Продержаться до выборов

27.03.2017 01:01

В последнее время российские СМИ активно обсуждают проблему грядущего повышения налогов в стране. И хотя никто сегодня не сможет четко ответить на вопрос, какие именно налоги будут расти, общая тенденция прорисовывается со всей очевидностью: сразу после победы Путина на выборах 2018 года налоговое давление на бизнес существенно увеличится.


Собственно, при отсутствии реального антикризисного плана, который правительство Медведева так и не смогло выработать, другого выхода у наших чиновников попросту нет — бюджетные дыры продолжают расти, а надежды на то, что их удастся залатать при помощи подъема российской экономики, видимо, нет никакой. 

До сих пор ситуацию удавалось выправлять при помощи двух главных инструментов — существенного снижения доходов населения, которое оказалось готовым подтянуть пояса в обмен на сомнительное удовольствие пригрозить кулаком «зажравшимся пиндосам», и использования «заначек», отложенных на «черный день» во времена дорогой нефти. Увы, в ближайшее время одна из этих заначек — Резервный фонд — будет полностью исчерпана. Если по состоянию на 1 сентября 2014 года в нем было 91,7 млрд долларов США, то сегодня он меньше почти в шесть раз — на 1 января 2017 года его объем составил 972,1 млрд рублей, что эквивалентно 16 млрд долларов. А если учесть, что только за прошлый год на затыкание бюджетных дыр из Резервного фонда было потрачено более 34 млрд долларов, ясно, что еще до лета главная «кубышка» страны может полностью опустеть. 

Так что вскоре бюджетные дыры начнут затыкать за счет средств Фонда национального благосостояния, в котором на 1 января 2017 года аккумулировано около 4359,2 млрд рублей (71,9 млрд долларов США). С учетом того, что размеры ежегодной подпитки российского бюджета из «кубышки» имеют тенденцию к постоянному росту, нетрудно предположить, что и этих средств хватит ненадолго. Особенно на фоне предвыборных обещаний Владимира Путина. Последнее из них он озвучил на прошлой неделе в Брянске, заявив, что в 2018 году зарплата врачей должна достигать 200% от средней по региону, а младшего и среднего персонала — 100%. А впереди еще встречи с учителями — главными выборщиками России, которым тоже придется пообещать дополнительные деньги в обмен на поддержку в 2018 году. Кстати, в законе о федеральном бюджете 2017 года уже предусмотрено изъять из ФНБ 668,2 млрд рублей.

На этом фоне стремление правительства найти источники дополнительного пополнения бюджета выглядят вполне объяснимыми. Единственным предметом спора являются только виды налогов, которые предполагается поднять. Но перед тем как рассмотреть свежие «налоговые предложения» наших чиновников, думаю, нелишним будет рассказать о том, сколько налогов россияне платят сегодня.

Сколько платим  налогов
Сначала поговорим о рядовых гражданах, не имеющих собственного бизнеса и живущих исключительно на зарплату. На первый взгляд государство отбирает у нас не очень много, всего 13% нашей зарплаты в виде подоходного налога. На самом деле это только малая часть отобранных у нас с вами денег. Намного больше — 34% — мы ежемесячно платим в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. То есть только официально мы отдаем государству практически половину нашей не самой высокой в мире зарплаты. 
При учете налоговой нагрузки на каждого из нас необходимо также учитывать налоги, не привязанные к нашей заработной плате. Имеются в виду земельный налог, налоги на имущество и недвижимость. Добавьте сюда так называемые взносы на капремонт. Плюс транспортный налог на владельцев автотранспорта. Но и это еще не все. Помимо прямых налогов нам приходится оплачивать из своего кармана ежегодный рост различных акцизов — на сигареты, спиртное, тот же бензин, растущие ввозные пошлины на автомобили, которые, кстати, способствуют росту цен и на отечественные автомобили. Владельцы автомобилей, к слову, моментально становятся объектами дополнительных сборов, включающих платежи за техосмотр и ОСАГО.
Но и отсутствие автомобиля никого из нас не спасает от дополнительных платежей. Хотя в наших платежках отсутствует налог на ЖКХ, тем не менее, мы его ежемесячно платим с учетом ежегодного роста стоимости услуг, цены на которые растут в четыре раза быстрее, чем в среднем по экономике. Родители школьников платят налог на школу в виде дополнительных поборов, ставших практически повсеместно чуть ли не официальной практикой. Соответственно, родители дошколят платят скрытый налог на детский сад, а пациенты больниц и поликлиник — налог на поддержку российских медиков. В итоге оказывается, что средний россиянин может рассчитывать лишь на треть своей зарплаты, остальное у него забирают в виде налогов, сборов и… поборов.
Самое смешное, что все эти поборы, ведущие к стремительному обнищанию населения, имеют и еще одну крайне негативную сторону. Как известно, экономику любой страны можно «поднять с колен» при помощи двух рычагов: масштабных инвестиций и активизации внутреннего спроса. Россия же в ее нынешнем изолированном положении, отягощенном многочисленными санкциями, реально может рассчитывать лишь на один из этих рычагов. А именно на активизацию внутреннего спроса, мотивирующего развитие торговли и производства. Увы, на фоне стремительного обнищания населения и этот рычаг использовать невозможно, поскольку спрос определяется платежеспособностью. В общем, замкнутый круг, вырваться из которого пока не представляется возможным.

Когда бизнес выйдет из «тени»
Не в лучшем положении, чем граждане в стране, находится и бизнес, налоговая нагрузка на который вообще является запредельной. Именно поэтому большая его часть предпочитает располагаться в «тени». При этом, несмотря на все обещания правительства не повышать налоги до 2018 года, они ежегодно продолжают расти. Так, только в этом году в стране появилось сразу несколько новых налогов и сборов.
К примеру, экологический сбор за утилизацию отходов. Платить его будут как производители товаров, которые после использования необходимо утилизировать, так и импортеры аналогичной продукции. Это достаточно большая группа товаров из бумаги, картона, полимерных материалов, стекла, резины и текстиля. Ставки сбора устанавливаются в зависимости от вида товаров. Самый высокий сбор установлен в отношении аккумуляторных батарей — 33476 рублей за тонну. Для электронной и электробытовой техники сумма сбора составит 26469 рублей за тонну. Относительно высоки и ставки на резину и изделия из нее — 7109—8965 тысяч рублей.
Традиционно выросли в этом году ставки акцизов на спиртное, табак и автомобильное топливо, что тоже является замаскированным видом налогообложения. Подорожал в этом году и «Платон» — самый нелюбимый налог транспортных компаний. В феврале он вырос до 2,6 рубля за километр, в июне достигнет 3,06 рубля. В этом году предпринимателям впервые придется платить налог на недвижимость (за 2016 год) по новой схеме, предусматривающей расчет платежей на основе кадастровой стоимости (ранее рассчитывался по инвентаризационной стоимости. — «НД»), что неминуемо приведет к кратному росту платежей.
В этом году повысились и ставки патентов для малого бизнеса. Кроме того, его представителей повсеместно заставляют переходить на новые кассовые аппараты, обеспечивающие передачу данных в онлайн-режиме в фискальные органы. Многие предприниматели называют это нововведение налогом на кассовые аппараты с учетом того, что за каждый из них необходимо выложить примерно 25 тысяч рублей, плюс расходы на Интернет и программное обеспечение работы аппаратов. Причем нововведение касается не только предприятий торговли, новые кассовые аппараты должны будут устанавливать практически везде, включая сферу услуг.
Примерно на 20% вырастут в этом году взносы, которые теперь будут администрировать не Пенсионный фонд, а налоговые органы. Фиксированный платеж здесь составит 27990 рублей.
При этом по доброй российской традиции практически за все налоговые нововведения в конечном итоге заплатит покупатель, за счет которого и производители, и продавцы постараются возместить понесенные дополнительные траты. К слову, все планы правительства, касающиеся повышения действующих налогов или введения новых, так или иначе придется оплачивать из своего кармана нам с вами.

План правительства 
Итак, что планирует предпринять в обозримом будущем наше правительство? В середине марта глава Минфина Антон Силуанов озвучил планы по повышению НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов. Планы эти вызвали резкую критику бизнес-сообщества, обеспокоенного увеличением и без того серьезной налоговой нагрузки. Масла в огонь подлили и независимые эксперты, посчитавшие, что данная инициатива Минфина дополнительно разгонит инфляцию на 2—3%, поскольку оплачивать ее в конечном счете придется рядовым покупателям товара.
После небольшого затишья чиновники озвучили еще одну налоговую инициативу — НДС не повышать, страховые взносы не снижать, а вместо этого ввести налог с продаж. Напомним, данный вид налога в стране уже вводили дважды (в 1991 и 1998 годах), но продержался он недолго. После первой попытки его заменили НДС, вторую же пресек Конституционный суд, посчитавший, что данный налог нарушает принцип равного налогового бремени и создает дополнительные преимущества для компаний, работающих по безналичному расчету. 
Авторы очередного предложения, рожденного в недрах правительства, уверены, что введение нового налога не ляжет тяжелым бременем на производителя, а кроме того, делают упор на то, что в нынешних условиях данный налог будет очень легко собирать. Связывают они это с повсеместным введением новых кассовых аппаратов, работающих в онлайн-режиме.
Противники налога с продаж указывают на то, что он дублирует НДС, говорят, что пилотные проверки работы новых касс выявили множество недостатков в их работе. Кроме того, считают они, в выигрыше окажутся крупные города, где имеется много торговых центров и сетей, а бедные регионы с небольшими магазинами проиграют (налог с продаж является региональным. — «НД»).
В общем, споры идут горячие, и на их фоне совершенно не слышны мнения экспертов, продолжающих доказывать, что в пору кризиса надо не увеличивать налоговую нагрузку, а снижать ее, стимулируя тем самым рост производства и выход его из тени. Но, очевидно, подобные задачи перед нашими чиновниками сегодня не стоят.

под фото Введение налога с продаж предполагает повсеместную установку новых кассовых аппаратов, работающих в онлайн-режиме

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: