Новая индустриализация по-дагестански
15.10.2016 20:27В последнее время (а речь идет о достаточно продолжительном периоде) в сводках дагестанских новостей практически не встречается сообщений, рассказывающих о положении дел в экономическом секторе. Официальные пресс-релизы, сообщающие о подписании очередного протокола о намерении, — не в счет. Во-первых, потому, что из сотен подписанных протоколов в «металл» воплощается лишь один. Да и то при очень благоприятном раскладе. Ну а во-вторых, большую часть сообщений на эту тему нельзя читать без улыбки.
К примеру, «свежее» сообщение Kavkaz today, которое со ссылкой на пресс-службу Минэкономразвития Дагестана, сообщает о том, что иранские бизнесмены предлагают организовать в нашей республике выпуск автомобилей фирмы SAIPA. Нет, наладить выпуск этих машин в Дагестане, в принципе, конечно можно, вот только большой вопрос, кому эти автомобили планируется продавать. Одно дело крайне неприхотливый авторынок Ирана, а другое дело Россия, где впарить покупателю иранский вариант седана или хэтчбека на базе Kia Priade образца 1980 года будет достаточно сложно.
На этой неделе, к примеру, на новостных лентах появилась лишь одна реальная экономическая новость. Со ссылкой на пресс-службу Министерства промышленности и торговли РД РИА «Дагестан» сообщило о том, что «по итогам 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства в регионе составил 137,9 процента». При этом отмечается, что, во-первых, «это свидетельствует о том, что промышленность республики развивается высокими темпами», а, во-вторых, что «достигнутые показатели в сфере развития реального сектора экономики в основном являются результатом реализации в регионе приоритетного проекта развития «Новая индустриализация»».
На самом деле сегодня в республике высокими темпами развивается всего одно промышленное предприятие — концерн КЭМЗ, в последние годы превратившийся в главный локомотив дагестанской промышленности. Если остальные наши заводы работают крайне нестабильно — один-два «тучных» года неминуемо сменяются двумя-тремя годами застоя и стагнации, то КЭМЗ достаточно долгое время демонстрирует устойчивый рост объемов производства. Достаточно сказать, что за последние три года рост этот составил почти 200%, то есть предприятие, по существу, объемы производства удвоило. Кроме того, на предприятии за счет собственных доходов осуществили модернизацию оборудования, закупив большое количество самых современных обрабатывающих центров. За прошедший год в рамках программы импортозамещения на КЭМЗе запустили в производство пять новых высокотехнологичных изделий, в настоящее время осваиваются еще три. Так что и по линии импортозамещения концерн является в республике признанным и бесспорным лидером.
В этом году КЭМЗ открыл в Каспийске очередной филиал, получивший название Авиамеханический завод. На сегодня это предприятие, по словам министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, является самым современным и высокотехнологичным в России. Как сообщил корреспонденту «НД» генеральный директор КЭМЗа Ибрагим Ахматов, только в этом году Авиамеханический завод добавит в копилку концерна не менее 600 млн рублей. Таким образом, прирост объемов производства, достигнутый за девять месяцев этого года, во многом обеспечен за счет устойчивой работы всего одного предприятия республики.
Хотя нет, немалый вклад в увеличение объемов производства в этом году сделал завод «Дагдизель», который до этого пребывал в вынужденной спячке, связанной с отсутствием российских комплектующих, необходимых для выпуска основной продукции предприятия.
Сегодня завод заказами обеспечен. Это напрямую связано с новым двигателем для торпед, который разработали конструкторы «Дагдизеля». В настоящее время этим двигателем оснащаются изделия, хранящиеся на складах и базах ВМФ. А поскольку за долгие годы работы предприятия изделий этих изготовлено достаточно много, можно предположить, что завод будет обеспечен заказами на долгий период.
Вот, собственно, и все авторы громкого успеха дагестанской промышленности. Плюс достаточно благоприятный «фон», который обеспечен работой таких предприятий, как ОАО «Завод имени Гаджиева», ОАО «Азимут», ОАО ДНИИ «Волна», ОАО «Дагфос», ООО «Дагестан Стекло Тара» и некоторые другие предприятия.
Новых заводов среди них, как видите, нет. В связи с этим упоминание о неком мифическом проекте «Новая индустриализация» представляется не вполне корректным, поскольку индустриализация предполагает строительство новых производств или, на худой конец, полную модернизацию старых. Ничего этого в республике за последние годы не произошло (Авиамеханический завод, являющийся филиалом устойчиво развивающегося КЭМЗа, — не в счет).
Самое главное, что за годы реализации громко звучащего проекта республика так и не смогла выйти за рамки 6% — именно таков удельный вес промышленного сектора в структуре республиканского ВРП. До тех же пор, пока эта цифра не увеличится как минимум втрое, Дагестан, по мнению профессора Юрия Сагидова, будет оставаться периферийным регионом, полностью зависимым от федерального центра.
В связи с этим главная задача республиканских властей — обеспечить действительно стабильное развитие действующих предприятий и, по возможности, строительство новых. Ничего этого, увы, в республике сегодня не наблюдается. Тот же «Авиаагрегат» так и не смог за два года получить гарантии правительства РД по кредиту на 500 млн рублей. Мало того, что это не позволило предприятию запустить совместный проект с китайскими инвесторами, предполагающий выпуск коммерческих автомобилей. Хуже другое — поскольку на эти деньги планировалось закупить новое высокотехнологичное оборудование, необходимое также для участия в программе по выпуску самолета СР-10, сегодня «Авиаагрегат» заказы по этому проекту может потерять. Как сообщил корреспонденту «НД» председатель Совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпула Пирилов, разработчики самолета в настоящее время рассматривают вопрос о передаче заказов «Авиаагрегата» на другие авиационные предприятия, расположенные в регионах, правительство которых активно поддерживают собственных производителей. Кстати, китайские инвесторы, с которыми «Авиаагрегат» вот уже несколько лет пытается наладить сотрудничество, по словам Пирилова, партнеров в России недавно нашли — в Липецкой области они недавно наладили производство автомобилей.
Не озаботилось руководство республики и судьбой Избербашского радиозавода имени Плешакова, в ближайшее время это предприятие может быть объявлено банкротом. Несмотря на имеющуюся у акционеров «дорожную карту» выхода из кризисной ситуации. Они готовы за счет кредита погасить долг. Для этого необходимо в залог отдать небольшую часть территории, принадлежащей заводу, но сделать этого не могут, так как арест наложен почти на все имущество, в том числе и на землю. Такая же судьба, скорее всего, ожидает и ОАО НПК «Русская радиоэлектроника», еще недавно считавшегося одним из самых высокотехнологичных предприятий России, обладающим огромным научным и производственным потенциалом. Понятно, что оба эти предприятия — частные, но раз уж в Дагестане говорят о необходимости новой индустриализации, это обстоятельство особого значения не имеет.
При этом надо учитывать, что в качестве банкротов оба эти предприятия перестанут пополнять республиканскую копилку в отличие от Каспийского завода листового стекла, который даже в состоянии банкротства продолжает работу из-за особенностей производственного цикла (печь на предприятии загасить нельзя — «НД»). К слову, и этому заводу республиканское правительство в трудную минуту не протянуло руку. Получается, что все эти разговоры и публикации о некой новой индустриализации в республике — обыкновенная болтовня, не имеющая никакого отношения к реальной жизни.
В том же сообщении пресс-службы Министерства промышленности и торговли РД говорится также о том, что средняя заработная плата работников промышленных предприятий республики «в текущем году повысилась с 14 тыс. 500 до 20 тыс. 200 рублей. При этом наиболее высокий размер зарплаты зафиксирован на АО «Каспийский завод листового стекла» – 48 тыс. 477 рублей. На втором месте ОАО «Азимут» – 36 тыс. 949 рублей. Следом идут ОАО «Концерн КЭМЗ», сотрудники которого зарабатывают в среднем 30 тыс. 136 рублей, ОАО ДНИИ «Волна» — 30 тыс. 634 рублей, ОАО «Завод Дагдизель» — 22 тыс.720 рублей, а также ОАО «Завод имени Гаджиева» — 22 тыс. 138 рублей». Замечательные цифры, вселяющие оптимизм и надежду на светлое будущее. Но корреспондента «НД» заинтересовала другая цифра, озвученная в этой информации. Как сообщила пресс-служба Минпромторга, «всего по последним данным, на промышленных предприятиях республики трудятся порядка 10 тыс. человек».
Напомним, в Дагестане сегодня проживает более трех миллионов человек. Получается, что десять тысяч — это всего лишь треть процента населения республики. И эта треть процента, во-первых, обеспечивает 6% вклада в республиканский ВРП, а, во-вторых, дает республике 20% всех налогов. Комментарии к этим цифрам, очевидно, излишни; по мнению корреспондента «НД», это всеобъемлющая характеристика всей нашей сегодняшней жизни.
Так что реальная индустриализация Дагестану сегодня нужна, как воздух. Без нее нам никогда не избавиться от дотационности, никогда не выйти за рамки периферийного региона. Но реальных шагов в этом направлении власти республики пока не делают.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56