть от муниципалитетов?
Попробуем сформулировать перечень требований, которые региональные власти предъявляют муниципальным руководителям.
Первое. В связи с тем, что борьба с вооруженным бандподпольем приобрела в республике системный характер, а КТО в селах и районах стали нашей повседневной реальностью, все чаще стали звучать тезисы следующего характера: борьба с терроризмом на местах должна стать первейшей обязанностью муниципальных властей, а ответственность за преступления террористов должны нести их родственники (последнее бредовое заявление вполне может создать предпосылки для геноцида дагестанского народа).
Второе. Повышенное внимание к социально-экономическому развитию муниципалитетов. При Рамазане Абдулатипове активизировалась работа по подписанию соглашений между правительством РД и муниципальными районами и городскими округами Дагестана о достижении прогнозных значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2013 год. На уровне республики кураторами этого выступают Министерство экономики и территориального развития и правительство Дагестана, на уровне федеральных органов — Министерство регионального развития РФ.
Третье. Увеличение налогового потенциала МО. Как известно, размер налогового потенциала муниципальных образований напрямую влияет на размер финансовой помощи и рассчитывается Межведомственной комиссией по определению налогового потенциала муниципальных районов и округов РД, в состав которой входят и представители органов местного самоуправления. О том, что налоги на местах республика не добирает, было известно давно. Это предмет не одного совещания. Абдулатипов, проводя в июне выездное совещание в Буйнакске, отметил: «Мы хуже всех планируем и собираем налоги. Я подчеркиваю, это фундаментальный вопрос, который мы должны решить. Хочу сразу сказать: у кого показатели будут менее 10% к концу следующего года, тот руководитель работать на своем месте больше не будет. Сегодня главы должны написать мне заявления, в которых они возьмут на себя обязательства по увеличению данных показателей. Недопустимо, чтобы из 52 муниципальных образований 48 являлись бы высокодотационными, из них у 37 дотационность составляет 90 и более процентов. Если сказать по-другому, большинство из нас — нахлебники».
То есть третий пункт — производный от второго. Кстати, Соглашения между правительством РД и муниципалитетами должны быть подписаны в ближайшее время (в ноябре).
Что интересно, налоговый потенциал рассчитывается из потенциальных сборов (см. примечание). Для этого важна та же статистика, а у каждого органа она своя — и у налоговиков, и у, скажем, кадастровой службы, и у Дагестанстата. Или, к примеру, возьмем такой показатель, как количество малых и средних предприятий. На прошедшем 17 октября заседании Совета по координации деятельности контролирующих и правоохранительных органов в финансово-бюджетной сфере при президенте РД Абдулатипов, говоря о малом и среднем предпринимательстве, озвучил следующее: «По данным Дагестанстата, в 2012 году их число составляло 7748. По информации Управления Федеральной налоговой службы — 20875, а по данным гор-, райадминистраций — 12694».
На самом деле, их могло бы быть намного больше. Что такое малое предприятие, известно (ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»). А вот орган, который определяет, является ли предприятие малым, назвать сложно. Дагестанстат считает по-своему, УФНС России по РД — по-своему, Комитет по развитию малого предпринимательства РД — по-своему. На том же совещании Абдулатипов обратил особое внимание на подобные расхождения, сказав, что склонен верить статистике УФНС РФ по РД.
Четвертое. Инвентаризация земельных участков. Без этого невозможно адекватно планировать уровень сборов земельного налога, да и собирать налоги тоже нельзя. Кроме того, здесь имеется множество подводных камней. К примеру, с незарегистрированного строения земельный налог не взимается. Что интересно, процедура регистрации носит заявочный характер (об этом как-то говорил замглавы администрации Махачкалы Осман Османов). А ответственность фактически только административная (уголовная ответственность возникает, только если налогов будет не уплачено на сумму более 1 млн рублей).
Пятое. Земли под инвестпроекты. Ту имеется в виду адекватное отношение муниципалитетов к перспективе выделения площадок под инвестиционные проекты. К примеру, правительство республики столкнулось с активным сопротивлением населения Карабудахкентского района, которое выступало против строительства «Немецкой деревни» на территории района (проект, кстати, так и не состоялся). Магомедсалому Магомедову также довелось «разруливать» подобные конфликты. Бабаюротовцы (с. Губечаул) митинговали против строительства птицефабрики «АгроДагИталия», а жители Ногайского района в 2011 году протестовали против «сахарного» проекта Дагагрокомплекса, под который предполагалось выделить 100 тыс. га земли. В итоге этот проект реализуется не в Ногайском, а в Тарумовском и Кизлярском районах. Кстати, 14 ноября Владимир Путин примет участие в заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), где ему представят национальный рейтинг, который разработало АСИ, — новую систему измерения инвестиционной привлекательности региона (об этом во вторник сообщили «Ведомости»).
Шестое. Лояльность и организация выборов разных уровней на своей территории. То есть проблема муниципального фильтра целиком лежит на муниципальных властях, обеспечивающих нужный электорат и поддержку республиканских инициатив на местах. Без муниципалитетов в этом плане никак не обойтись.
Седьмое. Межбюджетные отношения. Вообще, этот пункт во многом перекликается с налоговыми сборами и налоговым потенциалом. Для наглядности стоит привести цитату из послания предыдущего президента Дагестана Магомедсалама Магомедова Народному собранию республики. Тогда эта проблема едва ли не впервые была озвучена на таком уровне: «Необходимо исключить «иждивенчество» муниципальной власти, которая должна быть более заинтересована в развитии собственной доходной базы, а не в привлечении финансовых ресурсов из вышестоящих бюджетов. Мы постоянно совершенствуем механизмы предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, но следует еще раз провести инвентаризацию законодательства в этой сфере, максимально учесть особенности муниципалитетов и закрепить их на долгосрочный период в методиках расчета дотаций. Эта проблема, откровенно говоря, надоела. Постоянно главы администраций обращаются ко мне по этому вопросу, нет ни одного довольного. Каждый считает, что его муниципальное образование ущемлено, приводят аргументированные расчеты. Все эти рассуждения не на пустом месте, значит, существующая методика имеет серьезные недостатки. Надо ее сделать публичной, открытой. Правительству РД совместно с главами администраций необходимо разъяснить принципы работы методики. Внести в нее изменения, чтобы всем было понятно, по какому принципу деньги распределяются между муниципалитетами».
С тех пор минул год, но структура финансирования не стала прозрачней, лишь выросли субсидии из республиканского бюджета. В таблице 1 приведены данные по состоянию на апрель 2013 года.
Наши предложения
Дагестану, любому другому региону, чтобы добиться каких-то изменений «под себя», нужно выходить на федеральный (!) уровень с законодательной инициативой. Это титанический труд. Что интересно, на сайте Всероссийского съезда муниципальных образований есть заявки от регионов… Заявка Дагестана касается в основном финансово-экономической основы местного самоуправления. Предложений по этому направлению несколько. К примеру, недостаточность финансового обеспечения муниципальных образований предлагается решить за счет изменений в федеральном законодательстве (!). По мнению дагестанских новаторов, для этого необходимо «обеспечить заявительный характер регистрации прав собственности физических лиц на недвижимое имущество в связи с административными барьерами и всякого рода обременениями при осуществлении перевода имущества в собственность, что значительно расширит налогооблагаемую базу».
А отсутствие системной работы всех уровней публичной власти по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований предлагается «лечить» за счет изменений в Бюджетном кодексе РФ, которые «позволили бы иметь в бюджетах МО средства на обеспечение инвестиционной деятельности (бюджет развития), то есть финансирование инвестиционных площадок для выставления на торги».
Серьезные инициативы, если присмотреться, поэтому и сложновыполнимые.
По итогам съезда…
Так что ждет муниципалитеты в теории?
Вот перечень некоторых предложений, которые были обсуждены на съезде: укрупнение муниципальных районов (за счет тех из них, где редки поселения) и поселений (если они малонаселены); введение таких понятий, как «городская агломерация» и «государственное поселение»; передача в распоряжение муниципалитетов полезных ископаемых (щебень, песок, торф); возможность распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена; передача 2% налогов на прибыль; четкое разделение полномочий между властями разных уровней и запрещение передачи их с уровня на уровень без финансовой обеспеченности; запрещение Госдуме даже в первом чтении рассматривать законопроекты о передаче полномочий без указания источников финансирования; финансирование сельских поселений отдельной стройкой в бюджете. Обсуждались и другие варианты. Тезисы немного отличаются от того, что предлагали на предыдущем съезде. Кстати, тогда Путина на съезде не было, да и предложения эти так и остались на бумаге.
На наш взгляд, основная проблема в отношениях с муниципалитетами состоит в том, что сегодня нет замыкания федеральных возможностей (от финансовых до административных) на муниципальном уровне. Эта проблема вряд ли будет решена: управлять большим бюджетом муниципалитету не дадут. Что касается системы рейтингования дагестанских муниципалитетов, то основную проблему — проблему авторитетных местных князьков — она не решит (вопрос снятия их с должности по-прежнему будет лежать в силовой плоскости), но вот проблемы муниципальным районам-середнякам она создаст. В этом есть ощутимый плюс. Однако явно недостаточный для реформирования муниципальной власти в Дагестане или коренных преобразований.
Примечание
Согласно закону Республики Дагестан от 01.11.2005 №44 «О республиканском фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан» налоговый потенциал является оценкой доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального района (городского округа) из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального района (городского округа). Процедура определения налогового потенциала довольно сложна. Доходы муниципальных образований прогнозируются с помощью оценки налогового потенциала, учитывающего уровень и структуру экономического развития территории. Налоговый потенциал оценивается по показателям, которые используются для оценки косвенной налоговой базы по отдельным налогам.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56