Закупки со скандалом

21.06.2013 20:32

Нетрудно подсчитать, что на родных бюрократов уходит примерно десятая часть бюджета. Тут необходимо учесть, что в расходы включены затраты на социальные и образовательные учреждения Минздрава, Минобрнауки и Минтруда. Но сюда не входит фонд заработной платы госслужащих. А ведь еще не учтены расходы муниципальных органов и территориальных структур федерального подчинения. Об эффективности работы республиканских органов власти можно судить опять же по ситуации в системе госзаказа. И то, и другое в республике оставляет желать лучшего.
Дагестан стабильно на протяжении многих лет остается в числе регионов, где государственная деятельность сопряжена с многочисленными скандалами и нарушениями в самых разных их проявлениях и видах. Не стало исключением и размещение госзаказа на государственные и муниципальные нужды. Эксперты Минэкономразвития РФ отмечают узкую локализацию нарушений в сфере госзаказа, связанную с их сосредоточением в 10% российских регионов. Дагестан тут занимает лидирующие позиции. По количеству выявленных нарушений с искажением информации из выборки в 662 закупки наша республика заняла первое место — 93 факта. Минтруда Дагестана находится на втором месте среди ведомств страны по данному показателю (28 случаев), Минздрав республики — на четвертом (19 случаев). А ведь подобные нарушения в сфере госзакупок даже не верхушка айсберга. Экспертам — и тем не под силу определить истинные размеры злоупотреблений. Лишь время от времени выходящие на поверхность скандалы при размещении госзаказа могут дать некоторое представление о происходящем.

«Вечнозеленый» Новострой
Программу переселения в Новолакской зоне вновь начинает лихорадить. 17 июня Управление Федеральной антимонопольной службы России по Дагестану (УФАС) объявило о нарушениях, выявленных в 133 тендерах на строительство жилых домов, проведенных ГУП «Дирекция строящихся объектов “Новострой”». Заказчик устанавливал заранее неприемлемые для потенциальных участников требования в техдокументации, направленные на недопущение нежелательных участников. Так, к примеру, требования, установленные к минимальной нагрузке люка в 150 тонн, вообще не предусмотрены ГОСТом.
В публикации «Госзаказ — лакомый кусок для мошенника» («НД» №2 от 18 января 2013 года) мы уже описывали применяемые Новостроем ухищрения для отсечения нежелательных фирм от доступа к торгам уже на этапе размещения заказа. Фантазия заказчика безгранична. Включать в технические условия заранее неприемлемые пункты — также один из излюбленных способов, наряду с искажением информации, убрать с дороги к победе в тендере чужаков. Но самое интересное, как показывает практика, начинается при реализации госконтракта. Аффилированные с заказчиком фирмы не утруждают себя соблюдением норм законности и интересов государства. Контролирующие и правоохранительные органы уже неоднократно констатировали высокий уровень злоупотреблений при проведении мероприятий по торгам и непосредственно при строительстве объектов по переселенческой программе. В 2012 году только по материалам Росфиннадзора были возбуждены четыре уголовных дела в отношении гендиректоров фирм: «ММГР», «Кацран», «Элеватор-строй», «Стройтеххолдинг». При освоении бюджетных средств были допущены финансовые нарушения на общую сумму 1,5 млрд рублей, в их числе — необоснованное завышение стоимости строительных работ на 936,03 млн рублей. Не обошлось и без других неправомерных действий. Это искажение бюджетной отчетности, выразившееся в отсутствии оправдательных документов (актов приемки, справок о стоимости и затратах работ) на сумму более 2 млрд рублей, перечисление 11,5 млн рублей по фиктивным актам за непроизведенное строительство семи домов, заключение госконтрактов без проведения предусмотренных законом процедур размещения заказа — на сумму 11,4 млн рублей. И это далеко не полный перечень злоупотреблений, обнаруженных ревизорами.
События вокруг Новостроя типичны в сфере госзаказа на строительство различных объектов. Многие заказчики-застройщики применяют сходные модели осуществления своей деятельности.
В других регионах в условиях цивилизованной конкуренции, приобретающий порою чрезвычайно острый характер, участники стройподрядных аукционов готовы предлагать кратное снижение начальной цены. Что даже вынудило Национальное объединение строителей России в прошлом году обратиться с предложением — следить за компаниями, которые готовы строить в рамках госзаказа со скидкой более 15—25%, и требовать с них обоснования структуры цены и подтверждения независимой экспертизы, а предлагающим 70% от начальной цены — вообще отказывать в допуске к торгам. Тогда как в республике госзаказ на строительство превратился в самый легкий способ расхищения бюджетных средств. Наверное, поэтому заказчиками — застройщиками объектов капитального строительства по Республиканской инвестиционной программе в 2012 году приняты обязательства, превышающие доведенные бюджетные лимиты на общую сумму 1,17 млрд рублей. Осуществлено финансирование объектов (без обозначения конкретных получателей), не включенных в Республиканскую инвестиционную программу, на 135 млн рублей. При том что по состоянию на 1 января 2012 года приостановлены и не профинансированы в 2011 году 39 объектов. В то же время на незавершенные объекты неправомерно закуплено оборудование на 92,3 млн рублей. Об экономии средств и прочих преимуществах состязательности и конкуренции, для развития чего и создавалась существующая система госзакупок, в республике и речи нет.
На столь жирный кусок пирога госзаказа, как стройподряды, много желающих (строителей у нас с избытком), и заказчики идут на всевозможные ухищрения, чтобы не подпустить к ним чужаков. 18 июня УФАС выдал предписание устранить нарушения при размещении заказа на строительство борцовского зала в Ботлихе по начальной цене 18,2 млн рублей. В проекте контракта не были предусмотрены соответствующие нормативные документы по обустройству строительной площадки, требования к бетону не соответствуют ГОСТу и т.д. 13 июня по жалобе фирмы «Стройкомфорт» Минобрнауки республики также выдано предписание отменить протокол рассмотрения заявок по капремонту Кубинской средней школы Лакского района на сумму 2,9 млн рублей.
Впрочем, сил и средств контролирующих ведомств, чтобы полностью охватить проверками госзаказ, явно не хватает. В первую очередь важна инициатива самих бюджетораспорядителей на всех уровнях. Но они больше руководствуются принципом: «Скандалов бояться — госзаказ не проводить». Предлагаемое Минэкономразвития включение в трудовой договор ответственности должностных лиц за искажение информации вплоть до досрочного увольнения за нарушения при проведении закупок может послужить стимулом к более ответственному подходу чиновников. Верховный суд РФ в проекте постановления пленума предлагает рассматривать действия чиновников, допустивших заключение сделки при поставках товаров с превышением рыночной стоимости, как растрату, а вознаграждение от претендентов — как взятку, и привлекать к ответственности за оба преступления, суммируя наказание. Немаловажна и реакция предпринимательского сообщества вместе с широкой общественностью. Острая реакция на предметы роскоши, закупаемые чиновниками, уже создает благоприятный фон для экономии бюджетных средств.

Берегись  автомобиля!
В реестре закупок на 2013 год Администрация президента не указала расходы на автотехнику. Тем не менее памятный скандал с отменой Рамазаном Абдулатиповым заказа на покупку иномарок на сумму более 24 млн рублей показывает, что чиновники готовы попирать любые нормы и параметры деятельности. Шумиха вокруг дорогих иномарок с запредельными требованиями к комфорту сделала свое дело. А ведь прошлогодние затраты Администрации на транспорт составили 105,1 млн рублей.
Муниципалитеты сосредоточились на отечественных марках. Администрация Хунзахского района подала 18 июня заявку на покупку двух автомобилей «Шевроле-Нива» за 940 тысяч рублей, гергебильские чиновники предпочли «ВАЗ-21230-55» за 467 тысяч. Отличился Центр социального управления населения Кайтагского района, выставивший 19 июня заявку на приобретение «Лифан Солано» за 450 тысяч. Между тем правительственные служащие настаивают на иномарках. Минприроды собирается закупить «Инфинити М35» выпуска не ранее 2008 года за 750 тысяч рублей, Минспорта хочет приобрести пассажирский автобус за 4,7 млн рублей.
Преференции в виде 15-процентной скидки за приобретение отечественного транспорта мало привлекают. Предпочтение отдается престижу и комфорту. Тем не менее майский заказ администрации Каспийска на поставку трех «Тойот Камри» белого цвета без требований к комфорту, похоже, предопределяет дальнейший формат действий дагестанских чиновников при необходимости приобретения персонального служебного транспорта. Иномарки будут все же предпочтительнее отечественных моделей.
Покупки новейших моделей роскошных иномарок ушли в прошлое. Потенциал, заложенный законодателем в систему госзакупок, будет наращиваться с вступлением в действие со следующего года закона о федеральной контрактной системе. А о том, что он огромен, говорить излишне. Позитивные установки, заложенные в Закон №94-ФЗ, корыстными действиями его исполнителей у нас были по факту деформированы и сведены на нет. Новый закон ожидала бы такая же участь. Кто бы сомневался. Но с приходом нового главы республики появилась надежда...

Кто виноват?
Низкий контроль со стороны исполнительной власти за сферой госзакупок в республике послужил, по мнению Минэкономразвития, основной причиной безрадостной картины при осуществлении закупок для госнужд. Похоже, в федеральном ведомстве плохо представляют реалии Дагестана. Наша исполнительная власть и командует парадом злоупотреблений в госзаказе, принимая непосредственное участие в дележе криминальных доходов с него. Тут вернее было бы сказать, что причина всего — без-ответственность наших должностных лиц. В лучшем случае они привлекались к административной ответственности за все время действия нынешнего закона о размещении госзаказа и предпочитали получать откаты, не утруждая себя экономией на закупках. Под суд шли в основном руководители коммерческих организаций.
Ожидаемые в 2014—2015 годах бюджетные проблемы на всех уровнях на фоне уже очевидной стагнации в экономике вкупе с другими причинами также заставят нашу власть кардинально пересмотреть подходы к расходованию средств, что приведет к необходимости оптимизировать плачевное положение дел с госзаказом, где тратятся более трети средств бюджетов. Торг снова будет уместен.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: