Один «Камаз» — пять тысяч, двести — миллион
07.08.2013 05:04— Сорок лет назад МГУ им. Ломоносова построил на побережье Каспия в местечке «Турали-7» (это между Каспийской пограничной заставой и площадкой, на которой планировали построить «Немецкую деревню») свою учебно-научную станцию. И вот уже сорок лет ученые географы со всего мира приезжают сюда изучать динамику береговых процессов как откликов на глобальные климатические изменения.
При этом станция «Турали-7» по праву считается лучшим в мире полигоном. На материалах, собранных здесь, подготовлены десятки докторских диссертаций, защищенных в самых престижных вузах мира, а количество кандидатских диссертаций вообще учету не поддается. Ежегодно поработать на станции приезжают авторитетнейшие ученые-береговики из Нидерландов, Польши, Болгарии, Франции, США и других стран мира.
Дело в том, что в связи с глобальным потеплением климата началось поднятие уровня Мирового океана (примерно на 1-2 мм в год). Несмотря на то, что процесс это идет достаточно медленно, во многих низменных приморских районах уже обозначились проблемы затопления и подтопления больших территорий. Малая скорость изменений прибрежных ландшафтов не позволяет точно оценить масштабы и последствия возможного поднятия уровня океана. Одной из лучших природных лабораторий для прогнозирования изменений естественной среды является морской ландшафт Прикаспия, тысячелетиями находящийся под влиянием колебаний уровня Каспийского моря. Ну а станция «Турали-7» вообще уникальна, так как расположена на острие узкого мыса, который очень ярко реагирует на малейшие изменения уровня моря. Процессы формирования геосистемы «песчаный бар — лагуна — марш» на этом участке морского побережья происходят очень быстро и поэтому чрезвычайно интересны для науки.
По своей уникальности станция «Турали-7» (это мнение многих известных ученых) сопоставима с барханом Сары-Кум. Увы, сегодня она испытывает те же проблемы, что и самый высокий бархан Европы. Как известно, раньше Сары-Кум был двуглавым — рядом с большим барханом располагался малый. Сегодня малого бархана больше нет — песок варварски вывезен и распродан.
Недавно расхитители песка появились в окрестностях станции «Турали-7». Они прорубили в лесополосе, расположенной между зданием станции и береговой полосой, широкую просеку, по которой «Камазы» ночами вывозят песок. Доводы работников станции о том, что объект этот является федеральной собственностью, водители большегрузных машин слушать не хотят. «Это наши родовые кумыкские земли, — говорят они. — И поэтому эта собственность не федеральная, а наша. И не паникуйте ради бога, мы отсюда много не возьмем. «Камазов» двести — не больше».
Между тем береговая линия уникальной станции очень узкая, а ее длина всего 150—200 метров. Так что 200 машин вывезенного отсюда песка — это убийство уникального объекта мирового значения. Я буду звонить в Москву Николаю Сергеевичу Касимову — академику РАН, первому вице-президенту Русского географического общества, Георгию Ивановичу Рычагову — профессору географического факультета МГУ, поднимать на ноги научную общественность. Авторитет и административный ресурс этих людей настолько велик, что я не удивлюсь, если уже завтра о трагедии «Турали-7» узнает руководство страны. Но боюсь, как бы не было поздно. Расхитителями песка движет голый расчет: один «Камаз» — пять тысяч рублей, двести — миллион. И останавливаться они не собираются…
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56