«Проблемы города — это теперь наши общие проблемы»
12.07.2013 05:59А проводил совещание вице-премьер Абусупьян Хархаров. Что, собственно, и предопределило как сценарий данного мероприятия, так и его тональность.
Если раньше при подведении итогов работы города больше говорилось о достижениях, на фоне которых терялись отдельные недостатки, то здесь все происходило с точностью до наоборот. При этом гости сразу же взяли быка за рога, постаравшись показать собравшимся, что прежняя администрация Махачкалы работала крайне неэффективно (имя Саида Амирова при этом не упоминалось).
Вот лишь некоторые цифры, озвученные в докладе министра экономики Дагестана Раюдина Юсуфова. «В 2012 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными и средними предприятиями промышленности города увеличился по сравнению с 2011 годом на 1,5%». С учетом инфляции это означает, что экономика города за год не только не сделала шаг вперед, но и откатилась назад. «Объем отгруженных товаров собственного производства на одного жителя города в истекшем году составил 11,2 тыс. рублей… Для сравнения данный показатель по республике в 2012 году составил 13,9 тыс. рублей. В рейтинге городов и районов Дагестана по этому показателю столица занимает 11-е место».
В докладе Юсуфова приводились и положительные цифры, которыми город вполне может гордиться. К примеру, средняя начисленная зарплата горожан в 2012 году составила 21378,5 руб., что на 54% выше среднереспубликанского уровня. В прошлом году в Махачкале введено 0,53 млн кв. метров жилья за счет средств населения, что составляет 45% от показателя по республике. Но даже эти «заслуги» города на поверку оказывались с червоточинкой. Так, говоря о строительстве, Юсуфов отметил, что в целом по стране налоги в этой отрасли составляют примерно 10% от объемов вложенных средств, тогда как в Махачкале этот показатель чуть выше 1%. В связи с этим министр предложил выделять городу деньги на строительные работы лишь после предоставления гарантий (?!) того, что подрядчики выйдут на общероссийский налоговый уровень.
Ну а некоторые представители республиканской команды даже пошли дальше, предложив организовать дело так, чтобы подрядчики эти самые 10% отдавали авансом, сразу же после поступления на их счета выделенных средств. В принципе, ничего нового в этом предложении нет — с начала перестройки строители регулярно начинают работу с отчисления куда больших процентов чиновникам, выдающим необходимые документы. Собственно, поэтому городские власти и закрывают глаза на низкую налоговую отдачу отрасли — если ко всем откатам добавятся цивилизованные налоговые платежи, и без того золотой квадратный метр жилья в Махачкале станет платиновым.
Очевидно, что борьбу за увеличение налоговой отдачи следует начинать не только со строителей, которые являются лишь заложниками ситуации, а с чиновников, обложивших отрасль альтернативными «налогами». Впрочем, все это актуально не только для строительства — практически везде уход от уплаты налогов обусловлен неуемными аппетитами «кураторов направлений», облеченных властью. В этом плане корреспондент «НД» считает показательным следующий диалог между заместителем главы администрации Махачкалы Османом Османовым и Абусупьяном Хархаровым.
— Транспортную проблему в Махачкале надо срочно решать, но денег на это нет. В этом году мы сможем закупить всего два троллейбуса, — сообщил Османов.
— А сколько стоит троллейбус? — спросил Хархаров.
— 6 миллионов.
— Направьте на их покупку деньги, которые получаете от владельцев «маршруток» и сможете закупать несколько штук в месяц. Сами посчитайте, каждая маршрутка ежемесячно приносит городу 3,5 тыс. рублей, машин в городе работает несколько тысяч. В итоге выходят миллионы.
— В городской бюджет эти деньги не попадают.
— А куда же они деваются? Кто их собирает?
— Махачкалатранс, но это не городское предприятие, ни в штате, ни в бюджете их нет….
Ситуация с маршрутными такси — это не исключение, а лишь одно из звеньев длинной цепочки городских проблем подобного рода. Чтобы не перегружать наших читателей цифрами, приведем лишь один пример: оборот розничной торговли в городе оценивается примерно в 150 млрд рублей, ну а налоговая отдача отрасли — всего 30—40 миллионов.
Подобных примеров на заседании прозвучало множество. Республиканские чиновники раз за разом, выражаясь фигурально, макали городских лицом в грязь, говоря при этом правильные слова о том, что «если раньше город и республика шли параллельными курсами, то теперь мы будем строить новую жизнь рука об руку, помогая друг другу во всем». В переводе на понятный всем язык, это, скорее всего, должно было означать: «Было ваше, стало наше».
Корреспондент «НД» все время ждал (исключительно из чувства справедливости), когда кто-нибудь из «городских» выйдет к трибуне и спросит у высоких гостей о ситуации с налогами в республиканской строительной отрасли, о том, как в республике удается решать проблему чиновничьего беспредела и запрограммированных откатов. Увы. Никто даже не заикнулся, что махачкалинские «болячки» ничем не отличаются от «болячек» республиканских, а если брать шире — российских.
