Записки из прошлого. Последствия захвата Госсовета

05.11.2016 22:13

Председатель Госсовета Дагестана комментирует свое решение


Во вторник глава пресс-службы Госсовета и Правительства РД Эдуард Уразаев сделал журналистам республиканских изданий и московских информационных агентств большой подарок — организовал пресс-конференцию председателя Государственного Совета Дагестана Магомедали Магомедова.


Свое выступление, предваряющее вопросы журналистов, Магомедали Магомедов начал с того, что поблагодарил их за объективность освещения событий, происходящих в республике, и особенно во время разного рода критических ситуаций, таких как кизлярские, первомайские или события 20—21 мая в Махачкале. Однако, отметил глава республики, он не всегда согласен с журналистами, особенно из центральных газет, часто, по его мнению, проявляющих тенденциозность в своих материалах. Тем не менее, заявил председатель Госсовета, на то есть право журналиста, и он не намерен их за это, как он выразился, притеснять.

Магомедали Магомедов заявил, что он не согласен с утверждением, что обстановка в республике не контролируется. По его мнению, она контролируется полностью. В подтверждение тому он привел факты проведения ряда политических кампаний в республике, прежде всего выборов, которые прошли везде организованно и без серьезных эксцессов. И даже события 20–21 мая, считает Магомедали Магомедов, когда он вступил в переговоры с захватившими здание Госсовета, Правительства и Народного Собрания и убедил их покинуть площадь, свидетельствуют об авторитете власти, о поддержке ее народом.

Глава Госсовета выразил несогласие с тем, что в центральных СМИ иногда связывают нестабильность в республике с выборами в Государственный Совет. Обстановку, по его мнению, осложняют другие силы, которые хотят отделения Дагестана от России. Не вый-дет, заявил Магомедали Магомедов, так как здоровых сил в Дагестане больше.

По поводу своего выдвижения на второй срок на пост Председателя Госсовета Магомедали Магомедов сказал следующее. К нему поступает поток писем от коллективов и отдельных граждан, ветеранов и депутатов разных уровней с просьбами и даже требованиями выставить свою кандидатуру на выборы. Власть, заявил Магомедали Магомедов, не является для него самоцелью. Отойти сейчас от дел для него было бы самым легким решением. Завершить карьеру тогда, когда пользуешься большим уважением, было бы правильно, сказал глава Госсовета. Однако, считает он, у него нет морального права уйти в самый критический момент жизни республики. Поскольку, заявил глава республики, он лучше, чем кто-либо, знает ситуацию и знает, как в ней надо поступать. «Если я нужен Дагестану — меня изберут. Если нет — поздравлю победителя и попрошу дагестанцев его поддержать», — сказал Магомедали Магомедов.

Предстоящие четыре года будут очень трудными, отметил глава Госсовета. Но он видит перспективу. Уже сейчас идет тендер по определению инвесторов в нефтяную промышленность Дагестана. Кроме нефти у Дагестана есть и другие ресурсы, и прежде всего стратегическое геополитическое положение. Однако оздоровлению ситуации мешает разгул преступности. Перед органами власти встает задача проведения бескомпромиссной борьбы с преступностью. Другими приоритетами в работе властных органов является территориальная целостность республики, дружба и согласие между народами, мир и вхождение в состав Российской Федерации.

После выступления главы Госсовета журналисты стали задавать вопросы. На вопрос о том, обсуждалось ли выдвижение Магомедали Магомедова на второй срок на недавней встрече с Борисом Ельциным, глава республики ответил утвердительно. Он сказал, что президент поддерживает его кандидатуру, но как руководитель демократического государства считает, что окончательный выбор должен быть за Конституционным Собранием.

Говоря о силах, негативно влияющих на общественно-политическую ситуацию в республике, Магомедали Магомедов в качестве примера одной из них назвал устроителей Конгресса народов Чечни и Дагестана, ставящих своей задачей объединение двух республик. Однако Магомедали Магомедов заявил о недопустимости ассоциирования с ними официального руководства Чечни.

Отвечая на вопрос о возможных коррективах курса, которые будут проведены в случае избрания его на второй срок, Магомедали Магомедов сказал, что многие статьи дагестанской Конституции требуют дополнительного обсуждения и, возможно, изменения. В качестве примера привел ситуацию с часто обсуждаемой возможностью введения президентского поста в республике и прямых общенародных выборов. Председатель Госсовета заявил, что он не боится идти на всенародные выборы и считает, что по сравнению с любым другим возможным соперником имеет наивысший рейтинг. Однако он не желает игнорировать волю дагестанцев и муссировать тему президентства без проведения общереспубликанского референдума.

Самый важный вопрос задал тележурналист Алик Абдулгамидов. Речь зашла о компромиссах, на которые приходится идти порой государственной власти в республике, часто вынужденной отказываться от использования законов во всей их строгости. Глава республики отвечал, что на компромиссы приходится идти тогда, когда применение жестких мер может вызвать последствия куда более печальные и серьезные, нежели первоначальная причина. Кроме того, многие решения, в том числе и кадровые, необходимо согласовать с Москвой, разными министерствами и ведомствами и еще постараться учесть непростую внутреннюю политическую обстановку в республике.

«НД» №25 от 19 июня 1998 года.

Автор — Наби Абдуллаев

Вопросы были… вопросы остаются


Прошлая неделя оказалась беспрецедентной в практике работы дагестанского парламента. Сначала 26 мая состоялась 33-я (очередная) сессия, на повестке дня которой из объявленных ранее остался вопрос о созыве Конституционного собрания, вместо остальных же был рассмотрен вопрос о ситуации в республике в связи с событиями 20—21 мая в Махачкале и с вооруженным конфликтом в селении Карамахи. А 29 мая была проведена 34-я (внеочередная) сессия, на которой были обсуждены вопросы, на которые ранее объявлялись на повестке дня предыдущей.

В прессе, в «НД» в частности, уже освещалась работа 33-й сессии, но мне хотелось бы взглянуть на нее под несколько иным углом зрения. Поскольку события 21 мая наряду с другими фактами криминального беспредела показали, что в республике реальная власть принадлежит различным группировкам, которые, бряцая оружием, демонстрируют свои мускулы на центральной площади, то население ждало ответов на приблизительно такие вопросы.

Не являются ли эти события следствием попустительства со стороны органов государственной власти к нарушениям закона? Почему стал возможен захват Дома правительства? Почему в руках у населения с ведома властей находится столько самого разнообразного оружия? Что надо сделать, чтобы навести в республике порядок?

Я не буду повторять вслед за прежними публикациями высказывания депутатов. Скажу лишь, что, несмотря на то, что все выступавшие в той или иной степени пытались ответить на эти вопросы, вразумительного ответа, ясного, исчерпывающего, конкретного, дагестанцы, на мой взгляд, не получили. А большинство наблюдателей сходятся во мнении, что поставь организаторы акции своей целью захват власти — они были бы от нее недалеки. Но ход событий говорит, что подобная цель не ставилась. Наверное, можно присоединиться к мнению тех, кто утверждает, что захват здания во многом стал неожиданностью и для самих участников акции. Тем более сессия должна была ответить на все вопросы, витающие в общественной атмосфере.

К сожалению, многие выступления на сессии по существу напоминали, как это было и после налета на Кизляр и разрушения Первомайского, политическую рекламу отдельных лидеров. Из всех выступлений, посвященных анализу происходящих в республике процессов, наверное, можно отметить небольшую, но содержательную речь спикера парламента Муху Алиева. В сделанных им выводах указывается на необходимость согласованных действий всех звеньев общества, на прямую взаимосвязь всех происходящих в течение последних пяти-шести лет чрезвычайных событий, на пренебрежение к праву, закону, Конституции, которое приобрело опасный характер, на недопустимость огульного шельмования всех работников милиции, на необходимость всем органам власти демонстрировать уважительное отношение к выполнению законов и собственных решений, на зависимость происходящих процессов от идеологической работы и средств массовой информации…

Сессия приняла постановление по этому вопросу, состоящее из 11 пунктов, из которых можно отметить предложение правительству РД разработать и внести в парламент законопроект о защите конституционного строя, а также предложение всем национальным движениям самораспуститься.

***

Что касается 34-й сессии, основным здесь было обсуждение проекта Закона РД о бюджете на 1998 год. Реален или нереален принятый бюджет — покажет время, содержание же большинства выступлений сводилось к лоббированию ведомственных, отраслевых и территориальных интересов.

Два других вопроса повестки дня: проекты законов о защите личной и общественной нравственности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения — дискуссий у депутатов не вызвали и были приняты в первом чтении.

Неожиданностью можно назвать лишь запрос группы депутатов о соответствии статьям 74 и 110 Конституции республики сохранения полномочий депутатов Народного Собрания премьер-министром (Хизри Шихсаидовым), тремя членами правительства (Гаджи Махачевым, Ильясом Умахановым, Усманом Усмановым), депутатом Госдумы (Магомед-Фазилем Азизовым) и председателем Дербентского городского собрания (Нариманом Алиевым). Было решено до Конституционного собрания не исправлять допущенные нарушения Конституции и все пока оставить как есть.

«НД» №23 от 5 июня 1998 года

Автор — Ш. Пашаева
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также