Страна решила уйти на пенсию
10.10.2015 22:37Еще в среду я планировал написать совсем другой материал, посвященный анализу экономических событий в Дагестане. Благо и фактов для этого вполне хватало: в Махачкале представили проект генерального плана города, предусматривающего его застройку вдоль сулакской трассы, виноградари республики уже собрали рекордный урожай винограда (125,83 тыс. тонн) и планируют увеличить эту цифру еще как минимум на 20 тыс. тонн. И, наконец, абсолютно сенсационная новость о намерении руководства Дагестана построить южнее Дербента новый город на 100—150 тысяч туристов с самыми современными гостиницами, новыми дорогами и собственным аэропортом.
Но потом от этих планов я решил отказаться. По генплану столицы прошли только первые публичные слушания, сбор винограда в хозяйствах республики еще не завершен, а на заявление Абдулатипова по поводу Нью-Дербента пока никак не отреагировал Сулейман Керимов, на средства которого, собственно, и планируется построить новый город.
Но самое главное — на этой неделе в Москве случилось сразу несколько событий, проливающих свет на планы российского руководства по развитию экономики страны на ближайшие годы. Главный вывод — вопреки оптимистичным заявлениям российских чиновников, что нынешний кризис послужит толчком для развития российской промышленности и сельского хозяйства в рамках реализации программы импортозамещения, никакого существенного роста объемов производства в ближайшие годы не ожидается. Совсем наоборот — ожидается спад, сопровождающийся снижением реальных доходов населения и резким ростом числа бедных. В связи с этим руководство страны решило еще глубже запустить руку в пенсионную «кубышку», использовав эти деньги для затыкания кризисных бюджетных дыр.
Как сообщила газета «Ведомости», в распоряжении которой оказался новый макроэкономический прогноз Министерства экономического развития (МЭР), доходы россиян в 2018 году останутся ниже уровня 2014 года. Дальше в будущее чиновники министерства пока не заглядывали (прогноз охватывает период 2016—2018 гг.), но уже сегодня можно предположить, что на докризисный уровень страна выйдет очень и очень не скоро.
Незадолго до этого Всемирный банк опубликовал свой прогноз на 2014—2015 годы, согласно которому в России впервые с 1998 года начнет расти уровень бедности. В сообщении ТАСС на эту тему приводятся следующие цифры: «В базовом сценарии прогнозируется рост уровня бедности до 14% (20,1 млн человек) в 2015 году и 14,1% (20,3 млн человек) в 2016 году. Это станет первым существенным повышением уровня бедности за период после кризиса 1998—1999 годов».
На этом фоне в правительстве России единодушно пришли к окончательному пониманию, что кризисные расходы должны будут покрыть пенсионеры. Как нынешние, для которых февральскую индексацию пенсии определили в 4% (втрое ниже инфляции), так и будущие — как сообщил ТАСС, глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов подтвердил заморозку пенсионных накоплений на 2016 год. «Отжаться» придется и бюджетникам — в прогнозе МЭР предусмотрено, что зарплаты бюджетников тоже будут индексироваться ниже инфляции — на 4% в год.
Более того, в поисках дополнительных источников дохода руководство страны начало генерировать абсолютно бредовые идеи по поводу изъятия у пенсионеров дополнительных денег. В среду премьер-министр страны Дмитрий Медведев предложил рассмотреть возможность вообще не индексировать пенсию работающим пенсионерам. «Интерфакс» приводит любопытную цитату из выступления премьера на эту тему. В ней что ни фраза, то абсолютный перл. Так, Медведев считает, что пенсия — это государственное денежное пособие, которое выплачивается в связи с тем, что гражданин утратил трудовую функцию. «Если человек все-таки работает, — продолжает логическую цепочку премьер, — то мы можем сделать вывод, что он трудовую функцию утратил не полностью и, стало быть, восполняет какие-то свои дополнительные нужды за счет работы. И тогда можно было бы справедливо подумать о том, чтобы такая категория граждан индексацию не получала».
И неважно при этом, что Медведев сознательно ошибся с посылом — на самом деле пенсия никак не связана с утратой некой «трудовой функции». Единственное основание для ее начисления — достижение человеком пенсионного возраста. Поэтому любая попытка ограничить его права на индексацию легко может быть оспорена (и, уверен, будет оспорена) в суде. Главное тут в другом — в поисках дополнительных источников дохода российских пенсионеров будут обжимать и дальше. Да, завершая свое выступление, Медведев отметил, что предпосылок для того, чтобы немедленно повышать пенсионный возраст в России, нет. Вместе с тем, по словам премьера, рано или поздно к этой проблеме придется вернуться. Возникает ощущение, что весь этот бред насчет «трудовой функции» был озвучен лишь для того, чтобы в очередной раз подготовить россиян к неминуемому: повышение пенсионного возраста не за горами.
Кстати, единственным крупным чиновником, резко раскритиковавшим решение правительства в третий раз заморозить пенсионные накопления, оказалась глава Банка России Эльвира Набиуллина. Беседуя с корреспондентом ТАСС, Набиуллина сказала, что не считает заморозку пенсий хорошим решением. «Мы ради решения краткосрочных проблем и «затыкания дыр» теряем долгосрочные перспективы», — пояснила она. Глава Банка России подчеркнула, что наличие в экономике такого ресурса, как «длинные» деньги, является элементом устойчивости финансовой системы в целом. По ее словам, накопительная часть пенсии — долгосрочный источник развития российской экономики за счет институциональных инвесторов, в том числе за счет негосударственных пенсионных фондов. «Это устойчивость финансовой системы в целом, когда она зависит от долгосрочного инвестора, поведения инвесторов, а не только от перетока коротких спекулятивных денег», — сказала Набиуллина.
На этом фоне выглядит вполне логичной еще одна новость этой недели: практически все российские СМИ сообщили, что Центробанк разрабатывает новую пенсионную систему. Об этом на нью-йоркской сессии Московского биржевого форума сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. При этом он пояснил, что Банк России пытается создать альтернативу, которая была бы менее затратной для бюджета, но не менее эффективна с точки зрения объема привлекаемых средств граждан. По словам представителя ЦБ, схема работы новой пенсионной системы будет озвучена через месяц.
Вывод однозначный: правительство страны напрочь «забыло» о своих обещаниях «сохранить в неприкосновенности» социальный блок, в связи с чем нас с вами в недалеком будущем ожидают новые сюрпризы. К примеру, уже сегодня ясно, что майские указы Путина сегодня выполнить невозможно. Если год назад о них говорили практически ежедневно, то теперь российские СМИ эти документы стараются не упоминать. Очевидно, что новые законы, предусматривающие плату родителей за «дополнительные» уроки в школах, — как раз попытка переложить на плечи граждан обязательства государства по денежному содержанию учителей.
Но хватит о грустном. Поговорим о материях приятных, сулящих нам, по мнению наших чиновников, практически райские кущи по месту жительства. Речь о программе импортозамещения, призванной стать как раз тем рычагом, при помощи которого предполагается вытянуть нашу экономику из кризиса, а попутно заполнить прилавки российских магазинов качественными российскими товарами. Тем более что в рамках этой самой программы в Дагестан планируется закачать громадное количество денег, призванных поднять местный агропром на новый уровень.
Увы, как показывает практика, надеждам, связанным с реализацией программы импортозамещения, едва ли суждено оправдаться. В этом плане показателен недавний «наезд» Дмитрия Медведева на Россельхознадзор на заседании правительственной комиссии по импортозамещению в Сочи. Напомним, премьер призвал чиновников быть осторожнее в высказываниях о качестве российских товаров и не пугать народ страшилками о фальсификате (накануне представители Россельхознадзора сообщили, что 80% сыра в России — фальсификат, а животные сыры в нем заменены на растительные, в том числе на пальмовое масло). «Я думаю, что это не так! — заявил Медведев. — Надо, чтобы все должностные лица, говоря такие вещи, либо сопровождали это комментариями (а из таких заключений нужно делать очень серьезные выводы), либо не делали этого, если они не уверены в этих словах. Я просил бы всех обратить на это внимание».
