«У нас достаточно ресурсов, чтобы навести порядок в городе»
03.08.2015 14:47В среду свою первую пресс-конференцию в качестве министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД провел Ибрагим Казибеков. Случай, в принципе, достаточно уникальный — до этого ни один дагестанский министр не встречался с журналистами сразу же после своего назначения (указ о назначении Казибекова Абдулатипов подписал всего неделю назад, 21 июля). А поскольку чиновники такого ранга ничего не делают просто так, журналистов, приглашенных на мероприятие, больше заинтересовал не сам факт неожиданной спешки нового министра, а скорее ее мотивы.
Некоторые из них были очевидны еще до начала встречи, поскольку, по меньшей мере, одна интрига обозначилась сразу же после назначения Казибекова на новый пост. Дело в том, что он стал вторым дагестанским министром, не являющимся представителем партии власти. Первым был также представитель «Патриотов» Сефер Алиев, который сразу же после своего назначения поменял партийную принадлежность и стал единороссом. Некоторые аналитики в связи с этим поспешили озвучить соответствующий прогноз и в отношении Казибекова, предположив, что он в ближайшее время покинет ряды «Патриотов».
О том, что с прогнозом явно поторопились, стало известно после обозначения места проведения пресс-конференции, которая прошла на Даниялова, 12, в главном офисе «Патриотов», — перебежчики обычно не хлопают парадной дверью, а просачиваются через черный ход, пряча глаза и воздерживаясь от комментариев.
Но поскольку Казибеков интересен не только своей нетрадиционной партийной принадлежностью, вопросов, связанных с его назначением, осталось достаточно много. Начнем с того, что новый министр в свое время был очень близок к семье Магомедсалама Магомедова, причем речь идет не просто о дружеских отношениях. Дружба дружбой, но, как известно, высшим проявлением доверия в Дагестане является совместный бизнес. Так вот, у Казибекова в свое время был общий бизнес с одним из братьев Магомедовых, связанный с переработкой нефти на севере Дагестана. Кроме того, Казибеков вот уже много лет поддерживает тесные дружеские контакты с Имамом Яралиевым, отношения которого с нынешней властью складываются далеко не лучшим образом.
При принятии решения о назначении Казибекова эти обстоятельства, несомненно, рассматривались, но, как известно, не помешали Абдулатипову подписать соответствующий указ. Очевидно, что глава республики «простил» кандидату на министерский пост эти «минусы» в биографии благодаря наличию каких-то особых качеств, на данных момент востребованных властью.
Во-первых, Казибеков — крепкий профессионал, много лет проработавший в строительстве. Возглавляемая им фирма «Атом» — успешное предприятие отрасли. Во-вторых, он зарекомендовал себя достаточно сильным политиком — в свое время именно его политический ресурс позволил «Патриотам» показать едва ли не лучшие по России результаты на выборах в Рутульском районе. В-третьих, он человек, успешно встроившийся в систему, — несколько раз избирался депутатом Народного Собрания РД, в последнее время возглавлял комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В-четвертых, на решение Абдулатипова, несомненно, повлиял тот факт, что в свое время Ибрагим Казибеков успел поработать в двух райкомах КПСС (Буйнакском и Рутульском). Общее прошлое — как известно, карьера главы республики началась в Тляратинском райкоме КПСС, — безусловно, объединяет. Кроме того, товарищу по старой партии можно легко простить факт пребывания в новой. И, наконец, в-пятых, в качестве плюса можно рассматривать его связи с Магомедовыми и Яралиевым — в том смысле, что в министерство пришел не руководитель-одиночка, а человек, связанный пусть с опальными, но, тем не менее, весьма влиятельными кланами.
Из сказанного можно сделать однозначный вывод: на место министра сознательно подбирался не просто профессионал, а амбициозный и сильный политик, способный не только решать тактические задачи (к примеру, подтолкнуть реализацию программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Махачкале и Дербенте), но и превратить министерство в некий центр силы. Кстати, при подобном раскладе поддержка такого человека оппозиционной партией — несомненный плюс.
К слову, шахматные этюды Абдулатипова, которые он разыгрывает при назначении того или иного чиновника, весьма занимательны. Они, как правило, достаточно неоднозначны и практически всегда имеют под собой двойное дно. Взять, к примеру, создание Агентства по транспорту и дорожному хозяйству специально под Хучбарова. На наш взгляд, транспортные проблемы в республике на сегодняшний день решить практически невозможно, и именно поэтому их «повесили» именно на Хучбарова — в качестве «чистого» дорожника он находился вне зоны критики и, следовательно, не мог использоваться в качестве фигуры в переговорах с братьями Магомедовыми.
Представляется, что двойное дно имеется и в назначении Казибекова. Скорее всего, его ресурс, а также ресурс министерства глава республики планирует использовать в качестве противовеса в отношениях с семьей Гамидовых, которая значительно укрепила свои позиции после назначения Мусы Мусаева и.о. мэра Махачкалы. В этом плане возможности Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ поистине уникальны, поскольку позволяют ограничивать действия главы города на самых стратегических направлениях.
К слову, такая же роль отводилась этому министерству и в эпоху Амирова — его работники не боялись критиковать действия столичной администрации и охотно «сливали» журналистам компромат на действия городских чиновников.
В ходе пресс-конференции Казибеков не раз и не два сказал о дружеских, конструктивных отношениях с новым махачкалинским градоначальником. Подобная высокая оценка, как минимум, настораживает, а с учетом ответов нового министра на вопросы журналистов и вовсе представляется очень интересной.
К примеру, рассуждая об извечных противоречиях между министерством и мэрией в деле контроля над строительством многоэтажек, Казибеков сначала сказал о том, что сегодня позиции города и Минстроя по этому вопросу практически совпадают, сообщив при этом, что в ходе собеседования глава республики поставил перед ним задачу навести порядок в этом вопросе. «Уверен, — сказал журналистам министр, — что аналогичная задача поставлена и перед Мусаевым, поэтому будем работать с ним в этом направлении рука об руку».
Чуть позже, рассказывая о задачах, стоящих перед службой архстройнадзора министерства, Казибеков сообщил, что на сегодняшний день в министерстве имеется полный список всех строящихся домов, ведется также учет всех случаев незаконного строительства. «Так что ориентироваться на город мы не будем, — добавил он, — сами будем добиваться неукоснительного соблюдения закона». При этом было обозначено, что дана команда отслеживать даже малейшие отклонения в соблюдении СНиПов (строительные нормы и правила. — «НД»), чтобы добиваться качественного и безопасного строительства в городе. Финальная же фраза прозвучала так: «У министерства достаточно ресурсов, чтобы навести порядок в городе».
Обозначил министр и свое отношение к незаконным стройкам. «Если мы хотим добиться того, чтобы закон соблюдался всеми, мы просто обязаны снести все незаконно построенные дома. Да, людей жалко, но так требует закон. Проявив снисхождение к одному недобросовестному застройщику, мы спровоцируем на новые нарушения еще десять человек». В этой связи министр уверен: все незаконные многоэтажки в Семендере необходимо снести, поскольку именно они виноваты в том, что сточные воды поселка во время дождя переливаются в КОР. Точно так же следует поступить и со всеми остальными незаконно возведенными зданиями в Махачкале.
К слову, подчиненные предыдущего министра, ныне ставшего мэром, занимали по Семендеру гораздо более терпимую позицию. В свое время они убеждали корреспондента «НД», что к домам в Семендере надо подходить с позиций соблюдения строительных норм: «правильные» дома — амнистировать, в других — усилить конструктивные элементы и после этого также амнистировать, и, наконец, самые одиозные дома снести.
Такая же жесткая позиция была обозначена Казибековым и по проблеме подключения домов к сетям. Когда журналисты поинтересовались его отношением к амнистии для застройщиков, отказывающихся платить за подключение, он сообщил, что категорически против того, чтобы амнистировать нерадивых застройщиков, сэкономивших на строительстве сетей. «Как, к примеру, — спросил он у журналистов, — можно амнистировать тех, кто построил группу многоэтажек в районе Дома печати, не озаботившись прокладкой канализации? В результате все стоки сливаются прямо в море. Если и говорить об амнистии, так только в случаях, когда застройщик выполнил все необходимые технические условия и лишь не оформил все документально».
Собравшихся журналистов попросили сообщить читателям о том, что новое руководство махачкалинского «Водоканала» объявило август месяцем амнистии для тех горожан, которые осуществили незаконные врезки. В ходе этой акции они могут бесплатно оформить эти врезки документально, чтобы в дальнейшем цивилизованно платить за потребленную воду.
В ходе пресс-конференции Казибекова попросили прокомментировать высказывание главного архитектора города о том, что Махачкала застроена не очень плотно. Министр сообщил, что подобное высказывание говорит о некомпетентности последнего, подчеркнув при этом, что так относиться к городу недопустимо. При этом у присутствующих создалось впечатление, что Казибеков планирует максимально использовать архитектурный потенциал министерства, что, несомненно, отразится на его отношениях с городскими властями. К слову, свой комментарий по поводу высказывания главного архитектора города министр начал с сообщения о многолетнем знакомстве с ним и хороших отношениях, сложившихся за эти годы.
Фото: Евгений Костин
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56