О чем не сказал мэр

27.02.2016 13:56

Ежегодный отчет о деятельности мэра Махачкалы и городской администрации за 2015 год утвердили на прошлой неделе депутаты горсобрания. «Новое дело» на это масштабное мероприятие не пригласили, видимо посчитав, что для горожан вполне достаточно информации официальных СМИ, тем более что некоторые из них опубликовали чуть ли не стенограмму выступления Мусы Мусаева.


Но поскольку при этом «за бортом» оказалось множество серьезных проблем, о которых глава дагестанской столицы почему-то умолчал, редакция «НД» посчитала необходимым напомнить о них. Тем более что и Мусаев, и глава республики Рамазан Абдулатипов не раз и не два говорили о том, что город в его нынешнем качестве их категорически не устраивает. В частности, глава республики, когда ставил задачи на перспективу, настаивал на том, что «надо обустраивать столицу так, чтобы она стала более комфортной для горожан, провести глубокую ревизию всех систем жизнеобеспечения города… Если разумно управлять городом, многое можно сохранить и совершенствовать. Важно, чтобы в Махачкале и вокруг нее была благоприятная ситуация. Город должен быть привлекательным для инвестиций, туристов, но в первую очередь для горожан».

Как известно, решение проблем невозможно без анализа причин их возникновения, а также четкого плана, определяющего стратегию работы по изменению ситуации. Увы, доклад Мусаева в этом плане не вызывает оптимизма. Приятное исключение — озвученные планы по борьбе с автомобильными пробками в городе.

Дороги и коммуналка

По словам Мусаева, с пробками в городе решено бороться комплексно. Одно из направлений — расширение проблемных участков дорог. Мусаев сообщил, что «ведется активная работа по частичной реконструкции проспектов и улиц: Р. Гамзатова, А. Акушинского, Петра I, Насрутдинова, Ушакова, с расширением как проезжей части, так и пешеходных зон». Безусловно (это мнение редакции «НД») прорывным является решение городской администрации о строительстве новой дороги вдоль железнодорожного полотна протяженностью 2 км, которая свяжет проспекты Р. Гамзатова и И. Шамиля, тем самым разгрузив основные магистрали. «С этой же целью, — отметил мэр, — проводятся масштабные работы на улице Абубакарова, которая после завершения строительства памятника видному государственному деятелю Азизу Алиеву, окончания работ по реконструкции прилегающих зданий, дороги и зеленой зоны, а также реконструкции кольца на пересечении с проспектом Шамиля приобретет качественно новое звучание и станет примером того, как необходимо именно комплексно проводить данного рода работы». Справедливости ради следует отметить, что подобный «комплексный подход» команда администрации города демонстрирует в завязке с Республикой Азербайджан, которая взяла на себя обязательства по благоустройству этой территории в память об Азизе Алиеве — дедушке нынешнего президента соседнего государства.

Забегая вперед, отметим, что о таких достижениях, скажем так, «смежников» в отчете говорилось немало, но можно ли считать эти достижения заслугой мэрии — другой вопрос. В частности, заинтересовал следующий абзац из доклада: «Так, в этом году — возможно, впервые за долгие годы — столичным властям и городским коммунальным службам удалось обеспечить своевременную и качественную подготовку объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы к отопительному периоду. Свидетельством этому служит отсутствие крупных аварий и перебоев в вопросах тепло-, водо-, энергоснабжения». Действительно, серьезных перебоев в теплоснабжении города в этом году не случилось. Большая заслуга в этом самой теплоснабжающей компании: система теплоснабжения функционирует без серьезных сбоев уже больше пяти лет после масштабной реконструкции проблемных участков теплотрассы, проведенной руководством ООО «Дагестанэнерго». А вот количество «точечных» отключений электроэнергии в этом году (индикатор работы системы), судя по обращениям горожан в «НД», как раз увеличилось. На этом фоне «отсутствие крупных аварий» говорит лишь о везении и в «плюс» администрации города записано быть никак не может.

Но вернемся к дорогам, которые в Махачкале явно переживают не лучшую свою пору. Как сообщил Мусаев, «в минувшем году был произведен ремонт дорожного покрытия улиц Первомайская, Горького, проспекта Шамиля на площади 61,4 тыс. кв. м, произведен ямочный ремонт на площади более 52 тыс. кв. м». Цифры выглядят весьма солидно, но, во-первых, проблемных улиц в городе на пару порядков больше, а во-вторых, любой водитель подтвердит, что перелома ситуации можно добиться лишь тогда, когда объемы этих работ возрастут, как минимум, десятикратно.

Рынки

Интересный поворот в решении проблемы пробок в городе наметился в подходе к вопросу о переносе за город «пробкоопасных» рынков. Напомнив о плане администрации по переносу розничных рынков за черту города, Мусаев озвучил следующее предложение: «До реализации указанного плана для решения вопросов транспортной логистики вокруг проблемных рынков (Дагэлектромаш, Восточный, Цумадинский) необходимо обязать управляющие компании организовать за счет сокращения количества торговых мест автостоянки внутри самих рынков».

С одной стороны, мэр говорит о том, что в ближайшее время указанные рынки будут перенесены за город, с другой — предлагает их владельцам ужаться и вложить немалые деньги в создании цивилизованных автостоянок. Проблема, безусловно, требует срочных решений, и предложение заставлять владельцев торговых комплексов обеспечивать парковочные зоны — нужное. Но подход не очень понятный, когда речь идет о крупных рынках, которые планировалось вывести за город. Если появятся автостоянки и исчезнут пробки, зачем переносить рынки за город? Если же создание стоянок проблем с пробками не решит, зачем вкладывать деньги в их строительство? Главное, чтобы эти полумеры не стали предметом для спекуляции и решение вопроса с пробками возле рынков не растянулось еще на несколько лет.

Непопулярные нужные меры

Завершая разговор о проблеме, Мусаев впервые озвучил программу, скажем так, непопулярных мер, призванных разгрузить улицы города. «За отчетный период, — сказал он, — администрацией города подготовлены нормативно-правовые акты «Об организации платных парковок, расположенных на автомобильных дорогах местного значения», «О временном ограничении движения грузового автотранспорта», «Об открытом конкурсе на право заключения договора по оказанию услуг перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату на территории городского округа». Так что в недалеком будущем автолюбителям придется платить за парковку и готовиться к появлению на улицах Махачкалы отряда эвакуаторов.

Как было сказано выше, подробнее всего Мусаев рассказал о планах решения транспортных проблем, очевидно, потому, что определенную работу в этом направлении администрация города, безусловно, проводит. Увы, о других серьезных проблемах города мэр или умолчал, или ограничился простой констатацией фактов, не обозначив конкретной программы по их решению. Скорее всего, потому, что программы такой у города нет.

Вода и канализация

Вот что, к примеру, мэр говорит о важнейшей проблеме города, связанной с тем, что все канализационные стоки Махачкалы направляются прямиком в Каспий. «Ключевым и необходимым мероприятием для города является завершение строительства тоннельного коллектора щитовой проходки, которое в связи с отсутствием должного финансирования ведется более 10 лет, строительство насосной станции глубокого заложения для откачки канализационных стоков с указанного коллектора». Как будет решаться эта проблема? Когда республика погасит свои долги по этому объекту (1,7 млрд рублей. — «НД»)? Куда будут направляться канализационные стоки «Порт-Петровска», возводимого на месте разрушенного ипподрома? Ни на один из этих вопросов Мусаев, к сожалению, не ответил.

Вместо этого он оптимистично сообщил, что вскоре Махачкала впервые за долгое время получит полноценный генплан, работу над которым завершает Московский институт градостроительства «Гипрогор». При этом он ни словом не обмолвился, куда будут направляться канализационные стоки северной части города (как известно, новый генплан предусматривает застройку в направлении поселка Шамхал).

Даже если республика достроит канализационный коллектор Махачкала — Каспийск (цена вопроса — 5 млрд рублей. — «НД»), стоки из северной части города в него не попадут. Чтобы решить эту проблему, необходимо или проложить еще один пятнадцатикилометровый коллектор, или построить автономные очистные сооружения в районе нефтебазы. В любом случае речь идет о дополнительных миллиардах, даже с учетом того, что второй проект в несколько раз дешевле. Но проблему эту никто из руководителей республики до сих пор не озвучил. Предпочел «замолчать» ее и Муса Мусаев.

Не озвучил мэр и еще одну проблему, связанную с обеспечением махачкалинцев качественной питьевой водой (сегодня половина жителей города вынуждена потреблять малопригодную для питья гиперхлорированную жижу, поступающую в Махачкалу из Хушетского водохранилища). Между тем еще в декабре 2013 года было завершено строительство третьей нитки Миатлинского водовода. Сегодня в город на Тарнаирские очистные сооружения поступает 300 тысяч кубов воды в сутки, что вполне достаточно для того, чтобы обеспечить весь город высококачественной миатлинской водой, которую после прохождения через современные кварцевые фильтры можно пить, практически не хлорируя.

Проблема в малом: чтобы напоить этой водой весь город, необходимо построить на Тарнаирских сооружениях насосную станцию. Цена вопроса — 60 млн рублей, что на фоне уже осуществленных затрат (на строительство водовода и Тарнаирских очистных сооружений потрачено более 4 млрд рублей. — «НД») представляется копейками. Увы, проблема эта не решается вот уже который год, и половина города вынуждена пить чуть ли не техническую воду. В своем докладе Мусаев о проблеме этой даже не упомянул.

Самострой и мусор

Говоря о проблемах нецивилизованной застройки города, мэр сообщил, что «большая работа ведется по выявлению самовольных захватов территорий, незаконно оформленных документов на земельные участки и сносу объектов, возведенных без разрешительных документов и с нарушениями градостроительных норм. Приостановлены строительные работы более чем на 200 объектах, материалы по которым изучаются для решения вопроса в судебном порядке». Между тем уже давно очевидно, что для элементарного сохранения города в Махачкале необходимо объявить мораторий на точечную застройку, полностью запретив практику «уплотнения». Без этого борьба с самостроем и самозахватом будет продолжаться вечно, а в проигрыше в итоге окажутся горожане.

С учетом недавнего мусорного коллапса можно было предположить, что мэр уделит этой проблеме серьезное внимание. К сожалению, об этом было сказано весьма невнятно, а большую часть ответственности в этом вопросе переложили на плечи горожан: «Чистота и порядок в нашем городе будут обеспечены только тогда, когда каждый житель Махачкалы будет воспринимать ее как свой родной дом, для этого должны произойти перемены в сознании каждого горожанина».

Говоря о проблемах городских электрических сетей, Мусаев назвал этот сектор «одним из самых проблемных». Но конкретных путей решения накопившихся проблем не обозначил, сообщив лишь о том, что «всем ответственным службам поручено усилить работу по текущему и капитальному ремонту сетей, развитию всей системы электроснабжения с учетом роста города и поселков».

Не сказал мэр и о том, когда в Махачкале все коммунальные платежи можно будет осуществлять по принципу «одного окна»; о проблемах, связанных с легализацией десятков многоквартирных домов, жители которых вынуждены оплачивать коммунальные услуги в карманы многочисленным инспекторам; о том, как планируется изменить ситуацию с лифтами в многоэтажных домах, многие из которых больше стоят, чем работают. В общем, «за кадром» осталась масса животрепещущих проблем, без решения которых Махачкала никогда не станет нормальным городом.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также