Степашинский дозор
05.07.2013 07:15Помимо правомерности использования средств федерального и консолидированного бюджетов республики в 2012 году объектами проверки стали девять муниципальных образований, местные отделения Пенсионного фонда России и ФОМС, а также правительство Дагестана.
Проверка считалась плановой, но смена власти привлекла к ней повышенное внимание и вызвала большие ожидания у общественности, чего ранее не наблюдалось. Однако эффекта «Справки Козака», как в 2006 году, или нынешнего коррупционного скандала с Оборонсервисом отчет не вызвал, и проверка аудиторов прошла без сенсаций. Тем не менее отчет представляет несомненный интерес с точки зрения общего состояния дел в республике и ставит диагноз, учитывая существующие проблемы в самых различных сферах деятельности органов госвласти и управления.
Снижение уровня дотационности со значения 77,6% в 2009 году до 70,2% в проверяемом периоде не стало обнадеживающим фактом, приведенным в отчете аудиторов. Хотя по сравнению с 2011 годом в прошедшем году доходы консолидированного бюджета увеличились на 8,5 млрд рублей (на 12%), а поступления налоговых и неналоговых доходов — на 19,5%, показатель доходов консолидированного бюджета на душу населения (27,3 тысячи рублей) чрезвычайно низок по сравнению со среднероссийскими показателями (56,4 тысячи рублей) и самый маленький в СКФО, где средний уровень составляет 35 тысяч рублей. Дагестан по-прежнему остается среди самых неблагополучных в социальном плане субъектов федерации. Главная причина социального кризиса лежит в плоскости слабого управления и злоупотреблений бюджетными средствами. Выделенные из центра средства, даже на социальную адаптацию и помощь малоимущим, не всегда доходят до получателей. Инвестиции разворовываются. Антикоррупционные механизмы и вовсе не работают.
Бюджетный пирог
Расходы консолидированного бюджета республики за проверяемый период также выросли на 8%, составив 6,03 млрд рублей. Но дефицит консолидированного бюджета существенно снизился по сравнению с 2011 годом, уменьшившись с 3,6 млрд до 1,1 млрд рублей. В целом благоприятные итоги проверяемого периода смазываются низким уровнем соблюдения бюджетной дисциплины и законодательства. В Дагестане показатель по числу бюджетных нарушений — один из самых высоких по стране. О существенном дисбалансе между принятыми бюджетными обязательствами и их обеспечением денежным наполнением мы уже писали. Более того, остаток средств межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в федеральный бюджет, составлял к концу года 1,1 млрд рублей, и на 1 февраля текущего года не были возвращены 771,6 млн рублей. Тут виною отсутствие средств на счете республиканского бюджета и невозврат средств из местных бюджетов. Остатки федеральных целевых средств на счете республиканского бюджета составили 2,7 млрд рублей, на счетах местных бюджетов — 325 млн рублей, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 57,8%. Как усматривается из заключения аудиторов, освоение выделенных средств страдает многочисленными недостатками. Тем не менее многие муниципальные образования прибегают к заимствованиям из республиканского бюджета. В 2012 году Минфином РД предоставлены бюджетные кредиты муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов сроком погашения до 3 лет в сумме 399,5 млн рублей. По состоянию на 1 января 2013 года задолженность по бюджетным кредитам, выданным муниципальным образованиям в 2009—2012 годах, составляла 1,03 млрд рублей. В числе основных должников — Хунзахский и Табасаранский районы. Проверкой установлено, что в нарушение законодательства при наличии просроченной задолженности кредиты выдавались Каякентскому району и Кизляру.
В результате проверок по Махачкале и Каспийску аудиторами обнаружены факты искажения отчетности по задолженности перед республиканским бюджетом. Несмотря на фактическое наличие просроченной задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, задолженность указывалась как текущая. Задолженность по предоставлению субсидий на 1 января 2012 года в Махачкале составила 76,8 млн рублей, в Каспийске — 132,7 млн рублей, и на 1 января 2013 года — 11,8 млн рублей и 157,5 млн рублей соответственно. Ухищрения связаны с попыткой обхода условий выделения федеральных трансфертов при отсутствии просроченной задолженности по выплате гражданам вышеуказанных субсидий. Отличилось и Минтруда РД, переведшее в текущую задолженность просроченный долг в 29,7 млн рублей. Критические стрелы не минули и Минфин РД. Республиканский орган, обеспечивающий, в том числе, проведение единой бюджетной политики, в течение 2012 года в отчетах в Минфин РФ не отражал просроченную задолженность по субсидиям.
Инвестиции и резекции
Серьезных замечаний «удостоилось» и состояние дел с инвестиционными вложениями, в особенности в капитальное строительство. Несмотря на то, что в бюджете РД на 2012 год были заложены средства, в республиканской инвестиционной программе не предусмотрены объемы финансирования объектов капитального строительства на 482,8 млн рублей. Полностью срезано финансирование федеральных целевых программ «Чистая вода» и «Развитие водохозяйственного комплекса» и на непрограммные инвестиции в основные фонды, на 17,1% — ФЦП «Социальное развитие села». Куда израсходовали освободившиеся средства наши чиновники, аудиторы не указывают.
Хромает у нас и принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Поступившие от Минэкономразвития РФ средства в сумме 16,6 млн рублей на развитие малого и среднего предпринимательства более пяти месяцев не использовались. Оказались несостоятельными на поверку и грандиозные планы правительства по привлечению частного капитала.
Заявленных правительством Дагестана средств из частных источников на софинансирование инвестиционных программ в размере примерно 12 млрд рублей республика в 2012 году так и не увидела. А из республиканского бюджета не поступило на софинансирование 480,4 млн рублей. Сроки ввода в эксплуатацию 552 объектов строительства вообще не устанавливались. Следствием чего будет являться широкое поле возможностей для различных злоупотреблений с инвестиционными средствами. Об этом свидетельствует и то, что на 1 января 2013 года объекты капстроительства на сумму более миллиарда рублей оказались либо брошены, либо не финансируются более 5 лет. Финансирование в рамках программы «Обеспечение жилья молодым семьям» в размере 239,3 млн рублей оказалось отвлеченным с назначением «субсидии на иные цели». Оставшиеся средства (244,7 млн), вместо того чтобы перечислить их непосредственно получателям, отдали подрядчикам. Видимо, от них больше откатов. Со злоупотреблениями здесь уже разбирается Главное следственное управление Следственного комитета России по СКФО.
Отследила Счетная палата России и выполнение в Дагестане Стратегии развития СКФО до 2025 года. Из 72 пунктов плана мероприятий по реализации Стратегии выполнено 62.Опять же возникают проблемы финансирования из республиканского бюджета. Не решается, а может и саботируется, на наш взгляд, создание Единого расчетного информационного центра по централизованному сбору платежей с потребителей коммунальных услуг и за электро-, тепло-, газо-, водоснабжение.
Отмечается отсутствие условий для развития ипотечного жилищного кредитования, внедрения социальной ипотеки, кредитования застройщиков. Экономическими и социальными проблемами в Дагестане никого не удивишь. Способствовать их уменьшению существенно могли бы действенные антикоррупционные мероприятия. Но и тут — непаханое поле.
Прожектор Минюста
Рвения в противодействии коррупции у нас не проявляет никто. Минюст РД жалуется на граждан, не обращающихся в органы власти с фактами коррупции среди госслужащих, Счетная палата РФ в своем отчете констатирует крайнюю пассивность госорганов, в том числе и заказчика и координатора РЦП «О противодействии коррупции» — Минюста РД. Целевая программа включает в себя 52 мероприятия с общим объемом финансирования 9 млн рублей. «Большая часть мероприятий, закрепленных за ответственными исполнителями — органами государственной власти республики, являются дублирующими, поскольку органы власти выполняют данные мероприятия как основные функции, закрепленные за ними законодательством», — коротко резюмируют ревизоры бессмысленность, если не сказать больше, РЦП. «Исполнение идет формально», «низкая эффективность исполнения». Нелицеприятные оценки аудиторов по качеству антикоррупционной работы Минюста множатся. Но главное нарекание — отсутствие для широкого пользования сведений об имущественном положении наших чиновников. Даже республиканское законодательство этого не требует.
Не обеспечено также проведение оценки коррупционных рисков в органах государственной власти республики. Наши чиновники — выше всяких подозрений… На фоне скандальных разоблачений и скандалов вокруг федеральных и региональных чиновников по всей стране местные госслужащие оказались в более защищенных, комфортных условиях. Надеемся, что положение поменяется в лучшую сторону и повысится общественный контроль над деятельностью чиновников.
Прокатившаяся по республике череда отставок руководителей разного уровня пока носит спорадический характер и остается лишь результатом усилий нового главы Дагестана, а именно — спонтанно возникающего недовольства самим характером деятельности нерадивых чиновников, их вялостью и безынициативностью. Системные усилия против коррупции давно назрели в республике. Пищи для размышлений и информации о неблаговидных действиях представителей власти было достаточно и до прошедшей проверки СП РФ. Не было главного — ответственных выводов и попыток исправить ситуацию. Взять, к примеру, выявленный объем нарушений в финансово-бюджетной сфере только Росфиннадзором в прошлом году — на 13,3 млрд рублей. Хотя и утверждается, что к административной ответственности привлечено 193 должностных лица, фактически ни одна высокопоставленная персона в прошлом году не поплатилась своим креслом за допущенные нарушения. А что же правоохранительные органы? Тем же Росфиннадзором переданы им в 2012 году 89 материалов на сумму 12,6 млрд рублей, а возбуждено 14 уголовных дел на 18,3 млн рублей.
Показательным в плане недееспособности, некомпетентности или же, что еще хуже, заинтересованности в нераскрытии дела об очевидной «пропаже» более 17,2 млн рублей, как бюджетных, так и принадлежащих добросовестным участникам рынка, является случай с банкротством РГУП «Роспечать». Иначе как объяснить то, что предприятие, которое не тратилось на покупку сырья, получая госсубсидии, не выплачивая зарплату (долг 2,8 млн), налоги (долг 11,7 млн), элементарно за коммунальные услуги и не неся другие расходы, задолжало еще своим поставщикам несколько миллионов? Тут, действительно, нечем все объяснить, кроме как обычным присвоением чужих денег. Удивляет даже не то, что налоговые органы допустили такой долг, а то, что во время процедуры банкротства распоряжением Минимущества при Сефере Алиеве дополнительно выводятся активы предприятия и тем самым снижаются шансы кредиторов получить свои законные деньги. Подобные «мутные дела» нередки были в Минимуществе в бытность Алиева. О некоторых из них наш еженедельник писал не раз. Эти дела явно смахивают на мошенничество в особо крупных размерах. Соответствие всех этих действий закону, естественно, в первую очередь должно было волновать правоохранительные органы Дагестана. Есть факт пропажи более 17,2 млн рублей, но вот уже на протяжении нескольких лет не возбуждается дело. Видимо, ждут истечения срока давности. Отдел журналистских расследований нашего еженедельника проведет собственное расследование и постарается разобраться в этой элементарной арифметике, где есть приход и нет расхода. А куда делся доход, видимо, смогут разобраться только их московские коллеги.
Закончится ли прошедшая широкомасштабная проверка, как и в прошлые годы, лишь констатацией фактов, остается лишь предполагать. Использование разных актов, справок и отчетов контролирующих органов как средства межклановых разборок, хочется надеяться, ушло в прошлое. Иначе реальной пользы от проверочных мероприятий не будет.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56