Арест депутата – уважительная причина неявки на сессию

14.04.2021 16:26

После выхода в печатном номере материала про резкое изменение правил формирования территориальных групп для участия партий в выборах Народного собрания Дагестана Правовое Управление Аппарата НС РД направило в редакцию обращением в порядке ответа. 

К сожалению, не совсем понятно, почему Правовое управление отвечает на оценку ещё не рассмотренного в первом чтении законопроекта  Избиркома РД. Кроме того в ответ нет ссылки на федеральное законодательство обязывающего дагестанские власти создавать территориальные группы для участия партий в выборах. Также Правовое управление не отвечает, на вопрос почему в Ингушетии, Чечне и РСО-Алании нет территориальных групп при 100% партийном парламенте, а в Дагестане есть. 

Нельзя не отметить, что довод об обязательном представительстве партий на территорий опровергается возможностью выдвигать списки кандидатов по 53 территориальным группам и объединять территории. В итоге один депутат будет представить избирателей от Кировской районной группы №1, а депутат и другой партии может оказаться представителем от всех трёх групп Кировского района Махачкалы. Очевидное неравное представительство. 

При этом Правовое управление указывает «По предложению ЦИК», однако, возникает вопрос, почему такие предложения ЦИК не направлены в Чечню или Северную Осетию? И почему местные политические функционеры не провели ни одного круглого стола с общественностью, с партиями и экспертами и не обсудили  концепцию территориальной политической реформы? Возникает риск недоверия и недопонимания сути политической реформы и последующей легитимности Народного собрания. 

В ответе есть блок, на который ранее НС РД не ответила – об отказе в применении статьи 4.1 Закона РД о статусе депутата НС РД в отношении Раджаба Абдулатипова. Правовое управление утверждает, что Магомед Махачев был лишён статуса за прогулы до ареста. Однако, умалчивается о том, что прогулы были из-за того, что Магомед Махачев был в розыске. Правовое управление не опровергает, что Махачев был лишён статуса не по инициативе депутатов, а по требованию прокуратуры. В письме также не опровергается, что мандат Махачева был передан сотруднику Московской прокуратуры, баллотировавшегося в 2016 году по спискам «Единой России» в Махачкале, который являлся сыном члена ЦИК России.  

При этом Правовое управление дало важное разъяснение о том, что арест депутата (Абдулатипова Р.Г.) является уважительной причиной пропуска сессий НС РД. В итоге подозреваемому депутату, находящемуся в розыске выгоднее сдаться, чтобы не терять мандат во время следствия. Соответственно, у сидящего под стражей, но не лишённого мандата  Раджаба Абдулатипова есть право направлять депутатский запрос, в том числе в суд и правоохранительные органы (ст.12 Закона РД о статусе депутата Народного Собрания РД)

 

Комментарий к обращению  составил Расул Кадиев.

Текс обращения 

 

                                                                                                        И.о. Главного редактора

                                                                                  еженедельника «Новое дело»

                                                                                  Тагировой А.Х.

 

                               Уважаемая Аксана Хасмагомедовна!

 

     В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» просим разместить в рубрике «Право на ответ» следующий текст:

                                        Право на ответ

     9 апреля 2021 года на сайте издания опубликован материал под названием «Гибкие стандарты. Дагестан меняет правила проведения выборов депутатов Народного Собрания». 

     В рассматриваемой статье указывается:

  1.     «В феврале 2021 года Комитет по законодательству НС РД внес законопроект, который установил, что партии, желающие принять участие в выборах, должны представить списки либо 53, либо по всем 62 группам. Закон вступил в силу в марте. Произошло очевидное послабление, и малые политические партии получили более мягкие условия.

    Однако, 7 апреля Народное Собрание зарегистрировало законопроект Избиркома РД, в котором в огромной массе изменений в части формирования избирательных комиссий и агитационной работы между делом вносятся изменения в ту же статью 28, части 7 и 9 Закона РД «О выборах депутатов Народного Собрания Дагестана». «Между делом», так как в пояснительной записке нет ни слова о новой революции».

 

      В связи с этим поясняем следующее: Законом Республики Дагестан от 15.03.2021г. № 12 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» (принят Народным Собранием РД 25.02.2021г.) законодательство Республики Дагестан о выборах, в том числе Закон Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан», были приведены в соответствие с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в него федеральным законом от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ.

       7 апреля Избирательная комиссия РД внесла  в Народное Собрание РД проект закона Республики Дагестан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан»  в целях приведения законодательства Республики Дагестан о выборах в соответствие с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в него федеральными законами от 9 марта 2021 года № 43-ФЗ и от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ. Указанные федеральные законы вступили в силу после принятия Народным Собранием РД вышеуказанного закона РД (принят 25.02.2021).

      Также следует отметить, что принятый 25.02.2021г. закон изменил количество региональных групп, на которые политические партии могут разбить свои списки кандидатов в депутаты Народного Собрания РД. Ранее предусматривалось что эти списки могут быть разбиты только на 62 группы, что противоречило обновленному федеральному законодательству, согласно которому субъект РФ должен предусмотреть максимальное и минимальное количество региональных групп. В связи с чем было установлено, что списки кандидатов в депутаты Народного Собрания РД должны быть разбиты на 53 (минимальное количество) или на 62 (максимальное количество) региональные группы.

      По предложению ЦИК России проектом закона, внесенным Избирательной комиссией РД, эта формулировка уточняется и излагается в следующей редакции:

       «Число региональных групп не может быть менее 53 и более 62». 

        В пояснительной записке к проекту закона указывается, что его концепция направлена не только на привидение в соответствие с федеральным законодательством некоторых законов РД, но также и на уточнение их отдельных положений.                            

 

      2. «Однако по сути это плохая попытка имитации одномандатных округов. То есть в других регионах с 100% партийным парламентом жители просто голосуют за ту или иную партию, а в Дагестане все жители разделены на территории, где в одном месте может быть партия, которая не представлена в другом муниципалитете.»

        Указанный вывод не соответствует действительности, поскольку как действующая редакция Закона Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан», так и редакция, предусмотренная проектом закона, внесенным Избирательной комиссией РД, обеспечивает территориальное представительство, и каждая партия, выдвинувшая списки кандидатов, должна быть представлена во всех муниципальных районах и городах республики. 

 

    3. «Единственный мандат остался только у подсудимого Раджаба Абдулатипова, чьи полномочия не прекращены. Народное Собрание не захотело применять к нему правило об исключении из депутатов в связи с прогулами сессии (ст. 4.1. Закона РД о статусе депутата НС РД), как это было сделано в октябре 2018 года с другим членом Тляратинской группы списка «ЕР», руководителем МСЭК Магомедом Махачевым. Правда, тогда парламент лишил статуса депутата по требованию прокуратуры». 

      В связи с изложенным разъясняем: постановлением Народного Собрания РД от 25.10.2018 № 615-VI НС досрочно прекращены полномочия депутата Народного Собрания РД Махачева Магомеда Абидовича в связи с тем, что он не принял участие в трех заседаниях Народного Собрания РД без уважительных причин. Эти нарушения им были допущены до его заключения под стражу.

      Оснований для прекращения полномочий Абдулатипова Р.Г., после его заключения под стражу не имелось, поскольку у него таких пропусков без уважительных причин не было.   

       Приговор Бабушкинского районного суда города Москвы от 22 марта 2021 года в отношении Абдулатипова Р.Г. в законную силу еще не вступил, в связи с чем оснований для досрочного прекращения его депутатских полномочий в настоящее время не имеется.

 

 

Правовое Управление Аппарата Народного Собрания РД

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также