Записки из прошлого: "На пути к гражданскому обществу"

30.12.2016 18:45

Рубрика «Старое новое дело» объявляется закрытой


Сколько осталось жить европейской цивилизации и какое число депутатов в Народном Собрании республики оптимальное? Эти вопросы были интересны общественности летом 2003 года. А еще — вылет «Анжи» из Премьер-лиги, многочисленные киноновинки и громкие судебные процессы над членами бандподполья. Но газета, сами понимаете, не резиновая…


На пути к гражданскому обществу

В Дагестане полным ходом (а по мнению некоторых, даже чересчур быстро) идет формирование высших органов власти. Во вторник в Махачкале состоялась сессия республиканского парламента, на которой депутаты постановили пересмотреть отдельные положения Конституции и приняли в первом чтении проект закона «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан».

«Мы законы принимаем не потому, что мы хотим, а потому, что должны находиться в едином правовом пространстве России», — так объяснил депутатам необходимость реформирования председатель парламентского комитета по законодательству, законности и государственному устройству Михаил Гашимов. До 14 июля дагестанские законодатели должны привести местные законы в соответствие с федеральными, а это неизбежно ведет к тому, что надо изменять и саму Конституцию Дагестана в той части, которая касается вопросов формирования высшей власти.

Суть предложенной реформы состоит в том, чтобы сократить парламент до 60 человек, причем одна половина его будет избираться по партийным спискам, а другая — по укрупненным территориальным округам. Второй важный момент — упразднение Госсовета и всенародное избрание высшего должностного лица республики.

Самые жаркие споры на сессии вызвал почему-то вопрос о количественном составе нового парламента. Многие депутаты посчитали, что 60 человек — слишком мало, что некоторые национальности и районы, не представленные в Народном Собрании, будут ущемлены в правах. Предлагались разные цифры — 80, 120 и даже 240 (за этот вариант высказался, в частности, Магомед Магомедов, депутат от избирательного округа №39 им. Гамзата Цадасы. По его мнению, если сократить парламент, в нем никогда не будет, например, ахвахцев, поэтому справедливо будет оставить 121 представителя национально-территориальных округов и добавить столько же депутатов по партийным спискам). Однако сторонники первого варианта, предложенного комиссией по реформе и одобренного Госсоветом, твердо отстаивали свою позицию.

Михаил Гашимов объяснил, что 60 депутатов — рекомендация центра, но «мы тоже просчитывали и пришли к выводу, что, сколько бы ни было депутатов, хоть 240, представить все национальности пропорционально невозможно, как невозможно представить каждый район». «Дагестану нужны люди, которые будут думать о будущем всей республики независимо от своей национальности, — заметил он. — Нам нужно не количество, а качество». «Если мы и дальше будем смотреть друг на друга через призму национальности, мы никогда не построим правовое государство», — заметил депутат Ибрагим Ахматов, директор Кизлярского электромеханического завода, добавив при этом, что некоторые депутаты «раскачивают» национальный вопрос в личных интересах, боясь, что в новых условиях не смогут обеспечить себе место в парламенте. Перзият Багандова отвергла подобные обвинения, сказав, в частности: «Нам, крупным народам, легко говорить со своей колокольни, что ничего страшного, если не будет в Народном Собрании агульца или рутульца». Сулайман Уладиев (Хасавюртовский округ) подошел к вопросу глобально: «Давайте определимся, какому принципу мы следуем: этнонациональному или государственному, гражданскому, — и от этого будем плясать». Если следовать первому, продолжил депутат, то и в органах исполнительной власти, на всех предприятиях и в организациях тоже нужно учитывать национальное представительство. И тогда придется создавать специальный прибор для измерения точной его пропорциональности. «Надо прекратить внушать дагестанцам, что мы такие разные. Мы единый народ. Не надо зацикливаться на национальной идее», — заключил Уладиев.

Особое мнение по этому вопросу выразил депутат Биярслан Касимов. Пересказав своими словами басню Крылова про проказницу мартышку и других членов квартета, он заявил, что самое главное — стабильность, а пока не будет нормальных выборов, не будет и порядка. И хотя некоторые депутаты пытались с места прервать его выкриками: «Басни дома рассказывай!», «По повестке давай!» — Касимов не стушевался и очень эмоционально рассказал о ненормальных выборах в его родном Бабаюртовском районе. По его словам, махачкалинский Белый дом активно продвигал своего ставленника, еще за два месяца до выборов прилюдно поздравив его с победой. Когда же избиратели отдали свои голоса Касимову, власти, по словам оратора, «и в районе, и в Махачкале 40 дней были в трауре».

