
Что несёт Дагестану «Северный ветер»
23.02.2025 00:54Материал «Что несёт Дагестану «Северный ветер»»
опубликован в газете «Новое дело» 14 февраля 2025 года
Читателям «НД» повезло — специально для них за одним столом собрались три высококлассных эксперта в области авиационных пассажирских перевозок, чтобы поделиться своим мнением о предстоящем туристическом сезоне в Дагестане.
Виновником встречи стала авиакомпания Nordwind Airlines, а площадку предоставил аэропорт Махачкалы. Точнее, авиакомпания пригласила журналистов на пресс-конференцию, но так получилось, что до основной части мероприятия за небольшим столом в кафе в отдельном зале для VIP-пассажиров собрались заместитель генерального директора Nordwind Антон Маттис, генеральный директор АО «Аэропорт «Махачкала» Николай Субботин и экс-генеральный директор аэропорта, ныне статс-секретарь — замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саид Рамазанов и ваш корреспондент, задающий вопросы, который в ответ получал ценную информацию и дружеский смех трех профессионалов над «чайником».
Все началось с шуток нынешнего директора в адрес бывшего.
— Саид Загидиевич, — позвал присоединиться к столу гендиректор аэропорта своего предшественника. — Есть один маленький компрометирующий вопрос. Сказали, что без виноватого нельзя.
— Я, конечно, шучу, — начал диалог о развитии аэропорта Николай Субботин, — потому что та работа, которая была сделана Саидом Загидиевичем и Арсеном Алифендиевичем (Пирмагомедов, директор аэропорта с сентября 2015 по май 2021 гг. — «НД») гигантская, однозначно надо снимать шляпу перед обоими.
Для вступившего в должность в декабре гендиректора аэропорта Махачкалы Николая Субботина пусть не его, но все-таки первая пресс-конференция в Дагестане. За время обмена мнениями выяснилось, что Николай Субботин — коренной житель Иваново, вплоть до прадеда. Вырос в доме с видом на Ивановский аэропорт, который в 2017 году и возглавил. Занимается боксом.
Все за столом. Пошел первый вопрос.
— Каких авиарейсов не хватает в Махачкале?
— С какой точки зрения не хватает? — начал экс-гендиректор Саид Рамазанов. — У нас были рейсы в Баку и Ереван, которые желательно восстановить. Грузию хотим. Иран сейчас полетит.
— У нас будет рейс в Тегеран?
— Уже в этом месяце, — подтвердил директор аэропорта. — Полукоммерческая история. С поддержкой аэропорта. Пока это раскатка. Самолет небольшой.
— Первые пробные 10 рейсов делают, а потом, если пойдет туристический поток, если вы дадите информацию хорошую в СМИ, — как всегда пошутил статс-советник — замминистра транспорта.
— Мы дадим, даже покажем иранцам дом в Махачкале, где до революции было представительство Персии.
— По российским рейсам у нас что-то планируется? — обратился Саид Рамазанов к своему преемнику Николаю Субботину.
— Хотелось бы Иркутск, Красноярск, Калугу.
— На сегодняшний момент, если смотреть на пассажиропотоки, то в Дагестане доминирует выездной пассажиропоток на Москву, Санкт-Петербург и еще Сургут, — отметил замгендиректора Nordwind Антон Маттис.
— Казань и Уфа как?
— Они грузятся главным образом жителями Татарстана и Башкирии, поток из Дагестана туда существенно меньше. Вопрос по-другому рассматривать надо. В каких регионах интересна Махачкала как направление? Исходя из нашего опыта, пассажиропоток сюда можно сгенерировать практически везде. Ключевая проблема заключается в том, что основная аудитория здесь — туристы, а туристический сезон все еще остается достаточно коротким, максимум с мая по сентябрь. В этой ситуации компания вынуждена выбирать между направлениями круглогодичными и сезонными. Естественно, приоритет отдается какой? В пользу круглогодичных направлений, главным образом. Сезонные направления идут всегда по остаточному принципу. То есть летать можно откуда угодно, обращая внимание, конечно, на емкость и потенциал рынка. Псков обращался, хотел летать, но пока возможности нет. Вся Западная Сибирь к нам выстроилась в очередь. Но наш опыт по полетам из Махачкалы в эти регионы показал, что там сезон еще короче: июнь — первая неделя сентября, а дальше поток резко падает. Ключевая потребность Дагестана сегодня в связи с этим заключается в том, чтобы создать здесь инфраструктуру для круглогодичных туристических поездок.
— Если дагестанцы начнут покупать билеты заранее, насколько они сэкономят?
— Я вам такую цифру не назову, — честно ответил Антон Маттис, — очевидно. Понятно, что это дешевле. Все зависит от направления, спроса и конкретных дат. К примеру, в июле на условное воскресенье цена будет дороже.
— Буквально недавно я летел в Москву в срочную командировку, — поделился своим примером директор аэропорта Николай Субботин. — Если средняя стоимость билета сейчас стоит плюс-минус 6 тысяч в одну сторону, я летел на «Победе» за 30 тысяч. В авиакомпании есть динамическое ценообразование. За полгода тариф может стоить фигурально 5000 рублей, за месяц 6000 рублей, а за день до вылета будет 30, в зависимости от глубины продажи. Технология такая, есть 200-кресельные машины, первые 20 билетов плюс-минус продаются по 5 тысяч рублей, следующие 20 билетов по 7 тысяч рублей. И соответственно, чем ближе к вылету, тем больше билетов продано, тем дороже следующие билеты. Есть еще сезоны без баланса, когда поток идет в одну сторону, и есть практически всегда свободные места в другую сторону.
— Ваши рассуждения о тарифах выглядят, как расчеты пенсионных накоплений. Такси в Ботлих 750 руб. место, а в Дубай полететь билет от 1000 руб.
— Сложнее! — не согласился директор аэропорта. — В пенсионном плане есть формула, и нет каких-то коррелирующих обстоятельств, сезонных колебаний, роста курса доллара, дополнительных издержек в виде поддержания летной годности воздушного судна.
— Почему не развиваются северокавказские направления, Ставрополь, например?
— Для авиакомпании полеты в 500 километров не особо интересны, — объяснил гендиректор аэропорта. — Есть еще такой показатель изношенности ресурса, как число взлетов и посадок. Ставрополь мы предлагали для коммерческих полетов, но не нашли пока понимания у авиакомпаний.
— В Минеральные Воды рейс из Махачкалы субсидируется самим Ставропольским краем и Республикой Дагестан, — заметил замминистра транспорта.
— Nordwind оперирует в Дагестане базовым флотом из самолетов емкостью 189–220 кресел, — более детально объяснил Антон Маттис. — Исходя из этой емкости и потока, мы ориентируемся на то, чтобы выполнять рейсы протяженностью плеча минимум 2,5 часа, то есть от 2 тысяч километров.
— Вопрос директору аэропорта. Допустим, туристы не хотят выгружаться в Каспийске, Махачкале или Дербенте, а желают прямо из аэропорта сразу в горы. Почему не развивается вертолетная или малая авиация внутри республики?
— Сейчас час вертолетного полета стоит 350 тысяч рублей, — объяснил Николай Субботин. — Мы сталкиваемся с проблемой поддержания летной годности, и это очень сложно.
— Вопрос авиакомпании. Какие советы дадите читателям?
— Лайфхак очень простой — перед тем как покупать билеты, нужно, во-первых, изучить рынок, изучить правила перевозок каждой авиакомпании, летающей по маршруту, который вам интересен, для того, чтобы не сталкиваться с неприятными сюрпризами в отношении размеров сумки, веса ручной клади. Второй момент — я рекомендую сравнивать цены на сайтах агрегаторов и сайтах авиакомпаний. Иногда билет на сайте авиакомпании стоит дешевле.
— Есть ошибочные представления ваших пассажиров о Nordwind?
— Я надеюсь, что мы соответствуем ожиданиям пассажиров. В прошлом году загрузка наших самолетов, к примеру, из Махачкалы, была где-то 92%. Полагаю, что это явный признак того, что все-таки большое количество пассажиров нам доверяют, покупая билеты на наши рейсы.
— При бывшем и нынешнем гендиректорах спрошу: чего вам не хватает в обслуживании аэропорта Махачкалы?
— Мы очень интенсивно летаем из Махачкалы с 2022 года. Всего у нас четыре крупных базовых региональных аэропорта — Махачкала, Казань, Санкт-Петербург и Сочи. Я не вижу каких-то существенных проблем в обслуживании в аэропорту Махачкалы. Все наши пожелания и предложения реализуются быстро и оперативно, мы в хорошем диалоге здесь. В Махачкале у нас также есть представитель, который тут платит налоги.
— А сколько аэропорт Махачкалы платит налогов?
— Суммарно где-то полмиллиарда, — ответил новый гендиректор с подсказки предшественника. — Налог на прибыль больше 200 миллионов. У всех авиакомпаний, которые летают, есть представительства, которые платят здесь налоги. Задача руководства — платить максимально налоги здесь. Малый и средний бизнес, который функционирует внутри аэропорта, рядом с аэропортом, он тоже должен платить налоги здесь и максимально быть белым.
— Вы все острые вопросы сейчас решили задать, не дождавшись пресс-конференции? — вежливо поинтересовался замминистра транспорта, намекнув, что люди уже в зале ждут.
На пресс-конференции Антон Маттис представил дагестанским СМИ данные о работе и планах Nordwind Airlines.
С момента создания в 2008 г. Nordwind Airlines является ведущим игроком на рынке региональных пассажирских перевозок и входит в ТОП-10 крупнейших авиакомпаний России. На более 343 тысячах рейсов перевезено более 62 млн пассажира.
Из них с 2022 по 2024 годы более 6,7 тысячи рейсов по 23 направлениям, связанным с Махачкалой. Компания перевезла на дагестанском направлении более 1,07 млн пассажиров.
В текущем году компания планирует выполнять прямые рейсы по 12 направлениям: С.-Петербург, Иваново, Нижний Новгород, Казань, Самара, Ижевск, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и новое направление — Сургут.
— В 2025 году выбрали более консервативный вариант развития здесь, — пояснил Антон Маттис. — Увеличение емкости по тем направлениям, по которым мы летаем, будет осуществляться не за счет увеличения частоты полетов, а за счет использования другого типа воздушного судна. Так, вместо Boeing 737-800 емкостью 189 кресел будет задействован 220-кресельный Airbus A321. Мы также очень рассчитываем на то, что летом 2026 года аэропорт Махачкалы сможет принимать и широкофюзеляжные самолеты Airbus A330. Это даст нам возможность использовать борты емкостью более 360 мест.
Новый директор аэропорта удивил журналистов своей открытостью.
— Еще раз хотел бы с вами познакомиться. Вы можете мне всегда звонить по каким-то вопросам, которые у вас возникают, — Николай Субботин продиктовал номер личного мобильного телефона. — Хотел бы с вами наладить хороший диалог.
Статс-секретарь — замминистра транспорта Саид Рамазанов обозначил журналистам государственную политику по развитию авиаперевозок.
— Действительно, с авиакомпанией Nordwind мы уже работаем достаточно долго. Активность у нас связана, в первую очередь, с тем, что есть четкая задача от руководства страны и республики, чтобы развивать региональные перевозки в обход Московского авиационного узла. И авиакомпания Nordwind помогает решать эту задачу. С помощью федеральной программы республика отбирает авиакомпании для предоставления субсидии на отдельные направления. Например, ранее Казань и Уфа субсидировались, но пассажиропоток наладился и теперь это полностью регулярные коммерческие рейсы.
Саид Рамазанов приоткрыл некоторые планы, связанные с подводом железной дороги к аэропорту Махачкалы.
—Если говорить о целесообразности, то востребованность железной дороги возникает, когда у нас будет примерно около 5 млн пассажиров в год. Это вопрос, может быть, 30-го, 35-го, 40-го года, в перспективе.
Отвечая на вопрос журналиста о планах по объему пассажиропотока на текущий год, генеральный директор аэропорта Николай Субботин отметил:
— Задача — минимум перевалить за три миллиона.
Организатор пресс-конференции заместитель генерального директора Nordwind Антон Маттис поблагодарил журналистов и отметил социально-информационную ответственность компании.
— Мы стараемся быть открытыми в информационной политике, что, собственно, подтверждают наши ежегодные пресс-конференции, которые мы устраиваем для того, чтобы вы могли задать любые вопросы, которые вас волнуют и интересуют. Я считаю, что поскольку мы являемся базовым перевозчиком, мы должны в какой-то степени отчитываться о том, что мы сделали, да и анонсировать в том числе все эти наши планы, которые мы ставим перед собой.
Позже журналистам предоставили возможность пообщаться с экипажем воздушного судна авиакомпании, прибывшего в аэропорт Махачкалы, и даже подняться на борт самолета.

Увековечим память Вазифа Мейланова
обращение к главе Дагестана Сергею Алимовичу Меликову
10.04.2025 19:36
Техподдержка VK Tech перешла на платформу «Диво» от экосистемы «Лукоморье»
Платформа «Диво» от экосистемы «Лукоморье» (входит в «РТК ИТ Плюс» ...
10.04.2025 16:35