«Новый построим, старый сохраним»

18.11.2017 12:10

В прошлом номере мы писали о том, что протестные акции дагестанских дальнобойщиков стали чем-то вроде лакмусовой бумаги, позволившей привлечь внимание общественности к еще одному масштабному конфликту между таможенниками и представителями транспортного бизнеса в Дагестане. В ходе общественных слушаний, организованных Северо-Кавказским таможенным управлением и посвященных анализу недавних событий на таможенном посту «Яраг-Казмаляр», заместитель генерального директора АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) Джамал Алиев фактически обвинил таможенников в том, что они сознательно мешают осуществлять внешнеэкономическую деятельность в республике. В качестве примера Алиев привел ситуацию с импортом иранского цемента и экспортом лесоматериалов. По его словам, из-за необоснованных придирок таможенников в 2017 году поставки цемента в республику сократились почти в 20 раз, а экспорт леса — в шесть раз.

На этой неделе эта история получила неожиданное продолжение, выйдя на федеральный уровень: в среду ситуацию в ММТП врио главы Дагестана Владимир Васильев обсуждал с министром РФ по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым и заместителем министра транспорта России — руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта (Морречфлот) Виктором Олерским. Согласно официальным источникам, московские чиновники прибыли в Дагестан для обсуждения задач, обозначенных в Стратегии развития морских портов России в Каспийском бассейне, утвержденной на прошлой неделе Дмитрием Медведевым.

Как удалось выяснить «НД», помимо обсуждения стратегии на совещании состоялся серьезный разговор о проблемах, мешающих ММТП нормально работать. А поскольку еще до начала встречи в правительстве было очевидно, что без обсуждения конфликта между таможенниками и судоходными компаниями не обойтись, она проходила в закрытом режиме, даже представителей государственных СМИ на совещание не допустили.

Зато сюда был приглашен руководитель Северо-Кавказского таможенного управления генерал-лейтенант таможенной службы Агепсим Ашкалов, которому пришлось давать объяснения по поводу действий своих подчиненных.

Интересный момент. Представители Минкавказа прибыли в Махачкалу, прекрасно осведомленные о конфликте между таможенниками и судоходными компаниями в ММТП, поскольку сразу же после проведения общественных слушаний с таможенниками представители транспортных компаний направили все материалы в адрес министерства. В свою очередь, по нашим данным, Владимир Васильев узнал о конфликте в порту буквально накануне приезда московских гостей, поскольку эту информацию от него пытались утаить.

Разговор на совещании состоялся жесткий. После того как была озвучена информация о действиях таможенников в ММТП, у Владимира Васильева и Льва Кузнецова появилось много вопросов к Агепсиму Ашкалову. Обсуждение этой больной темы завершилось лишь после того, как Ашкалов сообщил о том, что никак не может повлиять на дальнейшее развитие ситуации, поскольку все материалы дела уже поданы в суд, которому и предстоит поставить точку в этом споре.

Ход со стороны Ашкалова вроде бы верный, если бы не одно но. На самом деле материалы дела до суда пока не дошли, тут генерал, возможно, слукавил. К слову, это может сослужить ему плохую службу. Если уж корреспондент «НД» смог докопаться до этой информации, руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) об этой «оговорке» своего работника узнает непременно. Так что очень высока вероятность того, что вопросы, озвученные на совещании в Дагестане, может продублировать московское начальство Ашкалова. Руководство ФТС очень не любит, когда представители таможенных структур оказываются в эпицентре публичных скандалов, а здесь скандал, причем весьма серьезный, налицо — если уж дошло до того, что федеральные министры вынуждены разбираться с проколами таможенников, замолчать проблему вряд ли получится. Тем более на фоне подписания Медведевым Стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне, основной целью которой названо «укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей со странами Каспийского бассейна, создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона России путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через порты Каспийского бассейна».

Обсуждалась на совещании и проблема резкого сокращения перевалки нефти через ММТП, из-за которой порт оказался на грани выживания. И Васильев, и Кузнецов, и Олерский в этом вопросе оказались солидарны — запрет на транспортировку нефти с содержанием серы выше 0,6%, по их мнению, является политическим заказом и к реальной экономической ситуации никакого отношения не имеет. Кузнецов и Васильев пообещали этой проблемой озаботиться предметно и нефть в Махачкалу вернуть.

Ну а теперь, собственно, о Стратегии, подписанной Медведевым и предполагающей помимо всего прочего строительство нового глубоководного морского порта в районе Каспийска. «НД» уже не раз выражало сомнение в продуманности этого проекта. Чего, к примеру, стоили заявления первого заместителя министра РФ по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова, который в интервью ТАСС сообщил, что в обозримой перспективе ММТП потеряет статус международного порта и будет переключен на обслуживание внутреннего пассажирского потока. В настоящее время этого самого пассажиропотока в природе не существует вовсе, та же Стратегия предусматривает доведение его до 30 тысяч человек в год лишь к 2030 году.

Как выяснилось на совещании, на самом деле никто не собирается убирать ММТП из производственной цепочки (то ли Минкавказ пересмотрел свою первоначальную позицию, то ли Байсултанов озвучивал собственное видение проблемы). К примеру, переводить перевалку нефти из Махачкалы в Каспийск не будут, поскольку это абсолютно нерационально. Поэтому даже после пуска нового порта «нефтянка» по-прежнему останется в ММТП. Другое дело — сыпучие грузы, в частности, зерно. Сегодня Махачкала переваливает немногим более 320 тысяч тонн зерна, и вдоль бывшей улицы Орджоникидзе неделями ожидают очереди десятки грузовиков. Даже с учетом планов строительства новой подъездной дороги к ММТП, обозначенных в Стратегии, окончательно решить эту проблему нереально. Объемы транспортировки зерна через каспийские порты к 2030 году планируется довести до 7 млн тонн в год. Даже если половина этого зерна будет экспортироваться через Дагестан, это неминуемо вызовет транспортный коллапс в городе. Другое дело — порт в Каспийске, имеющий прямой выход на трассу М-29. Кроме того, Махачкале вполне можно оставить перевалку небольших партий минерального сырья, здесь также можно возродить паромную переправу. А вот контейнерные перевозки, активно востребованные сегодня, рациональнее организовывать в Каспийском порту.

Как было отмечено на совещании, все задачи — на достаточно отдаленную перспективу. Сегодня же надо работать над формированием будущих грузопотоков, добиваясь при этом максимального снижения слишком большой стоимости перевозок. «Выигрыш по времени, — отмечали при этом представители Минкавказа, — это, конечно, серьезное конкурентное преимущество, но если он не будет сопровождаться снижением цены, вновь создаваемые маршруты неизбежно проиграют в конкурентной борьбе с маршрутами традиционными».

Еще один участник совещания — генеральный директор ММТП Мурадхан Хидиров — его итогами остался доволен. В беседе с корреспондентом «НД» он сообщил, что обсуждение больных вопросов работы порта на таком высоком уровне — это уже хорошо: «Тем более, что и Кузнецов, и Васильев, и Олерский пообещали нам всемерную помощь в решении наших проблем. Это касается и перевалки нефти, и проблем с импортом цемента, экспортом лесоматериалов. Самое главное — что все они, побывав в порту, наглядно убедились в том, что все системы жизнеобеспечения в ММТП находятся в идеальном состоянии. Мы хоть сегодня готовы к активной работе, пойдут грузы, за нами дело не станет.

Готовы мы и к дальнейшему развитию. В частности, махачкалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» разработана генеральная схема развития ММТП. В перспективе мы планируем увеличить мощность перегрузочных комплексов порта до 18 млн тонн в год, в том числе нефтеналивного — до 11 млн тонн, сухогрузного — до 6,5 млн тонн. Прогнозируемый грузооборот планируется обеспечить за счет строительства и ввода в эксплуатацию нового специализированного перегрузочного комплекса для железнодорожных паромных судов. Все это, кстати, укладывается в положения Стратегии, которая отныне будет определять всю нашу работу.

Радует, что в Стратегии прописано решение «больных» инфраструктурных моментов, в частности, строительство объездной дороги к ММТП. Уверен, что это послужит фактором дополнительного развития порта. Что же касается строительства нового глубоководного порта в Каспийске, то нас это, честно говоря, не очень волнует. Во-первых, это дело весьма отдаленной перспективы, за это время всякое может случиться. Во-вторых, я, как бывший антимонопольщик, очень положительно отношусь к конкуренции. Хотя бы потому, что конкуренция заставляет работать лучше, искать новые подходы, применять современные технологии. Так что ММТП в любом случае останется в выигрыше. А основной выигрыш в случае успешной реализации этого проекта Минкавказа, конечно, получит республика. И это не может не радовать».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Президент установил порядок приватизации Махачкалинского порта

и условия передачи стратегическому инвестору

20.03.2024 00:30

Не все дагестанцы готовы к «зелёному коридору»

таможня устает наказывать

13.04.2023 17:17

В Махачкалинском торговом порту отремонтируют 7 причалов

работа без остановки

18.02.2023 13:10