Откаты под раскаты...

22.11.2013 04:04

Ситуация существенно не изменилась и в текущем году: снижение составило 1,59% (в денежном выражении — 314,7 млн рублей). При этом в стране немало регионов, где показатели экономии достигают 10%. Но аппетиты наших чиновников, наживающихся на госзакупках, никак не снижаются хотя бы до разумных пределов.
«В первую очередь, развитию региональной экономики может помочь прозрачность доступа к государственным и муниципальным заказам. Это подстегнет и спрос на товары и услуги. И чем более понятными будут правила участия и доступ предприятий к торгам, конкурсам, аукционам, тем эффективнее и интенсивнее предприятия станут использовать свои ресурсы, в том числе кредитные». С этим мнением эксперта-представителя Промсвязьинвестбанка, приведенным в журнале «Эксперт-Юг», не поспоришь. Этот тезис «НД» систематически проводило в своих публикациях за последний год, посвященных перипетиям республиканского госзаказа. Почему же тогда руководство Дагестана не уделяет внимания столь важному сегменту экономической деятельности?
Бюджетные средства, расходуемые на размещение госзаказа в республике, неуклонно растут: в 2011 году — 19,8 млрд рублей, в 2012 году — 31,1 млрд рублей, за истекший период текущего года — 24,1 млрд рублей. Тем временем действенный контроль над размещением и исполнением государственного и муниципального заказов продолжает оставаться наиболее проблемным вопросом. Много нареканий вызывает не только эффективность, но и юридическая чистота процедур и качество проводимых мероприятий независимо от уровней власти, осуществляющих госзакупки. Резонансные первые шаги Рамазана Абдулатипова по наведению порядка в системе проведения торгов, а также разносы, устроенным им по поводу попытки приобретения дорогих иномарок, не получили логического завершения. Чиновники не собираются отказываться от столь лакомого куска бюджетного пирога. Образование специализированного Комитета по закупкам при правительстве РД вряд ли что-то изменит при том, что главой ведомства назначен один из руководителей Минимущества — ведомства, являвшегося все эти годы чуть ли не самой коррумпированной структурой исполнительной власти.

Неэкономная экономика
Система торгов может содействовать значительной экономии бюджетных средств. «НД» неоднократно проводило и этот тезис в своих публикациях. Лишним свидетельством справедливости наших доводов служат также сведения, приводимые Федеральной антимонопольной службой. В лидерах по экономии государственных средств — аукционы, проводимые на электронной площадке РТС-Тендер. Тут экономия доходит до 100%. Такое снижение достигнуто на аукционе по заказу Минобороны по информационному обеспечению системы бухгалтерского учета. Видимо, тут сыграли репутационные соображения поставщика. Еще один пример крупного снижения начальной цены — 98% — зафиксирован в апреле текущего года на торгах на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в Новосибирской области. Первоначальная цена (1,54 млн рублей) снизилась до 30 тысяч рублей. Связано это с возможностью победителю реализовать 18,8 тысячи кубометров леса. Но столь крупное снижение не является единичным на торгах РТС-Тендер. Только за неделю — с 8 по 14 апреля — более чем 90-процентное снижение цены отмечалось еще восемь раз. На площадке Сбербанка наиболее часто встречающееся максимальное снижение цены колеблется на уровне 50%.
Очевидно, что в приведенных случаях говорить об откатах не приходится. Ровно наоборот обстоят дела в Дагестане. Упомянутое выше мизерное снижение, зафиксированное у нас, является даже не средним показателем. Произошло оно в основном в результате уменьшения цены при заключении крупного контракта на реконструкцию Канала имени Октябрьской революции с первоначальной ценой в 710 млн рублей. Можно предположить, что вмешательство ОАО «Мостоотряд-99», указавшего заявочную цену в 557,3 млн рублей, в привычный ход проведения мероприятий по размещению заказа Дирекцией строящихся сельскохозяйственных, мелиоративных и водохозяйственных объектов в РД привело к значительному снижению цены. Тем не менее победило ОАО «Дагестанское строительное управление по прокладке газопроводных сетей и инженерных сооружений», предложившее 553,8 млн рублей. В данном случае проявился один из недостатков №94-ФЗ, предусматривающего определение победителем торгов участника, заявившего минимальную цену. В таком случае все остальные критерии не будут учтены.
Издержки несовершенства законодательства проявляются в том, что чаще всего учрежденная накануне торгов какая-нибудь фирма может обойти серьезную структуру. Главное — соблюсти прописанные в законе процедуры. Заказ получает поставщик, предложивший наиболее дешевый товар или услугу, а качество стало побочным условием или вообще не интересует. Последствия от таких изъянов в правовых нормах весьма плачевные. Особенно в строительстве, объем которого в структуре госзаказа составляет 41,7%. Но практика размещения госзаказа в республике такова, что его львиную долю забирают себе коммерческие структуры, аффилированные с представителями органов власти и управления. В связи с чем контроль и надзор за ходом проведения процедур торгов и эффективностью расходования средств, даже минимальный, чрезвычайно затруднен. Анализ дел в республиканских закупках наводит на мысль, что кто-то умело регулирует весь этот сложный механизм, не допуская совершенствования и эффективности при расходовании бюджетных средств.

Утомленные властью…
Наверное, в связи с не раз отмечавшейся «НД» пассивностью предпринимателей, не противодействующих засилью в сфере госзакупок чиновников, в редакцию после наших публикаций поступило обращение директора Ботлихского межрайонного строительного объединения Али Аслуева. Возмущенный порядками в республике и произволом заказчиков, не подпускающих к торгам не имеющих с ними коррупционных связей предпринимателей, в своем письме Аслуев приводит квинтэссенцию состояния взаимоотношений власти и предпринимательства: «В последнее время из уст больших чиновников Дагестана раздаются угрозы разобраться со строительными фирмами за недоплату налогов. Говорят, где-то в России строители оплачивают налоги до 10% от оборота, а наши где-то до 5%, — непорядок. Это единственное, что наши чиновники умеют делать — отнять и поделить. Думать и смотреть дальше своего кармана им лень. 5% налогов, оплаченных в Дагестане, — намного больше, чем 10%, а то и 20%, оплаченных в других регионах России. Во-первых, самые главные строители у нас — эти самые большие чиновники и депутаты, «народные избранники», а уж они-то налогов не платят вообще: так сказать, по статусу «не положено». Так что, если из общего котла вычесть их, то в среднем получится не 5%, а 10%, а если учесть откаты в размере 15—20%, которые сдирают те же чиновники, то получится 25—30% налогов. Но они идут в карманы ненасытных чиновников, и бороться с ними никто и не думает.
А что творится с аукционами? Чиновники будто взбесились. Создается впечатление, что они ничего и никого не боятся, или они чувствуют, что это их последний шанс».
С подобными суждениями предпринимателя вполне можно согласиться, как и с его рецептами изменения сложившегося положения:
«А ведь на одном честном проведении аукционов республика могла бы выиграть 15—20% от первоначальной стоимости предмета аукциона. Речь идет о миллиардах рублей, которые могли бы остаться в бюджете. И налогов искать не надо было бы. Но ведь для этого надо иметь волю, да и законы надо менять. Если в ходе аукциона цена снизилась менее чем на 10%, то у заказчика надо провести проверку, а сам аукцион отменить и объявить заново. Скажут, что это противоречит закону. А то, что делают чиновники, законно?
По налогам тоже можно принять кардинальное решение. Запретить любые проверки в тех фирмах, которые оплачивают 10% налогов. Уверяю — все сразу начнут оплачивать с удовольствием, ведь они и так оплачивают 10%; больше половины идет мимо бюджета в карманы тех же проверяющих».
Приоритетная программа «Обеление экономики» не будет иметь перспектив при сохранении прежних тенденций в сфере госзаказа. Предпринимателям, даже успешно проявившим себя в бизнесе, очень непросто строить цивилизованные отношения с госорганами. На них, в первую очередь, как отметил Аслуев, обрушиваются репрессии, чинятся различные препятствия в деятельности, порою не производится даже оплата за выполненные работы, даже если им ценой неимоверных усилий удалось пробиться к тендерам и т.д. Они в первую очередь страдают от криминальных проявлений. В бизнесе очень важна политическая конъюнктура и поддержка. Это является аксиомой, но для наглядности не будут лишними и примеры.

