Дагестанские приставы оштрафовали коллекторов по жалобам граждан

11.10.2025 08:11
фото: УФССП по РД

Пресс-служба Управления Федеральной службы судебных приставов разместило интервью со своим руководителем – главным судебным приставом Республики Дагестан Аликом Алилов. Разговор был посвящён защите граждан от незаконных действий при возврате просроченной задолженности от банков, коллекторских или микрофинансовых организаций.

 

– Алик Мирзабекович, а какие действия вправе осуществлять коллекторские организации, банки, МФО при возврате просроченной задолженности? 

 

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» вводит определенные требования к работе юридических лиц и позволяет им общаться с должниками лишь несколькими способами: путем телефонных переговоров или направления писем, личных встреч, направления смс, а также голосовых сообщений. Отмечу, что частота и иные способы взаимодействия между кредитором и должником могут быть предусмотрены соглашением, которое может быть подписано между ними в виде отдельного документа при решении вопроса о реструктуризации долга. При этом в Законе также есть и ограничения по всем вышеуказанным разрешенным способам общения. К примеру, лично встречаться с должником можно не более одного раза в неделю, звонить не чаще 1 раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Строго ограничено и время контактирования - в рабочие дни с 8 утра и до 22 вечера, а в выходные дни с 9 утра до 20.00. А смс и голосовые сообщения можно направлять должнику не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц. 

 

– В век информационных технологий может есть и другие способы взаимодействия с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности?

 

– Более года назад появилось новое понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» (АИА) — программа, которая ведет общение с должником без личного участия коллектора организации по взысканию долгов. «Робот-коллектор» рассказывает информацию о задолженности и сроках погашения, все разговоры записываются. При этом взаимодействие с помощью «Робота-коллектора» учитывается наравне со звонками и является непосредственным взаимодействием. При желании предусмотрена возможность переключения на «живого» сотрудника.

Также коллекторские агентства, банки и МФО могут отправлять должнику информацию о задолженности через портал «Госуслуги» при условии, что программное обеспечение компании подключено к госпорталу, а должник дал свое согласие на получение таких сообщений. В течение календарного месяца количество обращений по одному обязательству не должно превышать двух сообщений.

Но и такой способом взаимодействия как направление гражданам письменной корреспонденции, доставляемой по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными курьерскими службами без непосредственного взаимодействия с ним, все еще остается актуальным.

 

– Насколько нам известно зачастую звонившие не всегда представлялись должникам. В этой части что-то изменилось и можно ли на это повлиять?

 

– Скажем так, анонимное общение недопустимо. И если раньше сотрудники должны были только представится и назвать организацию, то с 1 февраля 2024 года сотрудник организации по взысканию долгов (коллекторское агентство, МФО или банк) при каждом обращении к должнику должны сообщать следующую информацию: имя и идентификационный код, присвоенный сотруднику его организацией (если код не присвоен, указывается ФИО); полное наименование кредитора и всю информацию о задолженности с указанием ее размера.

Также добавлю, что с февраля 2024 года кредитор обязан уведомить заемщика о продаже просроченной задолженности не позже пяти рабочих дней после заключения договора одним из следующих способов: через почту, нотариуса, портал «Госуслуги» или лично под роспись. Допускается уведомление по электронной почте, если она указана в кредитном договоре. Также кредитор обязан разместить сообщение о продаже на Федресурсе.

 

– Алик Мирзабекович, а может ли должник отказаться от общения с коллектором и что в данном случае он может предпринять?

 

– Граждане вправе отказаться от взаимодействия с кредитором или его представителем посредством направления последним заявлений - об отказе от взаимодействия и об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя. Заявление может быть направлено кредитору или его представителю заказным письмом с уведомлением, через нотариуса или же нарочно.

При этом важно помнить, что в качестве представителя должен выступать только адвокат, имеющий удостоверение. Также заявление об отказе от взаимодействия может быть направлено не ранее, чем через 4 месяца со дня возникновения просрочки. И после получения заявления запрещается привлекать других лиц для взаимодействия с должником.

А что касается согласия, то оно необходимо в случае, если коллектор решил пообщаться с третьими лицами, например члены семьи, друзья, соседи. И тут важно согласие должника на взаимодействие с третьим лицом и согласие третьего лица. При этом важно помнить, что согласие с третьими лицами должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку персональных данных. Но а если одно из условий не выполнено – взаимодействие незаконно.

 

– А много обращений от граждан? Можете подробно рассказать один из случаев, где нарушитель был наказан. И какое самое строгое наказание?

 

– С начала 2025 года к нам поступило 46 обращений по вопросам деятельности лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. По указанным обращениям в отношении трех юридических лиц были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении 6 юридических лиц объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Отмечу, что за нарушение прав граждан при осуществлении с ними взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, действующим законодательством предусмотрены административная и уголовная ответственности. 

В ходе рассмотрения одного из обращений было установлено, что кредитная организация при осуществлении действий по возврату просроченной задолженности осуществляло должнику по пять звонков в сутки. Также были выявлены случаи звонков в 8 утра в выходной день, а также звонки знакомым должника без их согласия. По данным фактам банк был оштрафован на 50 тысяч рублей. 

 

– Алик Мирзабекович, что делать гражданам, если, по их мнению, представители организации, занимающейся взысканием просроченной задолженности, действуют незаконно?

 

– По вопросам нарушения прав при осуществлении деятельности 
по возврату просроченной задолженности можно обратиться в Управление ФССП России по Республике Дагестан посредством письменного обращения или в ходе личного приема по адресу, г. Махачкала, ул. Мирзабекова, 159 либо через интернет-приемную на официальном сайте Управления. Одновременно с этим можно обратиться и по телефону 8(8722)67-61-92.

При подаче заявления к нему следует приложить документы и материалы, 
содержащие в том числе сведения об имеющихся кредитных обязательствах, наименование организации, номера телефонов, с которых поступали звонки и смс-сообщения, детализация вызовов, выданная оператором связи, Ф.И.О. физических лиц, осуществляющих взаимодействие, а также полные контактные данные заявителя для связи. По каждой жалобе в обязательном порядке проводится проверка.

 

Участник СВО заплатил 400 тысяч рублей долгов по алиментам

рассказывает служба судебных приставов
14.06.2025 00:34
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: