Точка поставлена, или Продолжение следует

13.01.2017 21:46

Безусловно, главной экономической новостью прошедшего года стало сообщение об акционировании Махачкалинского морского торгового порта (ММТП), ставшее реальностью 28 декабря. Очевидно, что уже в обозримом будущем мы станем свидетелями завершения многолетней борьбы за обладание этим объектом между двумя дагестанскими олигархами — Сулейманом Керимовым и Зиявудином Магомедовым.


Собственно, борьба эта продолжается и сейчас. Правда, активных боевых действий сегодня не наблюдается, все ограничивается «позиционными» играми. Так, в начале декабря вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов в письме заместителю директора казахской нефтяной компании «КазТрансОйл» Болату Отарову сообщил, что грузопоток Баку–Тихорецк в ближайшее время будет подключен к грузопотоку малосернистой нефти. В связи с этим с 1 января нынешнего года через ММТП можно будет транспортировать нефть с содержанием серы не выше 0,6%. По существу, данное условие означает полный запрет на перевалку казахской нефти через Махачкалинский порт, поскольку содержание серы в ней в два раза выше.

По мнению нынешнего руководства порта, в данном случае «Транснефть» лоббирует интересы принадлежащей Зиявудину Магомедову группы компаний «Сумма», которую с «Транснефтью» связывают многолетние партнерские отношения. Поскольку поставленные условия практически невыполнимы, казахский нефтяной грузопоток, скорее всего, будет перенаправлен по маршруту «Атырау–Самара». Для ММТП это чревато ежегодными потерями объемов перевалки на уровне 2,4 млн тонн. А если учесть, что за весь 2016 год в ММТП перевалено всего 2,9 млн тонн нефти, очевидно, что оставшиеся объемы по существу означают работу ниже уровня выживаемости.

Казахский грузопоток был практически единственным ресурсом, обеспечивающим объем работ для предприятия последние 15 лет (ранее от перевалки нефти через ММТП отказались «Лукойл» и компании Dragon Oil и Mitro International, работающие в Туркменистане). В Махачкалинском порту и «Дагнефтепродукте» утверждают, что в случае прекращение перевалки казахской нефти более 2 тысяч человек потеряют работу, а бюджетные доходы Дагестана существенно снизятся.

Если предположения руководства ММТП о «лобби «Суммы»» верны, и за перенаправлением нефтяных потоков действительно стоит Зиявудин Магомедов, последнему за неполные четыре года (в 2013 году из Махачкалы ушел «Лукойл») удалось превратить весьма привлекательный и прибыльный актив в обремененный многомиллионными долгами объект с гарантированными ежегодными убытками. При этом раскладе очевидно, что если ММТП достанется Керимову, ситуация с транзитом нефти будет только усугубляться. Если же владельцем порта станет Магомедов, возможно, все изменится, республика и ММТП в короткое время вернут утраченные ранее позиции.

Примерно полгода назад борьба за активы порта вступила в завершающую фазу — в конце апреля 2016 года на должность руководителя Росимущества был назначен свой — Дмитрий Пристансков (именно Росимущество является уполномоченным органом Правительства РФ, призванным заниматься приватизацией и продажей государственной собственности). По данным «Ведомостей» кандидатуру Пристанскова лоббировал сенатор от Дагестана Сулейман Керимов.

В начале июня Агентство речного и морского транспорта РФ (Росморречфлот) назначило руководителем ММТП Андрея Гормаха, до этого занимавшего пост первого заместителя руководителя Объединенной зерновой компании (ОЗК). Такое назначение отвечало интересам Магомедова. Но последний так и не приступил к работе, на территории порта собрались сторонники бывшего руководителя порта Ахмеда Гаджиева. Силовое решение данного вопроса могло привести к серьезному конфликту.

Позиция главы

Вскоре после этого, в июле 2016 года, в интервью РБК глава республики Рамазан Абдулатипов пригрозил, что если «две группы дагестанцев» — бизнес-структуры Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова — не прекратят противостояние, то порт отойдет третьей стороне. Чуть позже в интервью РИА «Новости» Абдулатипов высказался еще более категорично: «Махачкалинский торговый порт необходимо либо передать республике, и мы будем соответствующим образом обеспечивать его развитие, либо мы должны завершить его акционирование и выставить его на продажу эффективному инвестору…. С нами готовы работать инвесторы. Иранцы готовы выкупить часть акций, по такой же схеме готовы работать вьетнамцы, китайцы, турки, азербайджанцы».

Очевидно, что подобные заявления главы подвигли Керимова на активизацию схемы, в свое время успешно апробированной в ходе приватизации еще одного спорного актива — Махачкалинского аэропорта. Поскольку «НД» об этом писало довольно подробно, приведем выдержку из одного из наших материалов на эту тему: «К слову, очередной такой «сюрприз» прорисовался на этой неделе — в Арбитражном суде РД прошло второе предварительное заседание по иску кипрской компании «Аролиа Холдингс», требующей взыскать с ММТП 678 млн рублей. Читателям «НД» название этой компании хорошо знакомо. В свое время именно она выступила инициатором банкротства ОАО «Авиалинии Дагестана», поспособствовав тем самым приватизации аэропорта Сулейманом Керимовым». Говоря попросту, Керимов в свое время скупил долговые обязательства порта перед Сбербанком и в итоге получил возможность в любое удобное для него время инициировать банкротство ММТП. Или не инициировать, если все пойдет по сценарию, который его устраивает.

Судя по тому, что в последнее время об иске «Аролиа Холдингс» никто не вспоминает, Сулейман Керимов пребывает в уверенности, что порт достанется именно ему. Кстати, эту уверенность дагестанского олигарха разделяют и ведущие экономические издания России. «Ведомости», «Коммерсант», Forbеs единодушно считают, что борьба за ММТП практически завершена, и его владельцем неминуемо станет именно Сулейман Керимов.

Накануне нового года близкий к окружению Керимова информационный ресурс опубликовал материал, основной посыл которого сформулирован в последнем абзаце: «Однако, если сейчас приватизация Махачкалинского порта завершается по схеме, запущенной Сулейманом Керимовым и под контролем его человека во главе Росимущества, получается, что Зиявудин Магомедов с попыткой поставить во главе порта своего человека и Рамазан Абдулатипов со своей попыткой продать порт иностранцам, остаются за бортом этой многоходовой игры Сулеймана Керимова».

Новые обстоятельства

Собственно, в этом месте можно было бы поставить точку, если бы не вновь открывшиеся обстоятельства, позволяющие говорить о том, что даже в случае неминуемой победы Керимова она может оказаться не такой однозначной. И дело даже не в том, что к моменту приватизации порт потерял практически все объемы перевалки нефти. Помимо этого в самом ближайшем будущем ММТП придется серьезно потесниться, поскольку на значительную территорию порта претендует Министерство обороны РФ, желающее создать более благоприятные условия для базирования Каспийского флота. Соответствующее постановление Правительства РФ уже принято, и уже в ближайшем будущем ММТП лишится значительной части своей территории. Потери ранее предполагалось возместить расширением территории ММТП в северном направлении на 1,2 км (практически до пляжа «Березка» — «НД»). При этом руководство порта рассчитывало на финансовую помощь федерального центра (соответствующее письмо в Москву руководство республики направило в конце апреля). На тот момент практически никто не сомневался в том, что необходимые миллиарды вскоре будут выделены, и в порту вновь закипят масштабные строительные работы.

Увы, сегодня вопрос с выделением этих средств «завис». Объясняется это тем, что во время последней встречи Абдулатипова с Путиным глава республики доложил ему о новом «портовском» проекте, получившем, по словам Абдулатипова, очень высокую оценку главы государства. Как рассказал глава республики по возвращении в Махачкалу, речь идет о «строительстве крупного логистического центра мирового уровня на Каспии. В рамках этого проекта предполагается построить судостроительный и судоремонтный заводы, а в перспективе — заводы по морским биотехнологиям». Но самое главное, проект этот предполагает строительство нового современного порта в районе завода «Дагдизель», поскольку, по словам Абдулатипова, ММТП — «это полузакрытый порт, а кроме того, там предполагается значительное увеличение числа базирующихся кораблей».

Стоимость проекта оценивается примерно в 127 млрд рублей, при этом 27 миллиардов выделит федеральный центр, остальные деньги предполагается саккумулировать за счет средств инвесторов. По словам Абдулатипова, Путин уже поручил Дмитрию Медведеву оперативно рассмотреть этот вопрос и в ближайшее время провести совещание, посвященное строительству нового логистического центра в Махачкале.

Очевидно, что на фоне этих грандиозных планов никто не озаботится выделением средств на расширение ММТП, что неминуемо отразится и на объемах перевалки. С учетом вышесказанного вопрос о том, кто кого переиграл в «портовской войне», еще долгое время будет оставаться открытым. Тем более что Зиявудин Магомедов вполне может стать одним из инвесторов данного проекта, если, конечно, будет уверен в его реальности.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также