Статистическая неразбериха
22.03.2014 02:33Корреспондент «НД» решил разобраться, откуда взялась эта цифра, а заодно выяснить, когда к нам придут первые платежки и как, собственно, будет работать новый механизм.
— Как известно, еще несколько лет назад, — рассказал корреспонденту «НД» начальник Управления жилищной политики Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики Залкип Залкипов, — ремонт многоквартирных домов осуществляло государство. Для этого даже был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Вначале граждане, участвующие в программе капитального ремонта на условиях софинансирования, платили 5%, потом доля их участия начала расти и достигла 15%. То есть Фонд инициировал гражданскую активность населения, потихоньку готовя людей к тому, что рано или поздно им придется самостоятельно заниматься проблемами ремонта своих домов.
Очевидно, предполагалось, что этот процесс будет происходить плавно, но после вступления в силу майских указов Путина, в которых основной упор был сделан на проблеме переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, политика Фонда достаточно резко поменялась. Это и понятно — программа переселения очень затратная, и в этих условиях выкроить сколь-нибудь значительные средства на капитальный ремонт попросту невозможно. Смотрите, если, к примеру, в 2009 году федеральный центр выделил Дагестану на программу ремонта 1,2 млрд рублей, то в 2013-м (после вступления в действие майских указов) — чуть более 100 млн рублей. Примерно столько же средств запланировано на нынешний год. Еще около 60 млн рублей мы получим в 2015 году, после чего «ремонтная» программа Фонда будет окончательно закрыта, и затраты на капитальный ремонт многоквартирных домов целиком лягут на субъект РФ (имеется в виду долевое участие в программе республиканского и местного бюджетов) и на плечи граждан.
— А сколько всего денег получила республика по этой программе?
— На проведение капитального ремонта многоквартирных домов в республике с 2008 года было направлено более 4,374 млрд рублей, из которых средства федерального бюджета — 3,577 млрд рублей. Долевое участие собственников помещений при этом составило 244,346 млн рублей. Как видим, вклад граждан достаточно скромен, где-то на уровне 5,5%. Этих денег хватило на капитальный ремонт 1053 многоквартирных домов (около 2,607 млн квадратных метров жилья).
Теперь о том, откуда взялся озвученный тариф. Его величина утверждается федеральными органами исполнительной власти на основании представляемых субъектами РФ статистических и отчетных данных. Это так называемый федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади в месяц. Для Дагестана он определен на уровне 5,2 рублей за квадратный метр. В свою очередь, правительство РД согласно статье 167 Жилищного кодекса 7 февраля 2014 года утвердило этот тариф как минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в месяц на 2014 год. После разработки Минстроем Дагестана и утверждения правительством республики долгосрочной программы капитального ремонта многоквартирных домов, рассчитанной на 30 лет, размер данного тарифа будет пересмотрен и определен для каждого муниципального образования дифференцированно. Вполне возможно, что, к примеру, в Махачкале мы будем платить 5,2 рубля, а жители того же Южно-Сухокумска — 2 или 3 рубля за квадратный метр.
— Когда мы начнем платить «ремонтные» деньги?
— Закон предусматривает следующие сроки — через восемь месяцев после утверждения субъектами РФ долгосрочной программы, рассчитанной на 30 лет. А вот с этим у нас возникли серьезные проблемы. Сейчас объясню. Смотрите, для того, чтобы принять программу, надо знать количество многоквартирных домов в республике. Но при этом в Дагестане данные статистики абсолютно не совпадают ни с данными муниципалитетов, ни с цифрами, представленными Госжилинспекцией РД. Доходит до смешного. По данным Статуправления, в Ногайском районе имеется 500 многоквартирных домов, тогда как районная администрация утверждает, что таковых всего 20. Теперь посмотрим, что мы имеем по Махачкале. Статистики говорят, что в городе 2299 многоквартирных домов, жилинспекция дает цифру 1875, а администрация столицы предоставила нам информацию на 1100 многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. И теперь скажите, какую из этих цифр брать за основу?
Самое главное, что дом, не попавший в программу, не будет ремонтироваться, несмотря на то, что его жильцы будут исправно собирать деньги. И еще, если республика не разработает и не утвердит программу в марте-апреле, мы не сможем получить федеральные деньги, выделенные республике по программе ремонта. Наше министерство эту ситуацию переломить пыталось, но безуспешно. Мы провели несколько совещаний с приглашением всех заинтересованных сторон, направили письма в органы статистики, администрации городов и районов, в прокуратуру республики, но ничего не изменилось. Все упирается в нехватку денег — на инвентаризацию жилищного фонда необходимы финансовые средства, которые, к сожалению, не предусмотрены в бюджетах муниципальных образований.
Учитывая все эти обстоятельства, Минстрой РД принял решение разработать долгосрочную программу капитального ремонта на 30 лет на основании имеющихся скудных данных, представленных органами местного самоуправления и Госжилинспекцией РД, чтобы хотя бы запустить механизм. Думаю, уже в конце этой недели мы эту работу завершим. А поскольку законодательство предусматривает ежегодную актуализацию и корректировку программы, в третьем квартале 2014 года мы просто включим в нее дома, «выпавшие» из-за статистической неразберихи, на основании мониторинга, проводимого в настоящее время Госжилинспекцией РД.
Надо отметить, что программа на 30 лет абсолютно не связана с проблемами финансирования, это, по существу, просто «список очередников». Вопросы финансирования будут учитываться при разработке следующей программы, рассчитанной на три года. В ней уже будут прописаны и источники финансирования, и конкретные суммы (помимо средств, накопленных гражданами, сюда будут направляться транши республиканского бюджета, а также деньги муниципалитетов). Так что с учетом нашей ситуации, думаю, «ремонтные» деньги в республике начнут собирать только в начале будущего года.
— С чем, по-вашему, помимо финансовых проблем связана статистическая неразбериха?
— Со слабой работой в данном направлении администраций городов и районов республики, отсутствием на местах квалифицированных кадров, низкой исполнительской дисциплиной. Несколько месяцев назад мы вывесили на нашем сайте формы, необходимые для заполнения, провели целый ряд совещаний с руководителями городов и районов. А в итоге из 52 муниципалитетов эту работу выполнили, и то не в полном объеме, лишь 18.
— Скажите, а кто в Дагестане будет определять очередность ремонтных работ для тех граждан, которые предоставят право распоряжаться своими накоплениями Дагестанскому некоммерческому Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах?
— Жилищная инспекция. При составлении списков «домов-очередников» будут учитываться два фактора: год постройки дома и состояние конструктивных элементов (износ).
— Честно говоря, — рассказал корреспонденту «НД» заместитель руководителя Госжилинспекции РД Айдимир Алиомаров, — на первых этапах работы основной упор будет делаться именно на возрасте здания — чем старее дом, тем выше его шансы попасть в начало списка. Что касается оценки степени износа здания, то для проведения этой работы на должном уровне необходимо специальное оборудование, которого у нас пока нет. Так что пока состояние конструктивных элементов будем определять визуально.
— Список (а именно он ляжет в основу программы работы на 30 лет), как я понял, будут составлять работники жилинспекции. Практика показывает, что при подготовке подобных документов в Дагестане, как правило, решаются личные проблемы тех, кто их готовит, а также проблемы их родственников и друзей. Ни для кого не секрет, что в программы капитального ремонта прошлых лет попало большое количество «блатных» домов.
— Уверен, что этой опасности мы сможем избежать. Начнем с того, что списки домов-очередников будут в обязательном порядке выкладываться на сайтах всех организаций, участвующих в программе. При этом напротив каждого дома будет указываться год его постройки, а также год проведения капитального ремонта (если он вообще был проведен). И если, к примеру, дом, возведенный в 1970 году, вдруг «обогнал» здание сороковых годов, то это уже достаточное основание для проверки корректности списка.
— Проведение реформы ЖКХ в Дагестане в очередной раз показало низкую социальную активность наших граждан — 99% населения дистанцировалось от выбора способа управления жилым домом, предоставив право решать свои проблемы (и распоряжаться своими деньгами) все тем же ЖЭУ. В итоге вся реформа свелась к тому, что ЖЭУ стали управляющими организациями (УО) (понятно, что я упрощаю ситуацию). Сегодня граждане тоже должны выбирать. Или открывать специальный счет многоквартирного дома в кредитной организации и самим решать проблемы ремонта, или предоставлять право распоряжаться своими деньгами региональному оператору. Не надо ходить к гадалке, чтобы определить, какой именно выбор сделает большинство.
— Вы правы, наши граждане очень пассивны. И хотя во всех управляющих организациях хранятся протоколы домовых собраний, на которых граждане якобы решили доверить им управление домом, мы с вами прекрасно понимаем, что большей части этих собраний попросту не было. Понятно, что специальных домовых счетов в республике будет открыто не очень много. Но я все-таки надеюсь, что в этот раз люди проявят большую активность. Если, к примеру, дом построен сравнительно недавно, и очередь на его капитальный ремонт наступит не раньше, чем лет через 20, какой смысл ждать так долго? Намного логичнее открыть собственный счет и ускорить этот процесс.
Другое дело, если в доме имеется лифт, замену которого людям попросту не «потянуть». В этом случае логичнее переводить платежи на счет регионального оператора, бюджет которого помимо всего прочего будет «прирастать» за счет региональных и федеральных (на первом этапе) вливаний, а также средств муниципалитетов.
— Вы сейчас подсказали вопрос, который я должен был бы задать в начале беседы. Расскажите, что включает в себя само понятие «капитальный ремонт»?
— Под это понятие подпадает ремонт крыш, чердаков и подвалов, всех инженерных коммуникаций, подъездов. Приведение в порядок фасадов домов. При этом параллельно должны проводиться работы по утеплению здания, энергосбережению. Кроме того, предусмотрена (при наличии технических возможностей) установка домовых приборов учета. Главная задача состоит в том, чтобы по окончании ремонта в доме абсолютно не осталось «больных» мест.
— Кто это будет определять? Региональный оператор?
— Нет. Он только организует конкурс и перечисляет деньги. Контроль качества работ будут осуществлять представители ТСЖ, УО, сами жильцы. В качестве третейского судьи в спорных вопросах будут привлекаться наши инспекторы.
Кроме того, работники жилинспекции будут тщательно следить за расходованием средств вместе с органами, имеющими право проверки исполнения бюджетного законодательства. Если, к примеру, мы обнаружим факты нецелевого расходования денег и они не будут устранены в десятидневный срок, мы будем сразу же передавать документы в контролирующие органы для принятия соответствующих мер.
Очень важный момент. В рамках программы капитального ремонта Госжилинспекции предоставлено право проведения проверок без предварительного уведомления. То есть у нас появляется возможность постоянного мониторинга и контроля всех этапов процесса, от проверки расходования средств до качества ремонтных работ.
— Как известно, «ремонтные» деньги на счетах граждан «привязаны» не к конкретному собственнику жилья, а к квартире. И, продавая квартиру, человек уступает право на счет ее новому собственнику. А как быть в том случае, если вместо накоплений имеются долги? И как планируется бороться со злостными неплательщиками?
— Если это никак не оговорено в договоре купли-продажи, новый собственник вместе с квартирой приобретет и обязательства по погашению долгов. Что касается борьбы с неплательщиками, то механизм тут только один — обращение в суд.
На досуге корреспондент «НД» на основании данных, озвученных в этом материале, решил самостоятельно рассчитать примерный тариф на капитальный ремонт для Дагестана. И вот что получилось: за годы работы Фонда реформирования ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов в Дагестане потратили 4,618346 млрд рублей. Разделив эти деньги на отремонтированные квадратные метры (2,607 млн), получим 1771 рубль. Поскольку готовящаяся республиканская программа рассчитана на 30 лет, годовая сумма затрат на капремонт составит (1771:30) 59 рублей за квадратный метр. Делим ее на 12 месяцев и получаем в итоге 4,9 рубля. Видимо, в Москве проводились аналогичные расчеты (расхождение в 30 копеек, на наш взгляд, абсолютно не критично с учетом инфляции, произошедшей за эти годы). Такая вот получилась арифметика.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56