Непростая арифметика

10.11.2012 00:00

Стройка эта проблемная, работы здесь ведутся уже около 10 лет с ежегодным освоением порядка 7—8 млн рублей. В этом году ситуация с финансированием кардинально поменялась — Кизилюртовский роддом попал в Федеральную целевую программу «Юг России», и вскоре в стройку будет «закачано» порядка 400 млн рублей. Так что высока вероятность того, что первые роженицы появятся здесь уже в будущем году.

При наличии средств строить в Дагестане умеют хорошо. Очередным свидетельством этого является новый бизнес-инкубатор «Сулак», возведенный всего за год. Как сказал на церемонии его открытия Магомедсалам Магомедов, это современное здание «должно стать центром, где формируется малый бизнес, где молодые, и не только, предприниматели смогут себя реализовать, начать собственное дело».

В последние годы руководство страны всерьез обеспокоилось проблемой развития малого бизнеса. Это, в принципе, вполне объяснимо — в развитых странах именно малый и средний бизнес являются фундаментом экономики. Чем выше доля малого бизнеса в формировании валового внутреннего продукта, тем стабильнее и жизнеспособнее экономика. Это аксиома. К сожалению, в России о стабильности приходится только мечтать. Доля малого бизнеса в экономике страны составляет примерно 15—17%. Это не только самый низкий показатель среди крупных экономик мира, но и худший среди стран с «экспортно-сырьевой» моделью развития.

Именно поэтому руководство страны развитию этого направления уделяет повышенное внимание. В России стремительно растет количество бизнес-инкубаторов, на поддержку малого и среднего бизнеса выделяются миллиарды, в стране начал формироваться институт уполномоченных по защите прав предпринимателей. Больше того, сегодня каждый глава региона напрямую отвечает за состояние малого и среднего бизнеса на своей территории. И это не громкие слова.

Как известно, эффективность работы губернаторского корпуса России сегодня вычисляется чисто математически. Есть 11 базовых показателей, по которым оценивается деятельность того или иного руководителя субъекта. Так вот один из этих пунктов напрямую связан с развитием малого и среднего бизнеса. И провалы на этом участке чреваты серьезными последствиями.

За последние годы ситуация с малым и средним бизнесом в Дагестане на первый взгляд заметно улучшилась. Оборот продукции, производимой малыми предприятиями, вырос с 72,3 млрд рублей в 2008 до 121,6 млрд рублей в 2011 году. За этот же период поступление налогов от малого бизнеса в бюджет республики увеличилось с 1127,3 до 2008,3 млн рублей.

Но вот по основному показателю — доли продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, — республика от большинства российских регионов заметно отстает. И неважно при этом, что за три последних года он практически удвоился. Нынешняя цифра (около 9%) смотрится блекло даже на фоне смешных российских 15—17%.

Чем это чревато помимо чисто экономических проблем? Во-первых, снижением рейтинга Магомедсалама Магомедова, во-вторых, сокращением федеральных траншей, направляемых в Дагестан для поддержки малого бизнеса.

Самое любопытное, что для существенного улучшения этих показателей не надо спешно создавать в республике новые малые предприятия. Достаточно навести порядок с учетом действующих.

Давайте порассуждаем. Население Дагестана экономически активно, это общеизвестно. Количество рабочих мест на предприятиях и в организациях республики очень ограниченно. Очевидно, чтобы не умереть с голоду, большинству жителей республики (особенно проживающим в сельской местности) приходится озаботиться поисками альтернативного источника заработка. Единственный путь — создание тех или иных предприятий малого бизнеса. Другое дело, что львиная доля этих производств находится в «тени», а половина оставшихся не платит налогов.

В результате дело доходит до смешного — по данным Росстата, в 2010 году в республике действовало 38,1 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Этот же показатель, по данным горрайадминистраций, составил 53,9 тыс., а по отчетам УФНС РФ по Дагестану — 69,7 тыс. И пока порядок в учете наведен не будет, реальное положение дел в этой области останется загадкой.

К слову, на совещании в Кизилюрте был озвучен опыт достаточно успешной работы по выведению малого бизнеса из «тени». С недавних пор он применяется в Махачкале, и, по словам выступившего на заседании Совета первого заместителя главы муниципального образования городского округа «Город Махачкала» Баганда Магомедова, дает весьма неплохие результаты. Вот небольшая цитата из его выступления: «В Махачкале мы создали управление по взаимодействию с налоговыми органами. Говорят, что это не вполне законно, но без этого органа город собирал бы налогов вдвое меньше, чем собирает сейчас. В каждом районе у нас действуют межведомственные группы, в которые помимо работников администрации входят представители органов МВД, налоговики, в общем, все заинтересованные службы. Совершаются подворные обходы, рейды по рынкам, действующим предприятиям с целью выявления людей, которые активно работают, но при этом не встали на налоговый учет. Оказалось, что их очень много, только за последнее время мы выявили более тысячи человек. Среди них оказались даже владельцы ресторанов, которые официально не занимались ничем. Так что, если хотите объективной статистики, организуйте такую работу в каждом муниципалитете».

«Мы тоже начали выявлять «теневиков», — поддержал Баганда Магомедова мэр Кизилюрта Магомед Уцумиев. — Почти сразу же обнаружили более 50 объектов малого бизнеса, не состоящих на налоговом учете». После этого прозвучало несколько вопросов.

— Как поступили с ними?

— Посоветовали встать на учет.

— Послушались?

— Не все, около половины.

— А с остальными как?

— … Отключили свет и воду.

— Но это же незаконно, — вступил в разговор главный антимонопольщик республики Курбан Кубасаев, но поддержки у окружающих, среди которых находились прокурор республики и министр внутренних дел, не нашел.

Собравшиеся нашли опыт Махачкалы и Кизилюрта весьма перспективным. Велика вероятность, что в скором времени подобные службы будут созданы в каждом муниципалитете.

Республика крайне заинтересована в объективной статистике, и не только потому, что «теневой» малый бизнес не платит налогов. Речь идет о рейтинге президента и о сумме федеральных траншей, направляемых на поддержку малого и среднего бизнеса. Чтобы читатели «НД» представляли себе, о каких суммах идет речь, приведем несколько цифр. Только в этом году в рамках республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в РД» планируется потратить около 400 млн рублей, три четверти из которых выделит федеральный бюджет. Кроме того, сегодня поддержка малого бизнеса осуществляется сразу по 35 направлением. Финансирование только одного из них — предоставление грантов в виде субсидий начинающим субъектам малого бизнеса на организацию и развитие собственного дела, осуществляемого по приоритетным видам деятельности — обошлось республиканскому бюджету в 25,1 млн рублей. Еще 100,4 млн выделила на эту программу Москва. К слову, это направление не является самым высокобюджетным…

Ну а если ко всем этим деньгам добавить те, что пошли на строительство Кизилюртовского бизнес-инкубатора, а также те, что уже выделены на строительство бизнес-инкубатора в Кизляре (будет сдан в следующем году), становится очевидным, что речь идет о миллиардах, вкладываемых государством в развитие малого бизнеса. Немудрено поэтому, что персоной нон грата на заседании оказалась и.о. руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Дагестану Айганат Эфендиева, озвучившая самые маленькие цифры, а значительная часть постановляющей части протокола оказалась посвящена проблемам инвентаризации субъектов малого бизнеса.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: