Все выше, и выше, и выше…
13.04.2013 00:00Всего вышесказанного с лихвой бы хватило для того, чтобы эта пресс-конференция стала главным медиасобытием недели — публика любит скандалы и знаковые кадровые перестановки. Правда, большинство представителей СМИ приехало бы в аэропорт, даже если бы пришлось дать подписку о том, что они не станут спрашивать ни про скандалы, ни про возможные отставки, поскольку все это отошло на задний план на фоне недавнего тотального подорожания авиабилетов. Именно дороговизна полетов и стала главной темой пресс-конференции в аэропорту.
Для тех читателей «НД», которые еще не знают о новых авиатарифах, приведем несколько цифр. Теперь самый дешевый билет до Москвы обойдется пассажиру в 5925 рублей. Правда, чтобы приобрести его, следует обратиться в компанию «ВИМ-авиа» за месяц до вылета. Если же вы покупаете билет не заблаговременно, а в обычном режиме (купил-сел-полетел), то в зависимости от выбранной авиакомпании за него придется заплатить от 6350 до 20790 рублей. Но если вы не хотите летать в неудобное ночное время, то минимальная цена билета составит примерно 8 тысяч рублей. Итог неутешительный — за последние две недели стоимость полета в Москву для жителей республики выросла практически вдвое.
Как отметил на пресс-конференции Мирза Омариев, после лишения сертификата эксплуатанта «Авиалинии Дагестана» потеряли возможность влиять на ценовую политику в Махачкалинском аэропорту, поскольку согласно Воздушному кодексу ни государственные органы, ни тем более аэропорты не могут требовать от перевозчиков изменений тарифа. «Да, — сказал Омариев, — аэропортовские услуги в этот тариф, естественно, входят. Но их доля (5—7%) настолько мала, что серьезного влияния на его формирование они оказать не могут. Тем более что аэропортовские тарифы в Махачкале сегодня самые низкие на Юге России. То же самое касается и стоимости авиатоплива».
В данной ситуации, по словам Омариева, единственная возможность существенно снизить тарифы заключается в усилении конкуренции на данном направлении. Собственно рост цен произошел потому, что рынок покинула компания Red Wings, которая осуществляла 50% всех рейсов до Москвы и при этом держала низкие цены на билеты. Сегодня перевозками на данном направлении занимаются три компании: «ВИМ-авиа», «ЮТэйр» и «Газпромавиа», которые после ухода главного конкурента приняли решение работать в так называемой «зоне предельных тарифов». А поскольку все рейсы на московском направлении в последнее время заполнены буквально «под завязку», ожидать, что эти компании изменят свою ценовую политику, нереально.
Руководство аэропорта, так же как и руководство республики, данной ситуацией крайне обеспокоено. Как сообщалось на пресс-конференции, принимаются срочные меры по привлечению на дагестанский рынок крупных российских авиаперевозчиков, способных повлиять на снижение цен («Аэрофлот», «Сибирь»), но пока переговоры с ними результатов не принесли, поскольку эти компании опасаются приходить в республику, «где стреляют и взрывают». Начал свою проверку авиатарифов и республиканский антимонопольный комитет. Но поскольку, как показывает практика, доказать ценовой сговор практически невозможно, ее результаты, скорее всего, ничего не дадут.
На этой неделе в Москву, как сообщил член Совета директоров «Авиалиний Дагестана» Гаджи Раджабов, вылетели председатель правительства Дагестана Мухтар Меджидов вместе с министром транспорта Шируханом Гаджимурадовым, чтобы встретиться с руководством Минтранса России. Одним из основных вопросов, которые предполагается обсудить, будет проблема удорожания авиаперевозок на маршруте Махачкала — Москва, а также судьба махачкалинского аэропорта. Очевидно, что республика хочет заручиться поддержкой Минтранса в деле привлечения новых авиаперевозчиков. Основными аргументами во время разговора, скорее всего, станут низкие денежные доходы жителей республики, а также урон, который понесет Дагестан от уменьшения и без того небольшого числа туристов, которые не захотят лететь в республику, билет до которой стоит столько же, сколько до Стамбула.
Но даже если в Махачкалу и придут новые компании, существенного снижения цен на билеты ожидать не приходиться. По словам Омариева, кардинально переменить ситуацию можно лишь в случае создания собственного дагестанского перевозчика вместо объявленных «вне закона» «Авиалиний Дагестана» (тем более что в последнее время о необходимости создания региональных компаний в стране не раз говорили как Путин, так и Медведев).
По мнению участников пресс-конференции, вопрос этот вполне решаем. Во-первых, все самолеты «Авиалиний Дагестана» исправны, их можно поднимать в воздух хоть завтра. Недостающие суда можно взять в лизинг, соответствующие переговоры уже ведутся. Во-вторых, полным ходом идет подготовка документации для Росавиации. Уже к концу года планируется подать заявку на получение сертификата эксплуатанта для новой дагестанской авиакомпании «Восточные авиалинии». Не возникнет проблем и с личным составом, это в-третьих. Большинство пилотов, работающих сегодня в различных компаниях страны, с радостью готовы вернуться в Дагестан. Республика при этом получит возможность активно влиять на ценовую политику, новые рабочие места и солидное увеличение налоговой базы.
Единственная серьезная проблема — давно назревшая необходимость реконструкции летной полосы, нынешнее состояние которой существенно сдерживает приход в Махачкалу новых перевозчиков, как сказал Омариев: «Я бы лично не взял на себя ответственность подписать документ, разрешающий принимать в Махачкале “Боинги”».
Поскольку вопрос реконструкции взлетной полосы напрямую связан с проблемой прихода в аэропорт частного инвестора, журналисты уделили ему особое внимание. Дело в том, что федеральный центр готов вкладывать деньги в реконструкцию летной полосы лишь при условии, что в аэропорт придет серьезный инвестор, готовый профинансировать работы по реконструкции аэровокзала и аэропортовской инфраструктуры. А поскольку эти вклады в обозримом будущем не окупятся (прибыль приносят лишь аэропорты, обслуживающие более 1 млн пассажиров в год, тогда как Махачкала «переваривает» за год лишь 400 тысяч пассажиров), ожидать, что к нам выстроится очередь инвесторов, не приходится. По словам Омариева, в аэропорт может вложиться «лишь инвестор-патриот», готовый пожертвовать своими финансовыми интересами ради интересов жителей республики. И хотя проект реконструкции взлетной полосы сейчас находится на стадии экспертизы, финансирование по нему откроется только после прихода инвестора-патриота.
Еще пару лет назад, казалось, что вопрос с инвестором решен окончательно и бесповоротно — тогдашний руководитель компании «Нафта Москва» Олег Липатов объявил о намерении руководства компании (читай Сулеймана Керимова. — «НД») вложить более 3 млрд рублей в реконструкцию махачкалинского аэропорта. Но с тех пор случилось много событий, которые, несомненно, поколебали желание Керимова вложиться в аэропорт. И теперь Керимов если и придет в аэропорт, то только тогда, когда его об этом попросит руководство республики.
Но даже если это произойдет завтра, Керимов (а также любой другой возможный инвестор) еще очень долго не сможет приватизировать махачкалинский аэропорт. Чтобы запустить механизм приватизации, необходимо решить две проблемы. Первая связана с тем, что по российским законам нельзя осуществлять какие-либо операции с недвижимостью, находящейся в банковском залоге. Между тем главный аэропортовский объект — здание аэровокзала — заложен в лишенном лицензии «Витас банке».
Историю вопроса на пресс-конференции осветил Мирза Омариев. По его словам, в свое время «Авиалинии Дагестана» взяли кредит в 30 млн рублей в банке «Возрождение» под 24% годовых. После того как половина кредита была погашена, «Витас банк» предложил руководству авиакомпании перевести оставшиеся 15 млн на себя под 18% годовых. Вскоре после перевода «Авиалинии Дагестана» «потеряли небо», а заодно и возможность платить по кредитам. На сегодняшний день этот долг за счет процентов и пеней достиг 40 млн, который необходимо выплатить, чтобы снять «банковский арест» с аэровокзала. Скорее всего, сделать это должен собственник «Авиалиний Дагестана», которым на сегодняшний день является республика. Но она этот вопрос решать не спешит.
Не решается и другой вопрос, ставший еще одним камнем преткновения. Как оказалось, несмотря на многолетние разговоры о необходимости приватизации аэропорта, до сих пор не проведена инвентаризация и оценка аэропортовского имущества. В принципе, ничего удивительного для республики, которая уже третье десятилетие не может завершить инвентаризацию собственного земельного фонда. Но одно дело миллионы квадратных километров и тысячи собственников, и совсем другое — один, отдельно взятый объект, пусть и поделенный между десятками владельцев. Но, так или иначе, работы эти не завершены, следовательно, даже гипотетический собственник в аэропорт придти не может.
Кстати, будущему собственнику вместе с аэропортом достанутся и долги «Авиалиний Дагестана», которые на сегодняшний день достигли 700 млн рублей. Для «НД» этот вопрос весьма актуален, поскольку «Авиалинии Дагестана», так же как и искусственно обанкроченная «Роспечать», являются должниками газеты. И если перед приватизацией «Авиалинии Дагестана» искусственно не обанкротят, у редакции сохраниться реальная возможность получить старый долг.
Отвечая на вопросы журналистов, Омариев прокомментировал указание Абдулатипова по поводу «зачистки» руководства аэропорта. «Очевидно, решение президента — это реакция на скандал, связанный с перевозкой большого количества денег. И хотя я работаю всего неделю, если мне скажут «уходи», я уйду. Тем не мене надеюсь, что руководство республики дождется выводов комиссии, которая изучает этот вопрос. Дело в том, что вины аэропортовских работников в этом нет. Да, мы знали, что деньги возят, но дело в том, что они не числятся среди предметов, запрещенных к перевозке, это не оружие или наркотики. Другое дело сотрудники правоохранительных органов, которые тоже видели, что происходит. Если у них были подозрения, что с этими деньгами что-то не так, то они, несомненно, должны были принять меры», — отметил Омариев.
Премьер Дагестана мечтает об открытии прямых границ с Азербайджаном и Грузией
интервью РИА Новости
25.12.2025 00:08Дагестанские организации получили убыток в более чем 900 млн рублей
сальдо за 9 месяцев
23.12.2025 00:56