В Москву за деньгами. Дополнительными

14.10.2017 16:02

Главные экономические события этой недели, связанные с Дагестаном, наблюдались не в самой республике, а в Москве, куда успел слетать Владимир Васильев. В столице у нового главы региона состоялись две важные встречи.

Сначала Васильев пообщался с руководством Минкавказа, где, по сообщению ИА REGNUM, руководитель ведомства Лев Кузнецов обозначил перед ним приоритетные задачи. О главной из них (по объемам предполагаемого финансирования) мы расскажем чуть ниже, сначала же о «текучке». Ничего нового. Ликвидация трехсменки в школах республики, на что деньги были выделены из резервного фонда правительства Дагестана. Несмотря на открытое финансирование, программа эта реализуется с пробуксовкой, и нового главу попросили придать ей дополнительный импульс. Говорил федеральный министр и о необходимости реконструкции и строительства объектов здравоохранения, развития электроэнергетики и систем жизнеобеспечения.

Корреспонденту «НД» не удалось выяснить, обсуждалась ли при этом главная задача в области жизнеобеспечения, связанная с прекращением тотального загрязнения Каспия неочищенными канализационными стоками. Но очевидно, что рано или поздно новому главе заниматься этой проблемой придется вплотную.

Есть ли шансы, что Васильеву в отличие от предшественников данную задачу удастся решить? Сложностей тут много, особенно с учетом того, что его «командировка» в Дагестан может закончиться уже через год. И дело даже не в решении вопроса с финансированием заключительного этапа строительства канализационного коллектора между Махачкалой и Каспийском. Тут как раз все решаемо, как показывает практика, статус «политического тяжеловеса» позволяет успешно корректировать финансовую политику федерального центра.

Но, опять же как показывает практика, решение проблем с выделением денег в Дагестане давно уже не является гарантией того, что программа, под которую их выделяют, будет успешно реализована. На тот же коллектор федеральный центр деньги выделял неоднократно, выполнив свои обязательства процентов этак на сто пятьдесят.

Однако коллектор до сих пор не достроен.

Все дело в том, что с денег, выделяемых на строительство этого объекта, регулярно и очень сытно кормились наши чиновники. В итоге собственно на строительство их постоянно не хватало, и коллектор так и остался недостроенным. Есть ли возможности обойти эти подводные камни? Сколько угодно, и, самое главное, для этого вовсе не обязательно регулярно мониторить производственные траты, отслеживая каждый выделенный рубль.

Если в качестве приоритетной задачи будет обозначена достройка тоннеля, а не подкормка кланов, можно еще на начальном этапе все эти проблемы решить просто и изящно. К примеру, выбрать подрядчика, у которого есть необходимая проходческая техника и которого наши чиновники никогда и не подумают «доить». Есть такие люди? Безусловно. Их не много, конечно, но при желании найти можно. Буквально навскидку: Игорь Ротенберг, который владеет не только «Платоном». Среди многого прочего ему принадлежит 33,3% акций в ООО «Энергострой», компании, которая в прошлом году выиграла тендер на строительство межтерминального тоннеля в Шереметьево стоимостью 330 млн долларов. Так что проходческая техника у Ротенберга-младшего есть. Есть и ресурс, позволяющий работать без откатов. Выбить деньги, отдать Ротенбергу и получить готовый объект без всякой головной боли.

Но вернемся к встрече в Минкавказе. В качестве приоритетной задачи в области экономики, стоящей перед Васильевым, первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов обозначил проблему создания Каспийского транспортно-логистического комплекса. Как выяснилось, федеральный центр не смутило то обстоятельство, что часть территории, отведенной под новый порт, уже начали активно осваиваить военные. В Минкавказе по-прежнему считают, что новый международный торговый порт в этом районе построить просто необходимо. Может, все дело в 127 млрд рублей, в которые оценивается данный объект, может быть, в деле имеется политическая составляющая. К примеру, глава Чечни решил стать главным инвестором данного проекта, чтобы впоследствии контролировать работу важнейшего объекта на Каспии. Подобных резонов может оказаться много, так что реальный «двигатель» данного проекта выявить практически невозможно. Да это и неважно. А важно, на наш взгляд, то, что новый гражданский порт в районе Каспийска абсолютно не нужен, а его строительство (если, конечно, оно начнется) обернется лишь бездарной тратой федеральных миллиардов.

Зачем Дагестану новый порт, если сегодня перевалочные мощности Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) загружены всего на 15–20%? Зачем новые территории, если после завершения строительства военного порта в Каспийске корабли каспийской флотилии уйдут из ММТП, освободив большую часть акватории? Главная проблема Дагестана сегодня — не новый порт, а падение перевалки, одной из причин которого стали ограничения на транспортировку нефти с сернистостью выше 0,6% (как известно, именно это обстоятельство обеспечило нынешний коллапс в ММТП).

Не имеют, на мой взгляд, под собой оснований и рассуждения Одеса Байсултанова по поводу недостаточной глубины судоходного канала в старом порту. Канал, в конце концов, легко и бюджетно можно углубить и расширить, сэкономив при этом десятки миллиардов рублей. Да, при увеличении объемов перевалки в ММТП могут возникнуть транспортные проблемы в городе. Но и их можно решить достаточно бюджетно, было бы желание.

Ситуацию с проектом Минкавказа «Новому делу» прокомментировал курирующий транспорт и.о. вице-премьера правительства Дагестана Шамиль Исаев: «На самом деле решение о строительстве нового порта не принято, это лишь планы Минкавказа. Сегодня никто не может сказать, станут они реальностью или нет. Мы со своей стороны свои задачи по данному проекту выполнили, необходимые земельные участки зарезервировали. Только в Карабудахкентском районе под этот проект выделено 435 га земли. Естественно, в связи с началом строительства военного порта придется немного потесниться, для строительства необходимой инфраструктуры моряки попросили у нас дополнительные земли. Сейчас этот вопрос рассматривается в правительстве. Ясно, что задержки не будет — решение о строительстве порта было принято на самом высоком уровне, в интересах государства. Понятно, что мы просто обязаны всемерно поддерживать этот проект. Тем более что его реализация для Дагестана благо — это и дополнительные объемы для наших компаний, которые обязательно будут участвовать в процессе строительства, и дополнительные налоги.

Что же касается ММТП. За последние годы перевалка нефти здесь (а это главная статья доходов и самые серьезные объемы) сократилась в разы. Это отразилось и на финансовой деятельности предприятия и больно ударило по интересам республики. Произошло это вовсе не из-за нехватки перевалочных мощностей. Все дело в том, что порту запретили переваливать нефть с содержанием в ней серы выше 0,6%. Решение явно дискриминационное, во многом политическое, поскольку в других портах действующий норматив по сере составляет 1,2%. Мы написали письмо на имя Владимира Владимировича Путина с просьбой вмешаться в данную ситуацию. Он дал распоряжение изучить этот вопрос, надемся, что ограничение по сере будет пересмотрено. Именно это тормозит сегодня работу порта, а не неглубокий судоходный канал. И с этим каналом порт работал много лет, и работал успешно. И с нехваткой территории вопрос тоже в недалеком будущем будет решен. После завершения строительства военного порта суда Каспийской флотилии переместятся на новую стоянку, освободив большую территорию. Так что, повторюсь, нынешние проблемы ММТП связаны только с ограничениями по сернистости нефти и ни с чем другим. Если их решить, он сразу вернет утерянные позиции и будет работать на благо республики».

Понятно, что Исаев обозначил лишь ту проблему, которая и так вне компетенции республиканской власти, и ничего не сказал о других проблемах ММТП: неоправданно затянувшейся приватизации, ни о борьбе за портовские активы, ни о проблемах, связанных с хищениями нефти в ходе перевалки, о которых регулярно писали практически все СМИ страны, ни о многих других моментах, так или иначе мешающих предприятию работать успешно. Уверены, что уже в самом ближайшем будущем новый глава Дагестана этими самыми проблемами озаботится предметно. И тогда планы строительства нового порта сами собой сойдут на нет, вопреки надеждам чиновников, с нетерпением ожидающих начала больших «распилов».

В ходе своей поездки в Москву Васильев также встретился с недавними коллегами по Госдуме, побывав на пленарном заседании. По сообщению ИА REGNUM, новый глава Дагестана попросил у бывших коллег дополнительного финансирования для республики, ссылаясь на то, что сегодня регион имеет самую низкую в стране подушевую поддержку из бюджета. При этом Васильев пообещал лично отчитываться за каждый дополнительный рубль, который будет выделен республике.

Депутаты помочь Васильеву согласились. Спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал коллег объединить усилия для помощи врио главы Дагестана. «Давайте, — сказал он, — мы с вами тоже для себя примем решение. Наш коллега назначен на очень ответственную должность, возглавил один из крупнейших регионов России, многонациональную республику с большим количеством проблем. И те возможности, которые у нас есть, мы должны использовать для того, чтобы помочь жителям, нашему коллеге, учитывая, что регион действительно очень непростой».

«Просьбу» Володина думцы восприняли как приказ. В тот же день Комитет Государственной думы по бюджету сообщил, что оперативно рассмотрит варианты поддержки Дагестана. Его председатель Андрей Макаров сказал ТАСС, что Дагестан будет находиться в центре внимания комитета, соответственно будут рассмотрены все варианты поддержки республики. «Уверен, что эти предложения будут поддержаны и профильными министерствами, и правительством РФ в целом», — подчеркнул глава комитета Госдумы.

Понятно, что как опытный политик Васильев пытается ковать железо, пока оно еще горячо, используя при этом свои немалые преимущества и связи в борьбе за дележ бюджетного пирога. Это, безусловно, благо для республики, плотно сидящей на дотационной игле. Единственное, что омрачает настроение — Васильев обратился за деньгами до того, как сформировал вокруг себя команду профессионалов, призванных определить, на какие программы и проекты деньги республике нужны в первую очередь. Одно дело — попросить транш для завершения строительства канализационного коллектора, и совсем другое, скажем, — выбить финансирование для проведения изыскательских работ в районе нового порта под Каспийском. Определение самых болевых точек и направлений — это важнейшая задача, для решения которой должна быть сформирована команда, которой пока, увы, нет.

Между тем с учетом сроков, оговоренных Владимиром Путиным, времени на раскачку у нового главы не так уж много. Вернее, катастрофически мало. И это как раз тот случай, когда правильные решения нужны республике намного больше, чем деньги. Такие вот дела.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: