
Записки из прошлого
03.09.2016 20:25
Ровно 20 лет прошло с момента подписания так называемого «хасавюртовского соглашения» между руководством страны и представителями бандподполья в Чечне. В августе 1996 года редакция нашей газеты, по существовавшей тогда традиции, в полном составе находилась в отпуске. Увы, по этой причине подробных аналитических материалов за тот период в нашем архиве не нашлось. За исключением небольшой заметки, которая вышла в газете в сентябре. Второй материал не привязан к какой-либо дате — он просто интересен. В нем повествуется о том, как друг редакции, мореплаватель Евгений Гвоздёв избороздил море бюрократизма, прежде чем отправиться в долгожданное кругосветное плавание.
Руководители регионов Северного Кавказа, Калмыкии и Астраханской области на совещании во вторник в Нальчике под председательством премьера РФ Виктора Черномырдина пришли к выводу, что подписанные секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем 31 августа в Хасавюрте мирные договоренности с военным руководством чеченских сепаратистов могут быть направлены на обсуждение и утверждение в Совет Федерации. Об этом сообщил «Интерфаксу» хорошо осведомленный источник в российской правительственной делегации. По его словам, вопрос о законности и правовой силе подписанных в Хасавюрте документов был «принципиально поставлен» на совещании мэром Москвы Юрием Лужковым.
По мнению мэра Москвы, подписанные в Хасавюрте договоренности фактически означают признание поражения России и независимости Чечни. Такую оценку, по словам источника «ИФ», разделили некоторые другие участники совещания. Вообще же, отметил источник, на совещании прозвучали различные, в том числе полярные точки зрения по поводу достижения договоренностей в Хасавюрте.
Ряд участников совещания, по данным источника, высказал мнение, что все федеральные войска выводить из Чечни нецелесообразно, а разумно вернуться к назранским соглашениям, в соответствии с которыми на территории Чечни должны оставаться некоторые части Северо-Кавказского военного округа.
Участвовавший в совещании министр РФ по делам национальностей и федеративным отношениям В. Михайлов поддержал идею «отложенного статуса» Чечни сроком на пять лет.
На совещании также была высказана идея о целесообразности на переходный период координации секретарем Совета безопасности А. Лебедем вопросов, связанных с созданием местных органов власти в Чечне, «поскольку большинство чеченцев не пойдут ни за Доку Завгаевым, ни за лидером сепаратистов Зелимханом Яндарбиевым». В этой связи высказывалось мнение, что военный лидер сепаратистов Аслан Масхадов контролирует 60% всех вооруженных формирований оппозиции, с 30% — «может договориться», а 10% вооруженных формирований не подчиняется никому.
«Соглашения Лебедя с сепаратистами противоречивы»
Мир в Чечне зависит от того, поддержит ли высшее руководство России подписанные секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем в минувшую субботу в Хасавюрте документы о политическом урегулировании чеченского кризиса. Такую точку зрения высказал в интервью «Интерфаксу» во вторник Рамазан Абдулатипов. По его мнению, документ о принципах определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой «во многом остается неясным и противоречивым».
Р. Абдулатипову, в частности, «не совсем понятно», почему за Чеченскую Республику, официальным главой которой является Доку Завгаев, подписывается один из лидеров чеченских сепаратистов Аслан Масхадов.
«Неясно также теперь, какому документу стоит доверять больше — инициированному Д. Завгаевым договору о разграничении полномочий между Россией и Чечнёй с предоставлением республике «особого статуса» или же соглашению, подписанному в Хасавюрте», — сказал Р. Абдулатипов.
Вместе с тем он не склонен умалять значимости шагов А. Лебедя по прекращению войны в Чечне. По словам Р. Абдулатипова, А. Лебедь проявил «величайшую волю, которой так недоставало федеральной власти».
Он полагает, что генерал Лебедь при этом руководствовался здравым смыслом. «Было совершенно очевидно, что российская армия оказалась неспособной выполнять задачи по восстановлению конституционного строя в Чечне. И ее дальнейшее пребывание там обернулось бы позором для России», — считает депутат.
