Сниженный рост

22.04.2017 14:39

Система стимулирующих выплат учителям в новом учебном году кардинально изменится. Минобрнауки республики обещает исключить необъективное распределение средств, основываясь на индивидуальном подходе к каждой категории работников. Как изменилась зарплата педагогов за последние годы и какие новшества ждут систему образования в сфере распределения бюджетных средств — в материале «Нового дела».

Плюс на минус

Последние изменения в систему оплаты труда педагогических работников были внесены в сентябре прошлого года. Для учителей подняли должностные оклады, но вместе с этим снизили стимулирующую часть. По сути, в денежном выражении ничего не изменилось, средняя зарплата учителей, напротив, немного снизилась — с 18978 рублей в 2015 году до 18886 рублей в 2016 году. Для чего это было сделано, рассказывает консультант Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Минобрнауки Дагестана.

— Мы подняли должностные оклады всем категориям работников, которые упоминаются в 345-м постановлении, на 10%, чтобы достичь по дошкольным учреждениям тех показателей, которые прописаны в майских указах, — говорит консультант. — Методика расчета заработных плат педагогических работников не изменилась. Чтобы понимать, как формируется заработная плата педагогов, надо знать ее структуру.

За основу все так же берется постановление правительства республики №345 от 8 октября 2009 года. Педагогические работники и школьные учителя делятся на три группы — имеющие первую и высшую квалификационную категорию и те, кто ее не имеет. Структура заработной платы состоит из базовой и стимулирующей частей. В свою очередь базовая часть — из должностного оклада, повышающих коэффициентов (за специфику работы, наличие звания «Заслуженный…» и «Народный…», ученой степени), а также компенсационных выплат (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом и т.д.). Если учитель работает в сельской местности, то его должностной оклад увеличивается на 25%. Иначе говоря, если для городского учителя без категории это 7677 рублей, при наличии первой и высшей категорий — 8291 и 8912 рублей соответственно, то для сельских учителей это уже будет 9596 — без категории, 10364 и 11140 рублей — при наличии первой и высшей категорий. У педагогических работников оклады отличаются. Для городских без категории — 7106 рублей, первой категории — 7675 рублей, высшей категории — 8289 рублей. Для сельских без категории — 8883 рубля, первой категории — 9594 рубля, высшей категории — 10361 рубль.

Существуют еще повышающие коэффициенты, которые зависят от типа образовательного учреждения. Есть такое понятие «инновационные образовательные учреждения». Это лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Педагоги, работающие в этих учреждениях, получают надбавку к должностному окладу — 15%. Если это коррекционное образовательное учреждение, то уже 20%.

К должностному окладу применяются повышающие коэффициенты плюс компенсационные выплаты, которые исчисляются в процентах. Это, к примеру, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами, кружками и т.д. Так, за классное руководство учителя начальных классов получают 15-процентную компенсационную выплату; учителя старших — 20-процентную; педагоги, работающие в учреждениях НПО, СПО, — 15-процентную; за проверку письменных работ в 1–4 классах, по родному языку русской школы и русскому языку национальной школы, по русскому языку и литературе в 5-11 классах — 15-процентную, по математике, иностранному языку — 10-процентную, по химии, физике, черчению — 5-процентную.

Все это входит в так называемую базовую часть, но предусмотрена еще и стимулирующая, поясняют в Минобрнауки РД. Из-за того, что по учителям на протяжении нескольких лет республика достигала показателей согласно майским указам, Министерство финансов республики долго не утверждало вносимые в постановление изменения. Объясняли это так: если вы повышаете должностные оклады, тогда понизьте стимулирующие выплаты на эти же 10%. Причина: педагогических работников в республике 45304 человека, и 10% на каждого — огромные деньги, которыми республика не располагает. Поэтому нижняя планка стимулирующей части заработной платы для педагогических работников общеобразовательных учреждений была снижена с 33% до 21% от педагогического фонда оплаты труда. А для педагогических работников дошкольных образовательных организаций (детсады) ее, наоборот, повысили. Если раньше доля стимулирующих выплат была не менее 25%, то сейчас сделали не менее 30%. Таким образом, средняя заработная плата в 2015 году составляла 14163 рубля, а уже в 2016 году — 16580 рублей. Для всех остальных нижняя планка — 15%. Педагогическим работникам дополнительного образования подняли только должностные оклады. В денежном эквиваленте для учителей ничего не поменялось. Зарплата осталась на прежнем уровне. Цель — достичь необходимого уровня заработной платы педагогических работников дошкольных организаций, которого мы на протяжении трех лет не могли достичь.

— Стимулирующие выплаты — это те самые баллы, которые не дают покоя нашим педагогам, — продолжает специалист. — В 2009 году, когда принималось постановление №345, Министерством образования был издан приказ об утверждении методических рекомендаций в части распределения стимулирующих выплат по новой системе оплаты труда. Установление стимулирующих выплат осуществляется органами самоуправления учреждения образования по представлению руководителя организации. Были даны примерные критерии оценки, чтобы каждый муниципалитет или школа на местах утвердили подобное положение. В школах создавалась специальная комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, в которую входят директор учреждения, представители органов самоуправления, научно-методического совета и профсоюзной организации. После введения этой системы многие педагоги стали жаловаться на необъективность оценки их работы. В связи с этим 17 февраля 2017 года было поручение главы республики разработать прозрачный механизм распределения стимулирующих выплат.

Профсоюз работников образования выступил с инициативой, поддержанной министерством, — разработать примерный перечень критериев по каждой должности отдельно. Была создана рабочая комиссия, в которую вошли по одному району от северной, южной, горной частей республики и Махачкалы. Это был Лакский, Магарамкентский районы, города Хасавюрт и Махачкала. С каждого района взяли по начальнику образования, один из районов представляли заведующий детского садика и воспитатель, другой — директор школы и педагогический работник, третий — представители дополнительного образования. А из Махачкалы были все эти категории — со школы, сада и учреждения допобразования. Всего порядка 26 человек. Было предложено взять за основу градацию баллов для каждой категории работников отдельно — от 36 до 150. Минимальное количество баллов предлагалось для узкоспециальных кадров и непедагогической категории. А для учителей — максимальное количество баллов.

Новым положением, которое мы хотим утвердить, планируется ежегодно менять комиссию, чтобы не было необъективности при распределении баллов. Директор в эту комиссию входить не будет. Обязательно войдет представитель профсоюзной организации. Документ будет дорабатываться. (Локальный акт размещен на сайте министерства для общественного обсуждения.) Большинство предлагает убрать стимулирующую часть и повысить оклад, чтобы полностью исключить необъективность распределения. По итогам анализа предложений будут вноситься изменения, и уже потом приказ будет утвержден и рекомендован образовательным организациям. Мы предлагали начислять баллы раз в квартал, чтобы не высчитывать их ежемесячно. А остальные месяцы выплачивается пропорционально. Применять новую методику стимулирования предполагается с сентября 2017 года.

Для категории работников, которые относятся к учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу, также положены стимулирующие, но должностной оклад их настолько мал (он составляет чуть более 2000 рублей), что даже с учетом 15% выплат их зарплата не превышает МРОТ, но государство все равно доводит ее до этого уровня.

Подушевой подход

Повышение окладов педагогическим работникам неизбежно привело к оптимизации в структуре дошкольного, школьного и дополнительного образования. Сегодня между правительством республики и Минфином Дагестана имеется соглашение по объему экономии средств от оптимизации, которые в последующем планируется направить на повышение заработной платы. С 2013 года с нарастающим итогом Минобрнауки республики удалось сэкономить более 1,5 млрд рублей.

Оптимизации от школ и детсадов потребует и новый метод распределения субвенций из республиканского бюджета местным бюджетам, отмечают в Минфине Дагестана. С этого года республика перешла на федеральный стандарт подушевого финансирования организаций образований. (Принцип подушевого финансирования действовал и раньше, изменилась лишь методика расчета затрат на одного ребенка.) К общей формуле применяются местные корректирующие коэффициенты. Таким образом, сумма затрат на одного ребенка в высокогорной школе будет значительно выше, нежели в низменном или предгорном районе, отмечают в ведомстве.

«Подушевой подход не приведет к снижению заработной платы, — считает специалист Управления экономики, планирования и бюджетного процесса Минобрнауки Дагестана. — Наоборот, если применять все нормативные затраты и коэффициенты, утвержденные приказом Минобрнауки РФ, то школы станут больше получать. В этом случае городские школы выиграют больше, нежели сельские. Определяющим станет количество детей».

Принцип нормативно-подушевого финансирования не коснется малокомплектных школ. Минобрнауки РД считает, что необходимо на уровне Правительства РД определить статус малокомплектных школ и финансировать их в полном объеме.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

После выборов власти забыли про зарплату дагестанских педагогов

в ожидании поправок в бюджет и майского послания

20.04.2024 11:21

Зарплату учителей Дагестана проиндексировали меньше чем «прочего персонала»

письмо Минобра РД главам администраций

19.02.2024 18:54

Учителя не получили зарплату из-за ошибки в бюджете учеников

строительство без зарплаты

12.12.2023 18:35