Аварское нуцальство:  основные черты государственного строя

07.02.2022 18:05

 

Мы продолжаем знакомить вас с историей нашей республики. На этот раз историк Шахбан Гапизов рассказывает о государственном строе Аварского нуцальства (Хунзахское ханство). Автор повествует о судебной и исполнительной власти, местном самоуправлении, взаимоотношениях с сопредельными государствами и главных действующих лицах событий тех времен.

 

Марко Шахбанов

Характеризуя Аварское нуцальство в средневековый и особенно позднесредневековый период как наследственную монархию, следует учесть, что далеко не все властные полномочия сосредотачивались в руках правителя. В данном случае мы можем говорить прежде всего о периоде с 1646 по 1802 гг., когда власть передавалась по наследству к старшему сыну, а нуцальство являлось полностью независимым государственным образованием с самостоятельной внешней политикой. О периоде, предшествовавшем этому времени, мы можем судить с меньшей определенностью ввиду скудости источниковой базы.

Правитель заключал договоры, принимал и посылал послов, осуществлял взаимоотношения с иностранными государствами, являлся верховным главнокомандующим. В руках у нуцалов была сосредоточена и законодательная власть. По крайней мере, мы знаем об издании ими указов и законов, регламентирующих различные сферы социально-экономической и общественно-политической жизни. К примеру, Умма-хан VI Великий издает в 1796/97 г. указ о запрете использования приворотного зелья (хIапулебхер). Тот же Умма-хан VI в 1199 г.х. (1784/85 г.) издает указ о правах пользования земельными участками хунзахцами. Есть сведения о составлении Дугри-нуцаломI целого ряда законодательных актов в 1640—1650-х гг.

Наследник нуцала носил титул кихилав (авар. — къилъилав), который переводится как «наследник престола, соправитель». Данный титул употреблялся также как имя личное мужское (Кихилав) или женское (Кихилай). В местных источниках данный титул пишется после имени личного и обозначает социальный статус данного лица. К примеру, упоминается Барти-кихилав, убитый примерно в 1630 г. и бывший наследником правившего тогда нуцала. Поскольку на восточной, тюркоязычной периферии Российской империи данному титулу соответствовал термин «мурза», то в некоторых российских источниках встречается также их дублирование. Например, в русских архивных источниках, исходивших из Терского города, встречается упоминание в 1646 г. некоего «Кехлов-мурза» как брата нуцала, ставшего после «в Уварской земле владельцом».

Карта обществ горной Аварии (начало XIX в.)Карта обществ горной Аварии (начало XIX в.)

 

Судебная власть

Вместе с тем высшая судебная власть не была прерогативой нуцалов, а осуществлялась их кадиями, которые, конечно же, не могли быть полностью освобождены от влияния на их решения со стороны правителей. Помимо судебных функций кадий исполнял обязанности главы нуцальской канцелярии и принимал участие во всех важных делах, связанных с делами государства. Кадий также исполнял обязанности религиозного лидера нуцальства, назначал сельских дибиров (имамов) и кадиев, читал пятничные хутбы в Джума-мечети Хунзаха. В русском архивном источнике 1828 г. кадий Аварского нуцальства обозначен как «первосвещенник и судья Аварии, тайный советник и секретарь Аварского двора».

Исследователь биографий средневековых дагестанских ученых Назир ад-Дургели в своем сочинении «Услада умов в биографиях дагестанских ученых» пишет о большой роли исламских ученых из Хунзаха в распространении научных знаний в Дагестане:«В прошлом в городе Хунзах, центре вилайата Авар, и близлежащих землях было (много тех), кто упорствовал в усвоении наук и знаний, и отправлялись в путь в поисках знания... После этого увеличилось число путешествующих студентов век за веком, эпоха за эпохой. По этой причине распространился в Дагестане мазхаб имама аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллах. В городе Хунзах кадии передавали кадийство в наследство от отца к отцу, от родственника к родственнику, потому что они были распространителями наук и знаний в Аварию и другие области».

Должность кадия считалась наследственной в одной фамилии. Всего мы знаем три фамилии, представители которых на протяжении с XIV по XIX вв. занимали должности кадиев Хунзаха и Аварского нуцальства в целом. С XIV по начало XVII вв. это представители тухума Алимчулал — коренные хунзахцы, предок которых был главой (?) христианской церкви Аварии в XIII в. Во второй половине XVII — начале XVIII вв. это Шабан-кади из сел. Обода и его потомки, а во второй половине XVIII — начале XIX вв. — Шалапилал, чьи предки прибыли из Ругуджа в Ахалчи и оттуда в Хунзах. С 1698 г. кадием Аварии являлся Гитинамухаммад сын Абдала из сел. Ахалчи. После Гитинамухаммада эту должность занял его сын Мухаммад-Шалап-кади, а затем внук — Максуд-кади, ставший более известным как Дибир-кади (1742–1817). После смерти Дибир-кади в 1817 г., кадием стал его младший брат Нурмухаммад (1744–1834). Его сменил сын Дибир-кади — Мухаммад, снятый с должности кадия в 1844 г. по приказу наиба Хаджимурада. В перерывах между ними, во времена Имамата и во второй половине XIX вв. кадиями Хунзаха снова становились представители тухума Алимчулал. К примеру, в 1830 г. имам Газимухаммад назначил кадием Хунзаха Хусайна сына Алимчу (ок. 1780 г.р., умер в 1859/60 г.). Сын этого Хусайна — Мухамад (1812 г.р.) в 1878 г. был назначен кадием Хунзаха.

Доходы кадия складывались из пожалований нуцала, а также сборов с населения нуцальства. Согласно сведениям Сословно-поземельной комиссии Дагестанской области от 1884 г., в состав Хунзахского общества входило 12 селений: Гоцатль, Хариколо, Батлаич, Геничутль, Цада, Итля, Гонох, Баитль, Чондотль, Гозолоколо, Химакоро, Шотота. Все эти селения, к примеру, выплачивали кадию Хунзаха с каждого дома по половине сабы пшеницы

Между кадиями и нуцалами крайне редко, но случались конфликты, возникавшие из-за попыток нарушения разграничения полномочий. Первый конфликт произошел в середине XVII в., когда должность кадия перешла от фамилии Алимчулал к известному ученому-богослову Шабану-кади из Ободы. Этот переход произошел из-за желания Дугри-нуцала I (ум. 1667/68) сконцентрировать власть в своих руках, поскольку закрепление должности кадия за коренными хунзахцами не давало ему всей полноты власти в Аварском нуцальстве. В итоге в конце 1640-х гг. Дугри-нуцал отстранил Малла-Мухаммада Алимчулазула и назначил на должность кадия Шабана из Ободы. В дальнейшем такой инцидент имел место между нуцалом и кадием в конце XVII в., в результате которого кадий покинул Хунзах и обосновался в Кумухе. Оттуда он выслал письмо с обвинениями в адрес правителя Умма-нуцала в нарушении справедливости и незаконных действиях. После этого конфликта должность кадия от потомков Шабана-кади ал-Убуди перешла к вышеуказанной фамилии Шалапилал, а именно — к алиму Гитинамухаммаду из сел. Ахалчи. Этот алим впервые упоминается в качестве кадия Авара в 1698 г., когда он поселился в Хунзахе, где по сей день проживают его потомки. Последним кадием Хунзаха также являлся их представитель — Сайпулла-кади, умерший в 1936 г.

Прдолжение следует ...

P.S. Порой наши дети больше знают об истории европейских стран, чем об истории собственного края. В последние годы ученые по крупицам собирают важные исторические данные о нашем регионе и делятся с нами сведениями, которые они получают в результате больших полевых работ. Так, недавно было издано историко-генеалогическое исследование «Нуцалы Аварии». Мы также приглашаем ученых-историков, готовых рассказать об истории своего края.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: