Устойчивое равновесие
02.02.2013 00:00Если 2011 год для предприятия был не самым удачным, то прошлый вообще можно считать провальным — объемы производства составили всего чуть более 50 млн рублей. По этому показателю самое крупное промышленное предприятие республики уступило Буйнакскому агрегатному заводу (!), который никогда на роль лидера не претендовал.
«НД» не раз писало об особенностях «промышленной статистики». Дело в том, что долгие годы она, как правило, служила лишь показателем выполнения госзаказа предприятиями оборонного сектора. Больше того, еще несколько лет назад итоги года в основном определялись тем, как отработает «Дагдизель», поскольку доля этого предприятия в общей копилке была очень весома. Когда завод работал, республиканские показатели росли, стоило ему остановиться, случался «статистический обвал». Так вот, оптимистичный взгляд на дагестанскую промышленность связан в первую очередь с тем, что результаты работы «Дагдизеля» отныне не являются главным статистическим фактором — сегодня в республике есть немало предприятий, способных закрыть брешь, образовавшуюся вследствие нестабильной работы бывшего флагмана.
Самое смешное, что у «Дагдизеля» вот уже два года имеется многомиллиардный оборонный заказ (ранее, как правило, провалы были связаны с его отсутствием), который предприятие никак не может выполнить. «НД» уже писало о том, что задержка с его выполнением связана с тем, что в нынешнем контракте с Минобороны появилась запись о том, что при производстве изделий запрещается использование комплектующих, выпущенных ранее 2010 года. А поскольку до этого завод использовал в качестве комплектующих двигатели ленинградского завода «Электросила», который прекратил свою деятельность еще в 1996 году, ему в спешном порядке пришлось искать альтернативу.
В принципе, еще несколько лет назад было ясно, что старые двигатели (кстати, вполне работоспособные и безотказные) рано или поздно придется менять. Но, во-первых, на складах «Дагдизеля» имелся солидный заказ этих двигателей, а во-вторых, руководству завода не раз и не два удавалось решить этот вопрос с заказчиком. И вместо того, чтобы спешно начать работы по выпуску новых двигателей, на заводе в очередной раз понадеялись на то, что удастся «договориться». Не удалось. На этот раз Минобороны заняло жесткую позицию и потребовало двигатели заменить. А поскольку изделий с необходимыми параметрами найти нигде не удалось, госзаказ оказался невыполненным.
«Дагдизель» в спешном порядке начал работу над новым двигателем, чтобы к концу первого полугодия 2012 года запустить его в серию. Задача эта оказалась выполненной лишь наполовину — новый двигатель к лету был готов, однако до серийного производства дело пока не дошло. Помешали процедурные моменты, связанные с необходимостью испытания двигателя и оформления документов, позволяющих принять его на вооружение. К слову, морские натурные испытания двигателя уже состоялись. Они показали, что его характеристики (по скорости и дальности) значительно выше, чем у «электросиловского» двигателя. Так что в недалеком будущем эта проблема, скорее всего, разрешится. И в новом году «Дагдизель» как минимум на порядок увеличит объемы собственного производства. А если учесть тот факт, что в августе заработает Каспийский завод листового стекла, можно предположить, что итоги 2013 года для нашей промышленности окажутся рекордными (скорее всего, рост показателей превысит 25%).
Мы неслучайно уделили столько внимания предприятию, которое, по сути, «провалило» прошлый год. Дело в том, что на примере «Дагдизеля» отчетливо прослеживаются «болевые» точки дагестанской промышленности. По большому счету этот завод показывает всем, как сегодня не стоит работать. Во-первых, деятельность завода по большому счету замыкается на одном изделии (к слову, значительно отстающему по своим характеристикам от лучших мировых аналогов), в заводской политике отсутствует диверсифицированность, позволяющая работать стабильно вне зависимости от полученного госзаказа. Во-вторых, производство оторвано от «науки» — конструкторская база слаба. «Дагдизель» не в состоянии разработать конкурентоспособное изделие (попытки создать собственный дизельный двигатель, как известно, закончились провалом). В-третьих, оборудование морально устарело. Завод не может реально конкурировать с другими производителями (держится на плаву лишь благодаря тому, что является монополистом в производстве торпед). Единственный повод для оптимизма — в прошлом году к руководству предприятием пришли новые люди, которые пытаются скрупулезно проанализировать сложившуюся ситуацию и выправить ее.
Ирония судьбы: сегодня место лидера дагестанской промышленности прочно занял концерн КЭМЗ. Ирония в том, что все минусы, которые имеют место на «Дагдизеле», на КЭМЗ приобретают знак «плюс». Начать, пожалуй, следует с грамотного менеджмента. Директор КЭМЗ (а по совместительству председатель Совета директоров промышленных предприятий республики) Ибрагим Ахматов с первых же дней руководства предприятием поставил перед коллективом задачу — для обеспечения устойчивой работы предприятия освоить выпуск востребованной гражданской продукции. Задача эта выполнена успешно. Сегодня КЭМЗ является самым диверсифицированным предприятием республики, способным выжить даже при отсутствии госзаказа. Кроме серьезных изделий для «оборонки» (здесь производят передвижные диагностические комплексы для самолетов СУ и МИГ), завод выпускает широкую гамму гражданской продукции. Ее перечень впечатляет. Это и противообледенительные устройства для самолетов, и антенные фильтры, и коммутаторы для летательных аппаратов, и одноместные многоцелевые самолеты «Авиатика-МАИ-800», и двухместные многоцелевые дельтапланы, и электро- и газоводонагреватели, и отопительные котлы, и медицинское оборудование (неонатальные столики, кушетки, кровати, стеллажи), а также гидравлические домкраты, системы газового питания автомобилей, малогабаритные электродвигатели постоянного и переменного тока, роторные косилки-измельчители, кормодробилки, мебель, швейные изделия и многое другое. Благодаря успешной работе заводского конструкторского бюро список этот пополняется каждый год. В прошлом году, к примеру, на КЭМЗ освоен выпуск энергосберегающих ламп.
Успешно действует на заводе хозрасчетный учебно-технический центр, где готовят специалистов для работы на современных металлообрабатывающих станках американской фирмы HAAS. Потребность в подобных специалистах сегодня в республике достаточно велика (станки этой фирмы имеются на заводах «Сапфир», «Электросигнал», «Авиаагрегат», Завода точной механики, Избербашском радиозаводе). Эти предприятия готовы платить КЭМЗ за подготовку рабочих, которые после окончания курсов будут получать весьма достойную зарплату.
В стадии освоения на заводе находятся электроусилители руля для «Приор», легкомоторный самолет для малой авиации, разрабатываемый совместно с учеными Московского авиационного института, продолжаются работы по разработке и внедрению в производство беспилотных летательных аппаратов.
Самое интересное, Ахматов является принципиальным противником кредитов, поэтому КЭМЗ, по-видимому, является единственным крупным предприятием России, использующим для развития лишь собственные средства. Растущие объемы производства этому способствуют. В 2012 году, к примеру, завод выпустил продукции на рекордную сумму (более чем на 1 млрд рублей), отметив таким образом свое пятидесятилетие.
Хорошо отработало в прошедшем году ОАО «Авиаагрегат». Вклад предприятия в «копилку объемов» достаточно весом — более 540 миллионов рублей. Основная продукция предприятия — электроусилители руля для автомобилей ВАЗа «Калина». Это собственная разработка коллектива предприятия и по сей день успешно конкурирует с аналогичной продукцией известных мировых производителей. Кроме того, здесь выпускается аэродромное оборудование для технического обслуживания самолетов (гидроподъемники, стремянки, трапы, лебедки, водоспиртозаправщики, электрогидроустановки), системы для спасания пилотов, автомобильные домкраты различных видов, устройства выправления и демонтажа опор электроконтактной сети. В портфеле предприятия имеется также несколько перспективных разработок — стартерно-генераторное устройство, комбинированный рулевой механизм, реечный механизм, детали для стеклоподъемника.
Но главную ставку в работе сегодня завод решил сделать не на эти изделия. Уже второй год здесь совместно с китайскими партнерами работают над проектом организации производства по выпуску мини-грузовиков на базе автомобиля «Судзуки». На первом этапе речь идет об «отверточной сборке», в дальнейшем планируется довести объем собственных комплектующих до 70%. Для изучения рынка в Дагестан было завезено несколько сот таких грузовиков, которые успешно разошлись. Более того, сегодня на завод постоянно обращаются желающие приобрести эти машины.
Деньги на проект (речь идет об 11 млрд рублей) готовы выделить китайские партнеры. До последнего времени дело тормозилось из-за отсутствия «добра» Минпромторга России, без чего был невозможен разговор о госгарантиях, на которых настаивают китайские партнеры. Недавно положительное заключение Минпромторга РФ было получено. Имеется высокая вероятность того, что уже в этом году амбициозный проект «Авиагрегата» начнет реализовываться. По самым пессимистичным прогнозам выход на сборку 20—30 тысяч автомобилей в год даст Дагестану прирост объемов производства в размере 4—5 миллиардов рублей, до 1000 новых рабочих мест, более 1 миллиарда рублей в год налоговых платежей в бюджетную систему России.
В прошлом году в рамках реализации инвестиционного проекта заработала новая чешская линия по выпуску стеклотары по евростандартам на ООО «Дагестан Стекло Тара» (стекольный завод в Дагестанских Огнях). Это позволило довести объемы производства до 328 млн рублей. На очереди второй инвестиционный проект, предусматривающий строительство еще одной современной линии.
Одно из наших самых стабильных предприятий — завод «Сапфир» — в минувшем году несколько снизило объемы производства (290 млн руб.). Причина — сокращение госзаказа. Тем не менее на судьбе предприятия это обстоятельство вряд ли отразится — на сегодняшний день «Сапфир» является самым высокотехнологичным предприятием Дагестана, на котором полностью завершена модернизация и техническое перевооружение. На механических участках токарей и фрезеровщиков здесь давно уже заменили операторы современных обрабатывающих центров. Средняя зарплата на предприятии самая высокая в Дагестане — 30167 рублей.
Выпускают здесь радионавигационные комплексы для аэродромов (по этому направлению предприятие является признанным лидером в России), автоматические приемо-передающие центры, азимутальные и дальномерные радиомаяки DVOR/DME, системы телеуправления тяговыми подстанциями городского электротранспорта, автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), системы охраны, наблюдения и телеуправления, аппаратуру вибродиагностики. Собственное мощное конструкторское бюро постоянно пополняет портфель предприятия новыми разработками. Самые востребованные среди них — наземный комплекс передачи данных для авиации с режимами АСАRS, VDL-2, VDL-4 и наземная аппаратура инструментальной системы посадки с международным форматом сигналов ILS. К слову, во время посещения республики командой журналистов ведущих СМИ России и ряда зарубежных изданий все как один назвали «Сапфир» самым перспективным предприятием Дагестана.
Более чем в полтора раза превысил прошлогодние показатели дербентский завод «Электросигнал», выпустивший продукции на 263 млн рублей. Основная продукция — средства связи нового поколения для «оборонки». Уже не первый год предприятие пытается выйти на «гражданский» рынок. Перспективы дальнейшего развития здесь связывают с переходом TV-вещания на «цифру» (в портфеле завода — приставки для приема цифрового вещания на аналоговых телевизорах). Кроме того, здесь планируют организовать выпуск LCD-телевизоров.
Не очень удачным прошедший год был для Избербашского радиозавода имени Плешакова, снизившего объемы производства (210 млн руб.). Отставание связано с сокращением госзаказа на радионавигационное оборудование (та же причина, что и у «Сапфира»). Не выправило ситуацию и открытие на предприятии нового производства — в 2012 году здесь начали выпускать современные лифты нового поколения с использованием лучших мировых достижений. Очевидно, все дело в небольших объемах (до конца года было выпущено всего 24 лифта, которые отгрузили в Москву).
Между тем очевидно, что перспективы у этого предприятия есть. На заводе проведена модернизация, закуплено современное оборудование. На подходе новые разработки ООО НПК «Русская радиоэлектроника», которое министр Минпромторга России Денис Мантуров назвал самым высокотехнологичным предприятием России («Русская радиоэлектроника» образована на базе КБ Избербашского радиозавода. — «НД»). В частности, здесь готовятся приступить к производству первого в мире цифрового (до этого все изделия были аналоговыми) азимутального всенаправленного радиомаяка, точность которого превышает все аналоги и существующие нормы Международного авиационного комитета (МАК). Некоторые в разы, другие — на порядок.
Заключены договоры о сотрудничестве с французской компанией THALES — мировым гигантом, в котором трудится 68 тысяч человек и чей годовой доход превышает 18 миллиардов долларов. В прошлом году представители THALES в очередной раз приезжали на завод для налаживания партнерских отношений. Предполагается, что французская компания в сотрудничестве с коллективом Избербашского радиозавода наладит совместный выпуск другого маяка — посадочного.
Ну и наконец, лифты. В этом году планируется их выпустить от 500 до 1000 штук. На сегодня подписаны контракты с питерскими предприятиями о поставке 200 лифтов (уже в январе их отгружено более 40). Планируется строительство второй линии (скорее всего, этот проект войдет в число приоритетных), что позволит довести годовой объем производства лифтов до 6000. Так что очевидно, что уже в этом году предприятие выйдет на новые рубежи и значительно большие объемы.
Прошлый год «Русская радиоэлектроника» завершила с увеличением объемов производства (127 млн рублей). Кроме того, она представила на Сочинском форуме проект «Создание IT-парка полного цикла “Идея-серия”». Дмитрий Медведев, познакомившийся с ним на форуме, назвал его прорывным в сфере инновационных технологий. В его рамках предполагается создание дата-центра, специализирующегося на хранении и обработке информации, проведении научных, опытно-конструкторских исследований и разработок в области информационных технологий, радиоэлектроники и авиационной промышленности, а также создание бизнес-инкубатора, который станет платформой для поддержки перспективных IT-стартапов, дальнейшего их внедрения в производство и продвижения на внешний рынок. Общая стоимость проекта составляет более 2 млрд рублей при сроке окупаемости 5 лет. В ближайшее время «Русская радиоэлектроника» станет первым предприятием республики, получившим статус технопарка (помимо всего прочего это серьезные налоговые преференции).
Наконец-то вышли на «серию» погружные винтовые насосы для нефтедобычи завода имени Гаджиева (это изделие эффективно заменяет традиционную нефтяную «качалку»). Первая партия насосов отгружена в адрес ЛУКойла, что позволило предприятию выпустить продукции почти на 200 млн рублей. Есть заказы и на 2013 год. Не снижены объемы и по традиционным направлениям (производство насосов, запорной арматуры).
В непривычной для нашего времени ситуации сегодня оказался Каспийский завод точной механики (150 млн руб.). В то время как остальные предприятия жалуются на отсутствие заказов, здесь пока не могут обеспечить широкомасштабное производство собственной разработки — шкафного газораспределительного оборудования (низкого и среднего давления) для газовых сетей бытового и промышленного назначения. В настоящее время завод не успевает выполнять заказы предприятий ЖКХ Москвы, Питера, республик СКФО (что интересно, Дагестан предпочитает покупать более дорогое импортное оборудование). В последнее время здесь закупили несколько современных обрабатывающих центров, запуск которых позволит существенно увеличить объемы производства.
По словам начальника управления промышленности, инноваций и сводного анализа Министерства промышленности, энергетики и связи РД Магомеднаби Муртазалиева, министерство оказывает предприятиям республики всемерную помощь как при получении государственных заказов, так и по продвижению инвестиционных проектов. Особое внимание уделяется работе по участию предприятий республики в различных федеральных целевых программах (ФЦП). В настоящее время участие в этих программах принимают ОАО ДНИИ «Волна», ПО «Азимут», ОАО «Избербашский радиозавод им. Плешакова», ОАО НПК «Русская Радиоэлектроника». Общая сумма бюджетных средств, предусмотренных на финансирование в 2012—2014 годах мероприятий ФЦП, реализуемых республиканскими предприятиями, составляет свыше 330 млн рублей.
— Кроме того, мы работаем с Минпромторгом РФ по вопросу включения и других предприятий в профильные федеральные программы, к примеру, такие как «Развитие гражданской морской техники», «Развитие гражданской авиационной техники России», «Национальная технологическая база», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники», — говорит Муртазалиев. — Надеемся, что наши предприятия поймут важность участия в ФЦП, поскольку сегодня это чуть ли не единственная возможность провести модернизацию и техническое перевооружение. Надеемся мы и на поддержку инициативы ОАО «ДагЗЭТО» по созданию на предприятии металлургического мини-завода — литейно-прокатного комплекса для производства сортового проката и строительной арматуры, использующего в качестве сырья металлолом. Мы подготовили письмо в Минпромторг РФ, в котором обосновываем важность данного проекта для республики.
Следует отметить, что для решения возникающих проблемных вопросов в Минпромторге России создана специальная Комиссия по развитию промышленности Республики Дагестан. Особую значимость данного шага для Дагестана состоит в том, что такого рода комиссий нет ни по одному субъекту Российской Федерации. Уже проведено несколько заседаний, в ходе которых даны соответствующие поручения департаментам министерства. Очередное заседание Комиссии намечено на февраль.
Отдельные предложения наших предприятий получили поддержку со стороны Минпромторга России, благодаря чему, к примеру, ОАО НПК «Русская радиоэлектроника» в апреле 2012 года заключила государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ на сумму 91 млн рублей.
В ходе разработки предложений к проектам «Комплексной стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», а также соответствующей Федеральной целевой программы, Министерством во взаимодействии с промышленными предприятиями подготовлены и представлены в заинтересованные федеральные органы и органы исполнительной власти Республики Дагестан предложения по поддержке пяти ключевых проектов в промышленности.
Восьми проектам предприятий машиностроения и химической отрасли промышленности предоставлен статус приоритетных для Республики Дагестан, что составляет около одной трети всех инвестиционных проектов, получивших данный статус.
Общая сумма инвестиций в данные проекты должна составить 37,9 млрд руб. (в том числе 8,8 млрд руб. собственных и 29,1 млрд руб. привлеченных средств). Их реализация позволит создать более пяти тысяч новых рабочих мест, ежегодные дополнительные налоговые отчисления в республиканский бюджет составят около 5 млрд рублей.
Премьер Дагестана мечтает об открытии прямых границ с Азербайджаном и Грузией
интервью РИА Новости
25.12.2025 00:08Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56