Некоторые моменты на совещании корреспондента «НД» откровенно удивили. Взять, к примеру, идею о строительстве в столице Дагестана новой набережной вдоль всей прибрежной части Махачкалы, «не имеющей аналогов по красоте и уюту». Чтобы реализовать столь дерзкий и, заметим, весьма затратный проект, его авторы даже предлагают перенести за пределы города морской торговый порт и судоремонтный завод (по какой статье будут списаны миллиарды, уже потраченные на реконструкцию порта, не говорилось). При этом сам порт авторы проекта со счетов не списывают, считая, что он может и должен будет стать одной из точек роста городской экономики. Больше того, было отмечено, что «развитие порта необходимо осуществлять прорывными темпами», с тем чтобы к 2016 году увеличить мощности портовых сооружений с нынешних 7,9 до 20 млн тонн. Объем капиталовложений оценивается в 9 млрд рублей (без стоимости работ по переносу порта за город, которые, очевидно, потребуют значительно больших сумм).
Были на совещании и некоторые «прорывные» инициативы, в частности, была озвучена идея переноса за город завода им. Гаджиева и Авиаагрегата, с тем чтобы на освободившихся площадях… разбить скверы для отдыха горожан.
Перенос промышленных предприятий за городскую черту в мире осуществляется давно. В той же Турции активно работают законы, согласно которым бизнесменов обязывают убирать промышленные предприятия из центров крупных городов. И в некоторых случаях для них выгоднее перенести производство за границу, поближе к источникам сырья и дешевым людским ресурсам. Благодаря данному обстоятельству в Кумторкалинском районе может появиться текстильная фабрика турецкой компании «Нергиз» на 5 тысяч рабочих мест, а в устье Кривой Балки — турецкий же судоремонтный завод.
Несколько лет назад корреспондент «НД» писал об опыте организации этой работы на Украине. Там перенос предприятия осуществляется следующим образом: сначала находится инвестор, который за счет собственных средств строит за городом цеха нового предприятия. Ну а после переезда старого завода он получает от городских властей освободившийся участок в городской черте (при этом земля эта, как правило, стоит десятки, а то и сотни миллионов долларов). Чтобы покрыть собственные затраты по переносу завода, инвестор, естественно, строит на этой земле элитные многоэтажки. В итоге все довольны — города становятся красивее, экологическая ситуация значительно улучшается, создаются тысячи рабочих мест, решается жилищная проблема.
А теперь вопрос, вернее, целый букет вопросов. Где в малоземельном Дагестане найдут землю для двух больших заводов? За чей счет будут строиться новые предприятия? Как эта политика будет сочетаться с реализацией инвестиционного проекта Авиаагрегата, предусматривающего организацию промышленной сборки, а в последующем и производства китайских автомобилей? Ладно, допустим, республиканские власти заставят потесниться «Дагдизель», освободив пустующие цеха для новых хозяев. Но как к этому отнесется руководство концерна «Гидроприбор», имеющее свои виды на заводскую территорию? Готова ли республика смириться с тем, что целых два предприятия на долгий срок «выйдут из игры», что неизменно отразится на результатах работы республиканской промышленности? Кто выделит деньги на переезд? Кто оплатит работы по сносу заводских цехов и вывозу строительного мусора (каждая из этих программ «тянет» на десятки миллионов рублей)? И, наконец, кто первым подпишет документ о строительстве первого дома на освободившихся участках (массовые застройки всегда начинаются с первого дома)? В общем, вопросов — масса, а найти ответы на них будет крайне тяжело.
Особое внимание на совещании уделили вопросу собираемости налогов в Махачкале (по мнению представителей республиканского правительства, налоговая база города сильно занижена). Помимо стандартных решений (имеются в виду предложения по выводу городской экономики из «тени», при этом в качестве приоритетной отрасли Хархаров назвал обувное производство), предлагались и нестандартные. В частности, Осман Османов попросил помощи у республиканских структур, осуществляющих кадастровую оценку недвижимости в городе. По его словам, особняки, один фундамент которых обошелся больше миллиона рублей, оценены всего в три миллиона, в итоге их владельцы платят в казну копейки. В связи с этим предлагалось произвести переоценку городской недвижимости, что позволит в разы увеличить налоговые сборы по этой статье.
Кроме того, представители города попросили максимально упростить процедуру «легализации» многоэтажных и частных домов, а также зданий, предназначенных для занятий предпринимательской деятельностью. По словам Османова, в городе только многоэтажек, не принятых на баланс, свыше 100, ну а частных домов, в которых люди живут годами и при этом не платят налог на недвижимость, больше в разы. В Махачкале также много зданий, не имеющих технических паспортов, владельцы которых при этом активно занимаются бизнесом — открывают рестораны, магазины и не платят налогов.
Представители республики в свою очередь предлагали мобилизовать «внутренние резервы», имея в виду доходы от «маршруток» и кратное увеличение налоговых поступлений с городских рынков.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56