Наша газета уже рассказывала о том, что дагестанские яхтсмены готовились отметить 500-летие подвига Х. Колумба — открытия Америки — трансатлантическим походом в составе международной регаты.
И вот самый упорный и опытный из них Евгений Гвоздёв 7 июля стартовал из Махачкалы, имея конечной целью достичь Америки. Правда, яхту для него построили в Казахстане.
ЧАСТЬ I, восторженная
На фоне того, что происходит сейчас со страной и с нами, поступок махачкалинца, яхтенного капитана Евгения Александровича Гвоздёва, ушедшего в полдень 7 июля на маленькой яхте в Атлантику, выглядит, по меньшей мере, странным. Дом бы построить, взять бы дачку за ипподромом или на Кривой балке, открыть бы магазинчик или хотя бы бычка откармливать, то есть быть при деле и зарабатывать, — так нет. В ноябре прошлого года прилетел он в Актау, бывший Шевченко, на той, восточной стороне Каспия и предложил тамошней фирме «Совмаркет», начавшей строить яхты, свои услуги в качестве испытателя.
В конце концов это ему удалось: удалось убедить, что из безумной затеи может что-то получиться. Скорей всего, «Совмаркет» и его президента Е. Канцева Е.Гвоздёв взял измором: жил на заводе, спал в яхте, когда кончались деньги, ловил бычков на пристани, но не ушел и продуктов, приготовленных к плаванию, не тронул. Только в конце июня с ним заключили контракт, дали, вернее пообещали зарплату и застраховали. Яхта в его распоряжении на три года, и сейчас он плывет на ней до Новороссийска. Там ему пообещали вручить заграничный паспорт, укомплектовать яхту продуктами и радиостанцией и отпустить на все четыре стороны.
Такое впечатление, что фирма отступает перед методичностью и натиском Гвоздёва понемногу, шаг за шагом. Вроде так: «Да построим ему яхту, может, отстанет?». Не отстал…
«Да пусть плывет среди зимы в свою Махачкалу — может, намерзнется и уймется?» Намерзся, но не унялся.
Вот он и плывет пока на Астрахань, потом через Волго-Дон и Азовское море до Новороссийска. И можно быть уверенным, что через месяц-полтора Ю. Канцев получит от Гвоздёва телеграмму, напоминающую, что условия контракта, оговаривающие его прибытие в последний отечественный порт перед броском в Атлантику, упрямый махачкалинец выполнил.
Выполнит ли свои обязательства «Совмаркет»? Не знаю. Эта неопределенность отравляла Гвоздёву недельные каникулы в родном городе и, думаю, мешает ему и сейчас, когда он держит путь к устью Волги. Но, зная фантастическое упорство моряка, вернее, как он сам себя после назначения зарплаты называет, профессионального мореплавателя-одиночки, могу предсказать, что, если к приходу Гвоздёва в Новороссийске не окажется обещанного заграничного паспорта, он останется там зимовать. Будет жить и ждать, но последний рубеж одолеет.
Закалка у него наша, нашенская, отечественно-социалистическая! Что ему ожидание в две-три недели или три-четыре месяца, если первое заявление с просьбой пустить его в одиночное заграничное плавание Гвоздёв написал пятнадцать лет назад!
Или что ему отсутствие разносолов в морском рационе, если, убеждая недоверчивых бизнесменов из «Совмаркета», он похудел на пятнадцать килограммов, но своего добился: есть яхта, контракт и почти открыта дорога в Атлантику. Полное счастье в России вряд ли возможно…
И одержав первую, почти «пиррову победу», Гвоздёв производит сейчас впечатление уставшего и опустошенного человека. Он знает, и, отвечая на мои упреки, что его стало трудно фотографировать и что цену победы выдают глаза и появившиеся вдруг морщины, сказал: «Я приду в себя в море, но окончательно успокоюсь в Новороссийске, если…».
В общем, дай-то Бог, чтобы фирма оказалась достойной своего испытателя.
Хождение под парусом...
...против ветра не самое большое чудо, которое могут продемонстрировать яхтсмены. Вот и мы с Е. Гвоздёвым на его яхте «Лена» только вышли в 9 утра 7 июля из махачкалинского порта, как нас встретил свежий встречный норд-вест, но яхта, кренясь и шелестя дакроновыми парусами, быстро приближалась к судоремонтному заводу в Махачкале-I. Именно здесь должны были состояться проводы первого дагестанского яхтсмена, стартующего в Атлантику.
Вход в заводскую гавань оказался занятым, и нам пришлось с полчаса покрутиться у волнолома. Это и было время, за которое спокойно удалось поговорить и все вспомнить: и количество его переходов через Каспий (всего 42!), и общих знакомых, и проблемы дагестанских яхтсменов.
Они ждали Гвоздёва на своих судах в гавани, и, как только он дал интервью «Маяку» и ТВ-программе, все, распустив паруса, вышли в море. Проводы получились хорошие — добрые и красивые, и трогательным сюрпризом стал крохотный оркестрик из саксофона и гитары, который вдруг объявился на палубе яхты «Конкорд» и заиграл марш «Прощание славянки». Гвоздёв ответил фейерверком из нескольких сигнальных ракет…
Последнее, что видели провожающие с постепенно отстающих яхт, — и первые действия отважного мореплавателя за волноломом: он надел страховочный пояс, прикрепленный к корпусу тросиком, и натянул на голову оранжевую панаму. В тропиках без панамы никак нельзя…
ЧАСТЬ II, будничная и тревожная
Евгения Александровича Гвоздёва, ушедшего 7 июля из Махачкалы в Атлантику, никто кроме яхтсменов и журналистов не провожал. Ни в городе, ни в республике этого события вроде бы и не заметили: ни городское начальство, ни спортивное, ни портовое. Словно у нас каждый день находятся смельчаки, отважившиеся в одиночку плыть в Америку. Не заметили и всё. Как не видели все эти годы его стучания в наглухо закрытые двери.
Да и снаряжалась экспедиция, как говорится, Христа ради. Яхту построили в Казахстане, а дальше комплектовалась она из морского имущества самого путешественника и еще — кто что даст. Кто — компас, кто — приемник, кто — якорь… Такое возможно только у нас.
Во всем мире число таких смельчаков, переплывших океан и обошедших вокруг земли, измеряется сотнями, а мы все еще боимся: а вдруг наш сбежит? Боимся и скупимся вложить деньги в предприятие, которое по общественному, моральному, да и коммерческому значению переоценить невозможно.
Потому и нервничает Гвоздёв, опасаясь, что после стольких мытарств его вернут с Чёрного моря. Поэтому и нет в стране мореплавателей-одиночек, и наш Гвоздёв едва ли не первый, кому удалось пробить эту стену равнодушия и безразличия и кому после земных испытаний морские уже не страшны.
Новые времена очень медленно меняют нашу психологию, и опробованные во всем мире рыночные механизмы в России буксуют. Как могут считать себя бизнесменами и коммерсантами дагестанские промышленники и предприниматели, если в этом самом Актау этот самый «Совмаркет» строит яхты из дагестанской стеклоткани, а испытывает их наш лучший яхтсмен?
Есть свой завод стекловолокна, свой судоремонтный, свой «Дагдизель», и всё это на берегу моря, а малое судостроения развивается на «той» стороне Каспия! Почему? Остается надеяться, что директоров этих предприятий рынок когда-нибудь все же заставит позвонить друг другу и собраться вместе. Тем более что директор судоремонтного З. Цомаев — сам страстный яхтсмен и тоже собирается в Атлантику. Только не в одиночку, а с командой. И не на пластмассовой семейно-домашней яхте, а на стальной «Надежде», с трудом достраиваемой на заводе.
Собственно, «Надежда» и стоит на берегу, к которому 7 июля причалил Гвоздёв, и возле нее прощались яхтсмены, провожая его в полугодовое плавание. Сейчас «Надежду» отделывают и красят в мажорные, радостные тона. Пойдет ли она в этом году в океан — с каждым днем проблематичней. Но даже если это произойдёт в следующем году, яхтсменам судоремонтного будет легче. Ведь первым от их причала ушел в океан Е. Гвоздёв.
Будем ждать от него вестей. Теперь наша очередь ждать и надеяться.
За рассмотрение мирных договоренностей по Чечне и в Совете Федерации
Руководители регионов Северного Кавказа, Калмыкии и Астраханской области на совещании во вторник в Нальчике под председательством премьера РФ Виктора Черномырдина пришли к выводу, что подписанные секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем 31 августа в Хасавюрте мирные договоренности с военным руководством чеченских сепаратистов могут быть направлены на обсуждение и утверждение в Совет Федерации. Об этом сообщил «Интерфаксу» хорошо осведомленный источник в российской правительственной делегации. По его словам, вопрос о законности и правовой силе подписанных в Хасавюрте документов был «принципиально поставлен» на совещании мэром Москвы Юрием Лужковым.
По мнению мэра Москвы, подписанные в Хасавюрте договоренности фактически означают признание поражения России и независимости Чечни. Такую оценку, по словам источника «ИФ», разделили некоторые другие участники совещания. Вообще же, отметил источник, на совещании прозвучали различные, в том числе полярные точки зрения по поводу достижения договоренностей в Хасавюрте.
Ряд участников совещания, по данным источника, высказал мнение, что все федеральные войска выводить из Чечни нецелесообразно, а разумно вернуться к назранским соглашениям, в соответствии с которыми на территории Чечни должны оставаться некоторые части Северо-Кавказского военного округа.
Участвовавший в совещании министр РФ по делам национальностей и федеративным отношениям В. Михайлов поддержал идею «отложенного статуса» Чечни сроком на пять лет.
На совещании также была высказана идея о целесообразности на переходный период координации секретарем Совета безопасности А. Лебедем вопросов, связанных с созданием местных органов власти в Чечне, «поскольку большинство чеченцев не пойдут ни за Доку Завгаевым, ни за лидером сепаратистов Зелимханом Яндарбиевым». В этой связи высказывалось мнение, что военный лидер сепаратистов Аслан Масхадов контролирует 60% всех вооруженных формирований оппозиции, с 30% — «может договориться», а 10% вооруженных формирований не подчиняется никому.
«Соглашения Лебедя с сепаратистами противоречивы»
Мир в Чечне зависит от того, поддержит ли высшее руководство России подписанные секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем в минувшую субботу в Хасавюрте документы о политическом урегулировании чеченского кризиса. Такую точку зрения высказал в интервью «Интерфаксу» во вторник Рамазан Абдулатипов. По его мнению, документ о принципах определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой «во многом остается неясным и противоречивым».
Р. Абдулатипову, в частности, «не совсем понятно», почему за Чеченскую Республику, официальным главой которой является Доку Завгаев, подписывается один из лидеров чеченских сепаратистов Аслан Масхадов.
«Неясно также теперь, какому документу стоит доверять больше — инициированному Д. Завгаевым договору о разграничении полномочий между Россией и Чечнёй с предоставлением республике «особого статуса» или же соглашению, подписанному в Хасавюрте», — сказал Р. Абдулатипов.
Вместе с тем он не склонен умалять значимости шагов А. Лебедя по прекращению войны в Чечне. По словам Р. Абдулатипова, А. Лебедь проявил «величайшую волю, которой так недоставало федеральной власти».
Он полагает, что генерал Лебедь при этом руководствовался здравым смыслом. «Было совершенно очевидно, что российская армия оказалась неспособной выполнять задачи по восстановлению конституционного строя в Чечне. И ее дальнейшее пребывание там обернулось бы позором для России», — считает депутат.
«Интерфакс», «Новое дело» №32 от 6 сентября 1996 года
Евгений Гвоздёв: «В Америку морем ближе»
Наша газета уже рассказывала о том, что дагестанские яхтсмены готовились отметить 500-летие подвига Х. Колумба — открытия Америки — трансатлантическим походом в составе международной регаты.
И вот самый упорный и опытный из них Евгений Гвоздёв 7 июля стартовал из Махачкалы, имея конечной целью достичь Америки. Правда, яхту для него построили в Казахстане.
ЧАСТЬ I, восторженная
На фоне того, что происходит сейчас со страной и с нами, поступок махачкалинца, яхтенного капитана Евгения Александровича Гвоздёва, ушедшего в полдень 7 июля на маленькой яхте в Атлантику, выглядит, по меньшей мере, странным. Дом бы построить, взять бы дачку за ипподромом или на Кривой балке, открыть бы магазинчик или хотя бы бычка откармливать, то есть быть при деле и зарабатывать, — так нет. В ноябре прошлого года прилетел он в Актау, бывший Шевченко, на той, восточной стороне Каспия и предложил тамошней фирме «Совмаркет», начавшей строить яхты, свои услуги в качестве испытателя.
В конце концов это ему удалось: удалось убедить, что из безумной затеи может что-то получиться. Скорей всего, «Совмаркет» и его президента Е. Канцева Е.Гвоздёв взял измором: жил на заводе, спал в яхте, когда кончались деньги, ловил бычков на пристани, но не ушел и продуктов, приготовленных к плаванию, не тронул. Только в конце июня с ним заключили контракт, дали, вернее пообещали зарплату и застраховали. Яхта в его распоряжении на три года, и сейчас он плывет на ней до Новороссийска. Там ему пообещали вручить заграничный паспорт, укомплектовать яхту продуктами и радиостанцией и отпустить на все четыре стороны.
Такое впечатление, что фирма отступает перед методичностью и натиском Гвоздёва понемногу, шаг за шагом. Вроде так: «Да построим ему яхту, может, отстанет?». Не отстал…
«Да пусть плывет среди зимы в свою Махачкалу — может, намерзнется и уймется?» Намерзся, но не унялся.
Вот он и плывет пока на Астрахань, потом через Волго-Дон и Азовское море до Новороссийска. И можно быть уверенным, что через месяц-полтора Ю. Канцев получит от Гвоздёва телеграмму, напоминающую, что условия контракта, оговаривающие его прибытие в последний отечественный порт перед броском в Атлантику, упрямый махачкалинец выполнил.
Выполнит ли свои обязательства «Совмаркет»? Не знаю. Эта неопределенность отравляла Гвоздёву недельные каникулы в родном городе и, думаю, мешает ему и сейчас, когда он держит путь к устью Волги. Но, зная фантастическое упорство моряка, вернее, как он сам себя после назначения зарплаты называет, профессионального мореплавателя-одиночки, могу предсказать, что, если к приходу Гвоздёва в Новороссийске не окажется обещанного заграничного паспорта, он останется там зимовать. Будет жить и ждать, но последний рубеж одолеет.
Закалка у него наша, нашенская, отечественно-социалистическая! Что ему ожидание в две-три недели или три-четыре месяца, если первое заявление с просьбой пустить его в одиночное заграничное плавание Гвоздёв написал пятнадцать лет назад!
Или что ему отсутствие разносолов в морском рационе, если, убеждая недоверчивых бизнесменов из «Совмаркета», он похудел на пятнадцать килограммов, но своего добился: есть яхта, контракт и почти открыта дорога в Атлантику. Полное счастье в России вряд ли возможно…
И одержав первую, почти «пиррову победу», Гвоздёв производит сейчас впечатление уставшего и опустошенного человека. Он знает, и, отвечая на мои упреки, что его стало трудно фотографировать и что цену победы выдают глаза и появившиеся вдруг морщины, сказал: «Я приду в себя в море, но окончательно успокоюсь в Новороссийске, если…».
В общем, дай-то Бог, чтобы фирма оказалась достойной своего испытателя.
Хождение под парусом...
...против ветра не самое большое чудо, которое могут продемонстрировать яхтсмены. Вот и мы с Е. Гвоздёвым на его яхте «Лена» только вышли в 9 утра 7 июля из махачкалинского порта, как нас встретил свежий встречный норд-вест, но яхта, кренясь и шелестя дакроновыми парусами, быстро приближалась к судоремонтному заводу в Махачкале-I. Именно здесь должны были состояться проводы первого дагестанского яхтсмена, стартующего в Атлантику.
Вход в заводскую гавань оказался занятым, и нам пришлось с полчаса покрутиться у волнолома. Это и было время, за которое спокойно удалось поговорить и все вспомнить: и количество его переходов через Каспий (всего 42!), и общих знакомых, и проблемы дагестанских яхтсменов.
Они ждали Гвоздёва на своих судах в гавани, и, как только он дал интервью «Маяку» и ТВ-программе, все, распустив паруса, вышли в море. Проводы получились хорошие — добрые и красивые, и трогательным сюрпризом стал крохотный оркестрик из саксофона и гитары, который вдруг объявился на палубе яхты «Конкорд» и заиграл марш «Прощание славянки». Гвоздёв ответил фейерверком из нескольких сигнальных ракет…
Последнее, что видели провожающие с постепенно отстающих яхт, — и первые действия отважного мореплавателя за волноломом: он надел страховочный пояс, прикрепленный к корпусу тросиком, и натянул на голову оранжевую панаму. В тропиках без панамы никак нельзя…
ЧАСТЬ II, будничная и тревожная
Евгения Александровича Гвоздёва, ушедшего 7 июля из Махачкалы в Атлантику, никто кроме яхтсменов и журналистов не провожал. Ни в городе, ни в республике этого события вроде бы и не заметили: ни городское начальство, ни спортивное, ни портовое. Словно у нас каждый день находятся смельчаки, отважившиеся в одиночку плыть в Америку. Не заметили и всё. Как не видели все эти годы его стучания в наглухо закрытые двери.
Да и снаряжалась экспедиция, как говорится, Христа ради. Яхту построили в Казахстане, а дальше комплектовалась она из морского имущества самого путешественника и еще — кто что даст. Кто — компас, кто — приемник, кто — якорь… Такое возможно только у нас.
Во всем мире число таких смельчаков, переплывших океан и обошедших вокруг земли, измеряется сотнями, а мы все еще боимся: а вдруг наш сбежит? Боимся и скупимся вложить деньги в предприятие, которое по общественному, моральному, да и коммерческому значению переоценить невозможно.
Потому и нервничает Гвоздёв, опасаясь, что после стольких мытарств его вернут с Чёрного моря. Поэтому и нет в стране мореплавателей-одиночек, и наш Гвоздёв едва ли не первый, кому удалось пробить эту стену равнодушия и безразличия и кому после земных испытаний морские уже не страшны.
Новые времена очень медленно меняют нашу психологию, и опробованные во всем мире рыночные механизмы в России буксуют. Как могут считать себя бизнесменами и коммерсантами дагестанские промышленники и предприниматели, если в этом самом Актау этот самый «Совмаркет» строит яхты из дагестанской стеклоткани, а испытывает их наш лучший яхтсмен?
Есть свой завод стекловолокна, свой судоремонтный, свой «Дагдизель», и всё это на берегу моря, а малое судостроения развивается на «той» стороне Каспия! Почему? Остается надеяться, что директоров этих предприятий рынок когда-нибудь все же заставит позвонить друг другу и собраться вместе. Тем более что директор судоремонтного З. Цомаев — сам страстный яхтсмен и тоже собирается в Атлантику. Только не в одиночку, а с командой. И не на пластмассовой семейно-домашней яхте, а на стальной «Надежде», с трудом достраиваемой на заводе.
Собственно, «Надежда» и стоит на берегу, к которому 7 июля причалил Гвоздёв, и возле нее прощались яхтсмены, провожая его в полугодовое плавание. Сейчас «Надежду» отделывают и красят в мажорные, радостные тона. Пойдет ли она в этом году в океан — с каждым днем проблематичней. Но даже если это произойдёт в следующем году, яхтсменам судоремонтного будет легче. Ведь первым от их причала ушел в океан Е. Гвоздёв.
Будем ждать от него вестей. Теперь наша очередь ждать и надеяться.
Олег Санаев, «Новое дело» №27 от 10 июля 1992 года
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также