По существу премьер довел до чиновников простую мысль: заполнить бреши на наших прилавках, возникшие в ходе войны санкций, качественным товаром вряд ли удастся. Поэтому мы вынуждены закрывать глаза на то, что они заполняются товаром некачественным, в том числе откровенным фальсификатом. Если мы сейчас попытаемся навести в этом вопросе порядок, сразу же создастся дефицит со всеми вытекающими последствиями.
Мысль, в принципе, не такая уж и абсурдная. Наши высокие чиновники по магазинам не ходят, и война санкций на их рационе, естественно, не отразилась. А что ест народ, не так уж и важно, главное, чтобы еды было много. Именно поэтому, по данным общественной организации «Росконтроль», практически каждый третий батон хлеба в стране непригоден для питания, в последнее время активно подделываются твердые сыры (при этом Росконтроль полностью согласен со статистикой Россельхознадзора). Активно подделывается и другая молочная продукция — сметана, творог, мороженое, сгущенное молоко, сливочное масло. По словам руководителя Федерального агентства по стандартизации и метрологии Алексея Абрамова, активнее всего производители подделывают масло: в 38% исследованного сливочного масла эксперты ведомства обнаружили жиры немолочного происхождения.
Даже минеральная вода в России, как правило, фальсификат. В Москве, к примеру, подделывается каждая вторая бутылка «минералки», в регионах же — две из трех.
По информации президента Союза пищевых ингредиентов профессора Алексея Нечаева, в стране активно подделывают ещё и спиртные напитки, мед, колбасные изделия. Правда, по последним точной статистики не существует. Выборочные же проверки показали: в 3% образцов выявлено добавление ГМО, а еще 12% мясных изделий эксперты Росстандарта признали фальсификатом за соевый изолят и крахмал в их составе.
На сайте Федерального агентства по стандартизации и метрологии вывешена информация: в ходе проведенных проверок выяснилось, что требованиям безопасности не соответствуют 36% продуктов. Кроме того, в 25% образцов были нарушены нормы ГОСТов и техрегламентов, а 21% продуктов специалисты ведомства назвали откровенным фальсификатом. Огласить список недобросовестных производителей и компаний, выпускающих некачественные продукты, Росстандарт пообещал к концу года. Правда, обещание это было дано до «наезда» Медведева на Россельхознадзор, и поэтому о нем вполне могут и «забыть».
Практика показывает: фальсификат, прописавшийся на российских прилавках, впоследствии вытеснить оттуда практически невозможно. Лучше всего это видно на примере натурального вина. Площади виноградников в Дагестане составляют около 40% от виноградных плантаций Юга России, а объемы производства вина в республике едва дотягивают до 2%, тогда как не имеющие промышленных виноградников Кабарда и Северная Осетия ежегодно производят более 3 миллионов декалитров вина каждая.
В общем, всем нам надо быть готовыми не только к тому, что доходы наши в ближайшие годы будут только снижаться, но и к существенному снижению качества нашей личной продуктовой корзины. Как правило, процессы эти идут параллельно. Так, после появления в СМИ данных по твердым сырам в Дагестане резко подскочила цена на национальные сыры и брынзу. Только в сентябре, по данным территориального органа Госстатистики, цены на сыры выросли на 23,5%. Кстати, по информации этого ведомства, потребительские цены в Дагестане в сентябре выросли по сравнению с августом на 1,1%, а с начала 2015 года — на 10,7%.
Самое печальное, что пик инфляции, вопреки бодрым заявлениям наших чиновников, мы еще не прошли. Это хорошо видно на примере главного индикатора потребительского спроса — хлеба. На этой неделе «Российская газета» со ссылкой на заявление министра сельского хозяйства Александра Ткачёва сообщила, что, несмотря на высокий урожай зерна в стране, средняя цена батона хлеба весной вырастет примерно на 20%.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56