Дагестанцы заявили о праве на выбор директора школы

22.11.2022 20:02

21 ноября, руководство Кизлярского района в лице главы муниципалитета Акима Микирова, совместно с заместителем главы районной администрации и представителями Управления образования встретились с жителями села Цветковка. 

Напомним, что жители села Цветковка Кизляского района вышли на протест. Причиной недовольства стало назначение директора местной школы. 

 

Это третья встреча представителей администрации Кизлярского района с коллективом образовательной организации и общественностью села Цветковка. 

Официальная версия администрации по воду конфликта следующая. 

Инцидент возник на почве назначения временно исполняющего обязанности директора МКОУ «Цветковская гимназия» по причине выхода из академического отпуска действующего директора МКОУ «Цветковская гимназия» Хавы Раджабовой и последующего ее освобождения от занимаемой должности по собственному желанию с 15 ноября 2022 года.

Полномочия врио директора школы, который на период отсутствия действующего директора школы исполнял заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям МКОУ «Цветковская гимназия» Шанкер Пирмагомедов также были прекращены 15 ноября 2022 года.

 

Администрация заявила, что по итогам встречи будет принято совместное решение. 

На видео жительницы села, обращаясь к руководству республики указывали, что в школе более тысячи учащихся, в селе с населением 6 тысяч жителей. 

«Выбирают депутатов люди, выбирают президентов люди, выбирают всех, а почему мы не можем своего директора выбрать сами?» - говорила одна из выступающих. 

В Дагестане не первый раз возникают публичные выступления граждан в сельской местности из-за судьбы школы. Учебные образовательные организации являются работодателями в селе, где мало источников денежного дохода. 

 

Надо отметить, что требования жителей с. Цветковка о праве избирать директора школы не является новшеством. Возможно, что учителя и пожилое поколение жителей с.Цветковка и другие дагестанцы помнят, что в 90-е года директоров школ действительно избирали. 

 

При этом в СССР все время поднимался вопрос о повешении качества управления школ. В 1917 году  вводилась система выборности руководства. В 1969 г. на Всесоюзном съезде учителей министр просвещения М. А. Прокофьев отметил недостатки в работе директоров школ: «Необходимо обратить самое серьезное внимание на рациональную организацию труда руководителей школ. Директор школы – это, прежде всего педагог, воспитатель. Его знания, организаторский талант и энергия должны быть направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение его эффективности… Многое в работе школы зависит от умения директора и его заместителей глубоко вникать в учебно-воспитательный процесс и работу каждого члена коллектива» (из книги «История внутришкольного управления» Виктории Цибульниковой)

 

В пункте 41 типового Устава школ СССР 1970 года было указано, что директор назначается министерством образования республики или управлением областей, а если это «восьмилетка», то районным управлением образования:

«из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.».

Этот документ был отменен только в 2016 году. 

 

В начале марта 1987 г. с одобрения союзных властей были избраны первые директора школ, а к весне 1988 г. на демократической основе в СССР было назначено около 1000 руководителей общеобразовательных учебных заведений ( Лигачев, Е. К. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению. Учительская газета 1988 год). 

 

Законом 1992 года «Об образовании» были закреплены тенденции выборности. В статье 35 указывалось:

«4. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

5_1) назначен Президентом Российской Федерации (подпункт дополнительно включён с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ);

6) нанят учредителем.»

 

В 2013 году вступил в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 51 указано:

«1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;…».

 

При этом кандидаты на должность руководителя школы должны пройти обязательную аттестацию. 

 

На практике учредитель это муниципалитет на чьём балансе школа, чаще всего это город и район. Администрации не допускают никаких выборов директора коллективом, для этого из уставов школ исключаются подобные нормы

При этом на пост руководителя школы, как муниципального бюджетного или казанного учреждения объявляется конкурс, на который допускается аттестованные кандидаты. Но это в рамках Федерального закона о местном самоуправлении.  

 

Классической ситуацией является случай, когда администрация района или города действует не как организатор качественного школьного процесса, а как обыкновенный собственник. В помощь этого подхода есть право назначать вне конкурса и без аттестации временного директора школы. Такие случаи нередко приводят к конфликтам с коллективами школ. 

 

Надо также учитывать, что в статье 278 Трудового кодекса установлено право учредителя увольнять руководителя в любой момент. Это право серьёзно сдерживает самостоятельность большинства директоров школ.

 

Хозяйственный подход учредителей, стремящихся к правильности ведения бюджетного процесса стал преобладающим над целью школьного образования. Отсюда и конфликты учредителя-чиновника с гражданами, которые вкладываются в образование своих детей и будущего семьи, села, республики и страны.  

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также