Сефериада
Коррупционная деятельность дагестанских представителей власти и бизнеса впору описывать в эпических тонах. Добравшись до вершин власти, они уже не гнушаются ничем, чтобы заработать на коррупционных схемах огромные деньги. И неважно, куда направлены деньги — на сиротское ли жилье, питание для больниц и школ, роддома и перинатальные центры, — наш чиновник не упустит возможность урвать свой куш. Искать оправдание в том, что, мол, взятки берутся «борзыми щенками», или в принципе: «Брать от многого немножко — это не кража, а просто дележка», — не в правилах нынешнего рвача. Это когда-то воры были немного совестливыми и краснели, как «голубые воришки» в произведении Ильфа и Петрова. Нахрап и полное игнорирование моральных принципов теперь в порядке вещей.
Деятельность бывшего министра имущественных отношений Сефера Алиева многократно описана нами. Выскребая по сусекам последние остатки республиканской собственности, которую не успели распродать его предшественники, он реализовывал госактивы, часто за бесценок, и, вероятно, путем манипуляций и фальсификаций, снижая цену. Сопоставимы ли доходы от государственной должности и его бизнеса, трудно судить. Но близость к власти позволила аффилированной с ним фирме «АС» неплохо заработать и на госзакупках.
ООО «ГК фирма АС» за период с 1 января 2011 года по настоящее время получила заказы на 388,7 млн рублей. В 2012 году она занимала 15-е место в рейтинге крупнейших заказчиков республики с объемом заказов в 375,2 млн рублей. Структура Сефера Алиева резко сдала позиции за этот год, вероятно, не в последнюю очередь в связи с его переходом на другую должность и увольнением, в частности, министра образования Магомедфазиля Азизова… Заказы Минобра частенько доставались фирме «АС». Теперь нишу, которую занимал «АС», вероятно, заместили другие коммерческие структуры.
Еще одна интересная деталь в развитии указанного тренда в процессе дагестанского госзаказа. Крупнейшая подрядная организация страны — ОАО «Чиркейгэсстрой» — оказалась в последние годы на периферии строительных тендеров. Побеждая на торгах по важнейшим объектам стройиндустрии в стране и за рубежом, она оказалась невостребованной на местном рынке. Лишь тендеры по объектам завода листового стекла оказались по силам этой организации. И лишь только потому, что проводились они в «безоткатном режиме» и влияние республиканских чиновников на них не распространялось. А ведь совсем недавно Чиркейгэсстрой получал десятки крупных контрактов по всей республике. Может, удачный период связан с нахождением гендиректора фирмы на посту вице-премьера правительства РД?.. В 2012 году компании удалось получить лишь тендер на строительство роддома в Кизилюрте на сумму 466 млн рублей, что хоть как-то сгладило печальное положение знаменитого стройподрядчика. Как бы то ни было, симбиоз власти и бизнеса продолжается. И в первую очередь негативным последствием этого является удручающее положение в сфере госзаказа.
Надо отметить, что среди крупнейших российских поставщиков за 2012 год структура нашего земляка Зиявудина Магомедова ООО «Стройновация» занимает третье место с полученными заказами на сумму 57,09 млрд рублей. Но и здесь смена политического климата играет свою роль. Правительство РФ, с которым группа «Сумма» имела линии взаимодействия, переживает не лучшие времена.
Не секрет, что главная проблема современной России — это сращенность политики и бизнеса в наиболее уродливых ее формах. Для Дагестана, где бюджетные дотации играют преобладающую роль в экономике, глобальное значение для ее развития приобретает контроль над расходованием средств, в том числе проходящих через систему заключения госконтрактов. Обеспечить порядок можно, лишь «отделив мух от котлет»: исключив хотя бы явное влияние чиновников, бесцеремонно захватывающих практически все заказы.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: