Тарифные лабиринты
15.03.2014 01:53При этом в сфере жилищно-коммунального хозяйствования по-прежнему происходят многочисленные нарушения и ущемление прав потребителей услуг. Качество услуг ЖКХ никак не зависит от стоимости их оказания, и, кроме того, прозрачность формирования цены под вопросом. Все последние годы законодательство по коммунальной сфере активно совершенствовалось, и на текущий год намечено принятие целого пакета законопроектов, призванных оптимизировать управление в ЖКХ и регулирование тарифов. Но также звучат опасения, что коммунальная отрасль не перестанет быть одним из самых активных поставщиков негативных новостей и катализатором протестных настроений общества.
Губернаторы целого ряда субъектов федерации и некоторые федеральные министры выступили на днях с инициативой отпустить в свободное плавание тарифы за жилищно-коммунальные услуги вплоть до 2017 года. Подоплека предложений видных чиновников кроется в том, что в период президентской кампании потребуется лояльность электората, для чего будет необходимо заморозить тарифы и цены на целый ряд жизненно важных услуг населению и следует «обрасти жирком». Но так ли уж затянули пояса наши коммунальщики в связи с введенными в прошлом году ограничениями роста тарифов?
В 2013 году услуги ЖКХ не переставали дорожать и существенно (11,6%) обогнали инфляцию в абсолютном выражении. В среднем стоимость услуг выросла примерно на 10%.
Замороженные цены
Республиканская служба по тарифам Дагестана (РСТ) в отчетах за прошлый год указывает, что тарифы на 2014-й приняты с календарной разбивкой, в соответствии с которой в первом полугодии тарифы сохранены на уровне действовавших в декабре 2013 года и даже приняты со снижением, а на второе полугодие тарифы приняты в рамках предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Так, плата за электроэнергию на первое полугодие установлена в размере 1,99 рублей кВт/ч, оставшись на уровне декабря 2013 года, а во втором полугодии достигнет 2,06 рублей, не превышая предельные уровни. Рост платы, таким образом, составит 103,52%.
Тепловая энергия, составляющая основную часть в структуре коммунальных платежей населения, вырастет на 101,54% по отношению к тарифам, действовавшим в декабре 2013 года, хотя ФСТ в качестве предельной планки установило 103,3 %. При этом повышение произойдет в июле текущего года.
Что касается водоснабжения, то в республике одни из самых низких тарифов на холодную воду по стране, и, более того, они еще и снижаются периодически. Средние тарифы на 2014 год приняты в первом полугодии со снижением относительно декабря 2013 года на 2,2%, во втором полугодии — на 0,9%; на водоотведение — со снижением в первом полугодии на 1,2%, во втором остались на уровне декабрьских.
Тем временем цены на газ — одни из самых быстрорастущих. Газоснабжение превратилось в республике в связи с многочисленными хищениями и неплатежами в серьезную проблему, которую сейчас решают в оперативном режиме. В 2013 году регулируемую тарифной службой деятельность в сфере газоснабжения проводили 12 организаций, среди которых одна газоснабжающая компания и три газораспределительные организации. Цена на природный газ, поставляемый населению, с 1 июля 2013 года — на отметке 4,27 рублей за кубометр. С 1 июля текущего года цена на газ вырастет на 4,2%.
И это при том, что в январе 2014 года цены на коммунальные услуги в среднем по стране взлетели на 11,1%: за водоотведение — на 9%, холодное водоснабжение — на 8,3%, горячее водоснабжение — на 11,3%, отопление — на 11,2%, электроснабжение — на 12,9%, газоснабжение — на 14,9%.
Картина в жилищно-коммунальном хозяйстве республики не так уж радужна. Так, проверки, проведенные РСТ в 2013 году, показали, что хозяйственная деятельность коммунальных структур далека от идеальной. Проверка в МУП «Водоканал» г. Каспийска выявила грубые нарушения в деятельности этого унитарного предприятия. РСТ не удалось по итогам проверки установить обоснованность величины и правильность применения тарифов здесь в связи с утерей документации. Имеются на предприятии и другие серьезные нарушения. Проверяющие также усмотрели нарушения в ООО «Роснэк» (поставщик природного газа): у организации отсутствует информация о марке газа и его физико-химических свойствах. И такие негативные результаты — в обеих подвергшихся проверке структурах.
Да и обоснованных расчетов, каков на самом деле объем расходов коммунальщиков и каков вообще обоснованный уровень тарифов, у нас, как и по всей стране, пока еще нет.
Конечно же, отрадно, что Дагестан, «отличившийся» в предвыборный 2010 год как регион, где стоимость услуг ЖКХ подорожала на 200%, сейчас в этом смысле не выделяется в негативных тонах как в масс-медиа, так и федеральными структурами органов власти и управления.
Отмороженные тарифы
Много вопросов вызывает и сама структура цен на услуги и ресурсы. Тот же природный газ, себестоимость добычи и транспортировки которого — примерно 600 рублей за тысячу кубометров, по пути до потребителя достигает цены более чем в 4 тысячи рублей. Такой же вопрос можно поставить и относительно ценообразования на электроэнергию. При немалых мощностях по выработке дешевой энергии стоимость киловатта у нас примерно в 2,5 раз выше, чем в Иркутской области, где она повысится с 1 июля на две копейки — до 84 копеек за киловатт. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и здесь почти на четверть увеличилась стоимость электроэнергии. Но, как видите, она сильно разнится с республиканскими ценами.
Может быть, если бы не «участие» Пятигорска, цены были бы ниже. Все дело в том, что энергетики и тарифные службы включают в себестоимость не связанные с производством расходы, проходящие в бухгалтерском балансе по графе «прочие». В составе того же киловатта, кубометра газа и гигакалория тепла сидят до 40% таких трат. Некритическое отношение к таким способам «накачивания» тарифов и приводит к запредельным ценам. Зато менеджмент компаний может устанавливать себе в республике со значительной частью социально неблагополучного населения зарплаты в несколько сотен тысяч рублей в месяц.
Стоимость централизованного отопления в республике тоже вызывает много нареканий. Несмотря на оптимистические данные, приведенные нами выше, в некоторых жилищно-коммунальных организациях стоимость отопления выросла за прошлый год более чем в полтора раза, а горячего водоснабжения — почти в 2,5 раза.
Как бы между прочим забыты у нас и нормы закона №261 «Об энергоснабжении», которыми собственники жилья обязывались к установке общедомовых приборов учета до 1 июля 2012 года. После указанного срока установкой счетчиков должны были заняться ресурсоснабжающие организации. Но и им это выходит невыгодно при том, что все затраты возлагаются на собственников жилых помещений. Может, это связано с тем, что без счетчиков оплата будет производиться по нормативам, превышающим реальные расходы многократно. Ведь для ресурсоснабжающих структур создается лазейка для списывания всех своих долгов на таких абонентов, не принявших меры учета расходования ресурсов.
Между тем абоненты газоснабжающих организаций могут немного расслабиться. В России вступили в силу новые правила подключения к газовым сетям. Нововведениями предусматривается, что подключение будет стоить от 20 до 50 тысяч рублей (ранее — от 100 до 700 тысяч рублей). Потребителей разделят на три группы. В первую войдут частные подворья, потребляющие менее 5 кубов за час, а также малый и средний бизнес с расходом до 15 кубических метров. Во вторую группу — потребители, расходующие до 500 кубометров, а в третью — пользователи, потребляющие выше этих показателей. Не отстают от поставщиков ресурсов и сами жилконторы, для которых тоже готовятся новые правила, предусматривающие лицензирование деятельности.
Коммунальные копилки
Ряд платежей, введенных организациями, управляющими многоквартирными домами, вообще вызывают резкий протест жильцов. Один из таких сборов — так называемая плата за техобслуживание дома. В Махачкале в настоящее время она составляет порядка девяти рублей за квадратный метр и обходится им почти в четверть всех трат на жилье. Состав расходов, включенных в этот тариф, трактуется как траты на обслуживание мусоропроводов, текущий и капитальный ремонт дома, на подготовку к осенне-зимнему периоду, дезинфекцию и осушение подвалов и другие зачастую не очень необходимые, особенно в новых домах, виды работ. В самом перечне более десяти видов работ, включая уборку придомовой территории. Но зачастую уборка включается в отдельный вид услуг с дополнительной оплатой. Сам тариф устанавливается местными органами самоуправления с учетом затрат. На самом деле этот вид платежей позволяет жилорганизациям аккумулировать существенные средства, вероятнее всего, используемые ими на оплату труда своих чиновников — тоже довольно высокую в местных реалиях. Затраты практически не контролируются, что позволяет безбедно существовать различным жилищно-коммунальным конторам и иметь помимо других доходов еще и средства с услуг, обоснованность которых вызывает вопросы. Платить данный сбор многие жильцы попросту отказываются, не видя в нем нужды для эксплуатации дома.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56