Управление в «ручном» режиме
27.07.2013 02:52Большинство читателей «НД» наверняка знают, что в ходе визита министр посетил два самых важных и одновременно самых проблемных объекта республики — аэропорт Махачкалы и морской торговый порт. На первом из них мы остановимся чуть подробнее, поскольку в ситуации вокруг аэропорта, как в капле воды, отразились тенденции, определяющие нынешнее экономическое развитие республики.
Как известно, аэропорт уже в течение ряда лет является зоной экономических интересов Сулеймана Керимова. Больше года назад генеральный директор «Нафта-Москва» Олег Липатов заявил о готовности компании только на первом этапе вложить в реконструкцию Махачкалинского аэропорта более 3 млрд рублей, а также о намерении взять его в управление. Пару месяцев назад на пресс-конференции, посвященной перспективам развития аэропорта, генеральный директор ОАО «Авиалинии Дагестана» Мирза Омариев сообщил, что Керимов готов также оказать содействие в создании нового дагестанского авиаперевозчика. Больше того, Омариев отметил, что федеральный центр готов вложить деньги в реконструкцию взлетной полосы лишь при условии, что «в аэропорт придет серьезный инвестор, готовый профинансировать работы по реконструкции аэровокзала и аэропортовской инфраструктуры».
Самое смешное, попытки Керимова прийти в аэропорт осуществляются на фоне чуть ли не ежедневных заявлений наших чиновников о том, что сегодня главная задача республиканской власти заключается в привлечении инвесторов, без денег которых подъем экономики республики невозможен. Между тем аукцион по продаже аэропорта раз за разом откладывается. Причины не суть важны, важно следствие — приход инвестора в очередной раз отсрочен, и конца этой истории не видно. Не надо быть аналитиком, чтобы понять — какой-то группе не нравится интерес Керимова к аэропорту. И группа эта обладает достаточным административным ресурсом, чтобы блокировать все попытки приватизации этого объекта.
Источник «НД» в правительстве республики уверен, что действия этих, скажем так, деструктивных сил послужили причиной того, что некоторое время назад председатель правительства РД Мухтар Меджидов написал заявление об уходе, поскольку не желал больше исполнять роль статиста — все его начинания вязли в болоте чиновничьего саботажа. Правда, ход этому заявлению был дан лишь в понедельник, когда врио вдруг сообщил о своем решении отправить в отставку правительство республики.
Между тем команду эту (если кто не помнит) полгода назад сформировал сам Абдулатипов. С учетом национального квотирования, интересов различных групп, которые, по его словам, был обязан учитывать при подборе министров. В итоге команда подобралась, как оказалось, не очень работоспособная. Нет, у членов этой команды было много предложений, идей, планов. Хуже с делами — никаких реальных начинаний за прошедшие полгода жители республики так и не увидели. И все достижения последних месяцев так или иначе напрямую связаны с деятельностью самого врио. Так, используя свой административный ресурс, Абдулатипов помог заводу «Дагдизель» заключить многомиллиардный контракт, поспособствовал получению положительного заключения Минпромторга России по инвестиционному проекту завода «Авиаагрегат». Не раз и не два Абдулатипов мимоходом решал проблемы «республиканского» уровня, буксовавшие годами. Все это, конечно, хорошо, но неправильно. Проблемы должны решаться не потому, что так повелел большой хаким, а в ходе тихой и повседневной работы команды. Правда, для этого надо подбирать в эту команду тех, кто умеет не только говорить, но и работать.
Кстати, наглядный пример — в ходе визита Соколова в Дагестан вдруг выяснилось, что выделенные на реконструкцию взлетной полосы деньги (речь идет о 2,8 млрд рублей) в республику могут и не попасть. Дело в том, что по одному из объектов (речь идет о здании, в котором размещается центр управления полетами) отсутствует положительное заключение на сейсмостойкость, больше того, до сих пор не оплачено проведение необходимой экспертизы. Причем, по словам Омариева, ситуация с этим объектом не решается уже не первый год.
Между тем, если необходимые документы не будут оформлены в самое ближайшее время, по словам Соколова, транш этого года (речь идет о 1,3 млрд рублей) республика не получит. Больше того, все выделенные 2,8 млрд рублей уйдут в другой регион России. И эту проблему Абдулатипов тут же в аэропорту решил в «ручном» режиме, дав поручение получить заключение экспертизы до 1 августа. При этом врио сказал, что республика оплатит все расходы, подчеркнув, что такая маленькая проблема не должна помешать реконструкции аэропорта. Казалось бы, выход найден, проблема решена, но дело в том, что таких «маленьких» проблем за годы перестройки в республике накопилось множество, и решить их все в «ручном» режиме усилиями одного врио абсолютно нереально.
Одна из таких долгоиграющих проблем обозначилась на этой неделе — ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» прекратило газоснабжение организаций коммунального комплекса Махачкалы. По словам представителей компании, это сделано потому, что суммарная задолженность теплоснабжающих организаций города — ОАО «Махачкалатеплоэнерго», ОАО «Дагестанэнерго» и ОАО «Махачкалатеплосервис» — составила почти 750 млн рублей. Причем на этот раз газовики решили идти до конца — возобновление подачи газа, настаивают они, будет осуществлено лишь после полного погашения задолженности.
По словам руководителей теплового комплекса города, самостоятельно данную проблему они решить не смогут. Дело в том, что в первые годы перестройки в республике были установлены заниженные тарифы на оплату коммунальных услуг, и в итоге сегодня дагестанцы платят за коммуналку почти в два раза меньше, чем жители других регионов. При этом цены на газ в России для всех регионов едины. В итоге «газовая составляющая» у предприятий дагестанского теплового комплекса сегодня зашкаливает за 70%. По мнению тепловиков, проблему можно решить двумя способами. Первый заключается в том, что республика помогает коммунальщикам закрыть долги и в дальнейшем датирует газовые платежи. Второй — предполагает существенное увеличение тарифов на оплату горячей воды и отопления для жителей города.
Очевидно, что ни одно из этих предложений не может быть реализовано. Первое по причине хилости республиканского бюджета, второе же вступает в противоречие с прямыми указаниями Путина, ограничившего предельный рост тарифов шестью процентами в год. Таким образом, ситуация сложилась патовая — коммунальщики свои долги однозначно не погасят, и население Махачкалы будет сидеть без горячей воды до начала отопительного сезона (отключать отопление запрещает Жилищный кодекс). Единственная надежда на республиканское Управление Федеральной антимонопольной службы, которое уже обратилось в суд по поводу использования газовиками своего монопольного положения. Кроме того, антимонопольщики считают, что добросовестные плательщики (а это большая часть населения города) не должны страдать из-за действий хозяйствующих субъектов.
Проблемой этой руководство республики особенно не заморачивается. О ней вспоминают лишь в момент отключений, да и то все ограничивается лишь проведением двух-трех совещаний. Между тем решать ее, безусловно, надо, причем не в «ручном» режиме, который тут бесполезен, а каждодневно и кропотливо.
Еще одна коммунальная проблема была озвучена на этой неделе в ходе встречи министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД Сейфуллаха Исакова с представителями австрийской компании ООО «Инфра Проект Девелопмент Русланд», занимающейся проблемами реконструкции водоканалов во многих регионах России и за ее пределами. Для Дагестана это более чем актуально — по словам Исакова, износ коммуникаций в республике составляет 70%. Кроме того, как отметил министр, «на сегодняшний день из 70 млн кубов сточных вод прибрежной полосы Каспийского моря порядка 25 млн кубов составляют сверхзагрязненные воды».
Важность проблемы износа коммуникаций и отсутствия нормальной очистки сточных вод переоценить трудно. Если бы теплоснабжающие организации Дагестана из-за ветхих труб не грели воздух и землю, их долги газовикам были бы значительно меньше, и не было бы необходимости поднимать вопрос о повышении тарифов.
Проблема же водоочистки напрямую связана с одним из основных направлений инвестиционной политики республики — привлечением в Дагестан туристов. Понятно же, что никто не захочет купаться в море, вода в котором элементарно опасна для здоровья. Как сообщила на этой неделе пресс-служба управления Роспотребнадзора по РД, купаться на городских пляжах Дагестана не рекомендуется, поскольку высока вероятность заразиться энтеровирусной инфекцией. Как свидетельствуют результаты лабораторных исследований морской воды, проведенные на базе вирусологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД», на пляжах «Березка», «Джами», загородном пляже «Прибой» выделены энтеровирусы и ротавирусы.
Очевидно, что новому составу правительства надо будет не генерировать мифические прожекты вроде строительства в Махачкале лучшей набережной в мире с переносом за город морского торгового порта, а озаботиться решением реальных проблем. К примеру, завершением строительства канализационного коллектора между Махачкалой и Каспийском, без чего разговоры о возрождении массового туризма в Дагестане так разговорами и останутся.
Невозможно всерьез говорить о возрождении туризма в Дагестане и без наличия в республике современного аэропортовского комплекса. Таким образом, получается, что практически все проблемы, обозначенные на этой неделе, так или иначе связаны с проблемами создания в Дагестане рекреационных зон. И решать их надо комплексно, учитывая при этом не интересы тех или иных групп влияния, а всего населения республики, уставшего от нереализованных обещаний, аппаратных игр и межклановых разборок.
Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56