В итоге депутаты постановили созвать 10 июля Конституционное собрание, которое и пересмотрит отдельные главы Конституции. Кроме того, они приняли в первом чтении проект закона о выборах и постановили опубликовать его в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.

«Новое дело» №24 от 12 июня 2003 года

Автор — Наталья Крайнова

Закат Европы


Заголовком этой статьи мы не зря взяли название книги Освальда Шпенглера (в дословном переводе — «Закат Запада»). Сегодня тему постепенного угасания западноевропейской цивилизации рассматривают и озвучивают огромное количество специалистов. Причем с точки зрения самых разных научных подходов и дисциплин.

Мы же рассмотрим эту проблему с позиции теории этногенеза Льва Гумилёва, согласно которой каждый народ и каждая цивилизация проходят в своем развитии несколько стадий: зарождения, стремительного развития, расцветания и увядания. На стадии зарождения и стремительного развития новая нация порождает чрезмерно активных людей, готовых идти на лишения, муки и даже смерть ради реализации того внутреннего запала, который не умещается в их груди. Эти люди расширяют границы проживания своего народа, культуры за счет военных и просветительских экспансий, пересекают океаны, растекаются по пустыням и степям. Примеров тому масса: расширение римлянами своей империи от Карфагена до Британии; распространение христианства сначала через кровь мучеников, а затем на клинках конкистадоров; взрывное освоение исламом Азии и Африки; мощная волна кочевников из монгольских степей, докатившаяся до Европы; колонизация выходцами из Европы практически всего оставшегося мира и т.д. После некоторого периода расцвета новой цивилизации наступает период ее старения и постепенного увядания. Увеличивается количество людей, живущих за счет достижений прошлых поколений, для которых главное — покой и наслаждения. Французский историк Г. Буасье в своей книге «Оппозиция времен римских цезарей» показывает довольство и сытость римлян, у которых было все: в изобилии пища, исключительно удобные дома с атриумами, бани, бассейны, прекрасный климат… По меткому выражению Л. Гумилёва, «римская империя буквально набухала сытостью». Это закон истории — за предельной сытостью идет гибель цивилизации от рук более активных и голодных соседей. Современный сытый Запад, как и Римская империя накануне своей гибели, находится в окружении озлобленного и недовольного своим нищенским положением четырех-пятимиллиардного населения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Между этими полюсами нарастает чудовищное напряжение. Волна, которая накроет пресыщенный Запад, будет тем страшней, чем дольше ее будут пытаться сдерживать штыки натовских солдат.

Кроме того, в период «осени своей цивилизации» люди даже не утруждают себя рождением и воспитанием детей. Немецкий историк Т. Моммзен показал, как в эту эпоху ни мужчины, ни женщины в Риме не хотели иметь детей. Женщины — чтобы не портить фигуру, мужчины – потому что у них было много других занятий. В результате в Риме наступила резкая депопуляция: убыль населения за одно только III столетие, по его словам, была очень большая. Б. Урланис приводит такие цифры: при императоре Траяне (II в.) в Риме насчитывалось около 2 млн человек, при Константине (IV в.) — около 300 тысяч, а при падении Рима (V в.) — около 100 тысяч. А теперь сравните эти строки с оценками экспертов, описывающих положение в современном западном мире. Президент Международной академии исследований будущего Игорь Бестужев-Лада пишет: «Европа и Северная Америка перестают себя воспроизводить. Идет затухание семьи, которая на протяжении веков была моральным стабилизатором». Ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников приводит такие цифры: сегодня к европейцам можно отнести лишь 21% мирового населения. И их число сокращается. По прогнозам демографов, в XXI веке соотношение будет интенсивно меняться. К концу века европейцев останется не более 10—15%.

На основании оценок этих и других факторов И. Бестужев-Лада делает вывод: «Запаса нынешней цивилизации хватит всего на двадцать лет». А английский философ Бертран Рассел еще в 1950 году заявил предельно лаконично и жестко: «Закончилась эпоха, в которой правил белый человек».

Эпоха, в которой правил белый человек, по мнению многих специалистов, закончилась в силу того, что цивилизация белого человека достигла своих ближайших ограниченных целей. У нее больше не осталось представлений, концепций, принципов и ценностей, которые она могла бы дать человечеству в качестве руководства, позволяющего ему добиваться дальнейшего роста и прогресса. Сегодняшняя западная цивилизация учит все человечество только тому, как потреблять и наслаждаться. Для дальнейших же подвигов и самоотверженных рывков вперед на подмостки истории должна выйти новая цивилизация с новой концепцией развития человечества.

«Новое дело» №25 от 20 июня 2003 года

Автор — Руслан Курбанов
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также