Эксперты об ошибках и необходимых условиях реализации «Стратегии-2025»

09.12.2020 00:41

25 ноября 2020 года в Махачкале, в здании Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук прошло заседание Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия-2050» на тему «Развитие Дагестана: доктрина, концепция, стратегия, оценка эффективности». В работе клуба приняли участие ученые, журналисты, общественные деятели, представители бизнеса из Дагестана и Москвы.

Преемственность власти и старые ошибки

С основным докладом выступил к.э.н., ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией проблем пространственного развития Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов. Он отметил, что тема долгосрочного развития республики вновь актуализировалась, но, «не завершив разработку инициированной В. А. Васильевым Стратегии-2035, новое руководство республики опять выходит на предварительный этап — разработку концепции и тем самым совершает старую ошибку, связанную с отсутствием преемственности власти и ориентиров развития».

Выступающий напомнил, что «пространственное развитие нацелено на совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития», что обуславливает необходимость сопряжения системы развития экономики и государственной политики. Он выделил несколько этапов разработки долгосрочных планов, указав, что разработка Концепции преждевременна без выработки более общего документа — Доктрины развития, которая является системой целевых ориентиров социально-экономического развития региона, разделяемой властью, обществом и бизнесом.

«Именно Доктрина является базой общественного договора, без которого реализация любой стратегии становится фикцией. На узловых идеях Доктрины должны строиться ежегодные Послания Главы республики Народному Собранию», — заявил М. Чернышов. Он указал на необходимость начать широкий общественный диалог относительно ключевых параметров Доктрины развития (основные показатели и горизонты прогноза). Возможно, для фиксации параметров Доктрины потребуется решение съезда народов Дагестана.

Концепция развития — это система задач, направлений и приоритетов развития, в том числе отраслевые и инфраструктурные точки роста. Ее необходимо выработать совместно с научным и экспертным сообществом, определить основные критерии, сформулировать цели и задачи, обозначить оптимальные параметры эффективности реализации государственной региональной политики, отметил докладчик.

На основе базовых параметров Доктрины и Концепции (объем валового регионального продукта ВРП, объем налоговых изъятий, производительность труда, численность занятых, структура экономики, энергоемкость производства и т. д.) можно выходить на проработку более узких задач для Стратегии (набора социальных услуг, уровня жизни, необходимого энергетического баланса, параметров транспортной инфраструктуры и т. д.). И только после этого можно заниматься разработкой Стратегии, планов, программ, проектов, увязав с оперативными планами правительства и муниципальных образований, стратегиями развития крупных корпораций, бизнес-планами и проектами частных инвесторов.

Выступающий напомнил о том, что еще в 2008 году предлагалось введение должности вице-премьера, ответственного за реализацию стратегии развития и создания в каждом ведомстве управления реализации стратегии.

Уровень достойной заработной платы для Дагестана

Для выделения основных параметров Доктрины докладчик предложил авторскую систему целеполагания, основанную на прогнозировании производительности труда, которую в усеченном виде удалось внедрить еще при разработке Стратегии-2025. В основе методики лежит гипотеза о константе «π-благосостояния», выделенной на основе анализа экономик развитых стран с использованием «индекса счастья ООН». Этот подход позволяет определить в пространственном разрезе уровень достойной заработной платы для каждого муниципалитета и региона в целом. Для Дагестана это уровень составляет около 118 тыс. рублей (для Махачкалы — 137 тыс. рублей, для Дербента, Каспийска и Хасавюрта — от 116 до 120 тыс. рублей, для Буйнакска, Кизляра, Избербаша — от 102 до 107 тыс. рублей, для Кизилюрта и Дагогней — 85–88 тыс. рублей, для сельских районов — от 47 до 58 тыс. рублей). По словам М. Чернышова, «помимо ориентиров для отбора инвестиционных проектов для господдержки, этот уровень заработной платы показывает, что работники бюджетной сферы, государственные служащие получают значительно более низкую заработную плату, чем должны для территории своего проживания».

Докладчик обнародовал результаты расчетов, согласно которым целевой уровень ВРП в ценах 2020 года должен быть на уровне 2,6 трлн рублей (что примерно в 5 раз меньше текущего и в 2,5 раза меньше целевого Стратегии-2025), объем налоговых изъятий должен составить 287 млрд руб. (11% от ВРП), в том числе НДФЛ — 162 млрд. руб. При этом докладчик отметил, что около трети существующего ВРП «является фиктивной — придуманные бараны, сельхозпродукция, ложные данные о производстве малого бизнеса и объемах торговли. Таким образом, стартовые позиции у Дагестана не на уровне 0,6 трлн рублей, а лишь около 0,4 трлн рублей». Говоря о горизонте планирования, выступающий отметил, что «2030 или 2035 год как целевой для Дагестана ошибочен, региону нужна более долгосрочная стратегия. Ни одна отрасль не в состоянии обеспечить требуемый прирост ВРП, потому характер стратегии должен быть не отраслевой (сельское хозяйство, транспорт, туризм и т.д.), а точечный, где основной ресурс развития — человек, требует длительного инвестиционного цикла в процесс общего и профессионального образования, создания высокопроизводительного рабочего места или бизнеса. Таким образом, минимальный горизонт планирования при переходе на новое качество развития составляет 20 лет. То есть мы говорим о 2040 или правильней о 2050 годе как целевом для достижения нового качества экономики».

Необходимые условия для реализации Стратегии развития-2025

Далее М. Чернышов отметил, что большой блок проблем связан с оценкой реализации стратегии и оценкой эффективности государственной политики регионального развития. «За весь период реализации Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2025 года дагестанское правительство ни разу не отчиталось о реализации Стратегии, хотя в законе был предусмотрен обязательный ежегодный отчет. Но это требование игнорировалось, а затем парламент принял поправку о том, что отчет должен быть по этапам — один раз за 5–7 лет, но у нас то премьера уволят, то посадят, то повысят и до отчета так и не доходит», — заявил выступающий.

По словам докладчика, «стратегия развития должна быть тесно увязана с действующей системой оценки эффективности государственной региональной политики, иначе даже хорошо реализуя стратегию, глава региона будет неэффективен для федеральной власти. Стратегию нужно увязывать с этой системой. Беда в том, что существующая система оценки далека от оптимальной». Выступающий привел результаты анализа системы оценки эффективности регионального развития трех стран ЕАЭС — России, Казахстана и Белоруссии, отметив, что ни в одной стране система не работает должным образом.

М. Чернышов отметил, что необходимым условием для реализации Стратегии развития является легитимность власти и доверие народа, указав на то, что действующая в Дагестане закрытая система выборов в законодательное собрание только по партийным спискам без одномандатных округов, которая осталась только в республиках СКФО и Калмыкии, трехступенчатая система выборов в Махачкале (одной из трех, наряду с Самарой и Челябинском, региональных столиц в РФ с такой системой), фактическая ликвидация конкурентных выборов на муниципальном уровне подрывают доверие общества к власти и деформируют конституционные механизмы народовластия.

В заключение докладчик выразил опасение, что «уровень компетенции исполнительной власти в республике, республиканского парламента не позволяет в полной мере осмыслить последовательность стратегирования, а значит, разработка стратегии вновь становится фикцией и растратой бюджетных средств».

Мнение экспертов

Координатор проекта «Институт города», юрист Расул Кадиев в своем выступлении сделал основные акценты на то, что существуют неэкономические препятствия развитию Дагестана, главной из которых является деформация институциональной среды. Он рассказал о ходе муниципальных выборов в г. Каспийске, которые показывают, что демократические институты, демонтированные в 2013–2017 гг., так и не были возрождены при новых руководителях региона. Он призвал при обсуждении Доктрины развития первым делом разрешить политические и институциональные противоречия.

Заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН, к.э.н. Шамиль Гимбатов отметил важность определения сторон, участвующих в обсуждении Доктрины развития, указав на слабость существующих общественных институтов и бизнес-сообществ, их недостаточный авторитет среди населения.

Эксперт в сфере исламских финансов, предприниматель Саид Саидов отметил, что текущий год показал возросшую роль ДУМ Дагестана как общественного института. Он отметил, что за последние десятилетия «муфтият неоднократно пытался активно реализовать свой позитивный потенциал в проектах развития, но не всегда это получало необходимую поддержку со стороны органов исполнительной власти».

Обозреватель еженедельника «Новое дело» Андрей Меламедов в своем выступлении также коснулся вопроса возможных участников в определении параметров Доктрины, развития и заключения общественного договора со стороны общества, указав, что нередко попытки мобилизации разных групп населения заканчиваются лишь «договором между лидерами движений и властью».

Главный научный сотрудник Института геологии ДФИЦ РАН, д.г.-м.н., профессор Василий Черкашин в своем выступлении отметил, что при определении параметров долгосрочного развития необходимо учитывать значительный потенциал минерально-сырьевой базы Дагестана, указав, что при проработке вопросов с научным сообществом можно находить более эффективные решения вопросов, в частности, водоснабжения населения, экономя для бюджета миллиарды рублей.

Председатель клуба, д.э.н., профессор Сергей Дохолян напомнил собравшимся о том, что клуб является в некотором роде правопреемником Экономического совета при Президенте Дагестана. Он отметил, что этот важный и независимый научно-консультативный орган, созданный президентом М. Г. Алиевым, достигший пика авторитета при президенте М. М. Магомедове, был в итоге упразднен главой Дагестана Р. Г. Абдулатиповым, а последующие руководители не придавали значения его возрождению. Это негативно отражается на качестве принимаемых решений государственной власти.

С. В. Дохолян отметил, что клуб в последние годы перешел на новый уровень работы, сделав ставку на участие в развитии Северо-Кавказского макрорегиона в целом, ведется диалог о сотрудничестве с федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Он призвал все стороны, участвующие в определении будущего Дагестана, к более открытому диалогу по наиболее острым вопросам развития республики.

В обсуждении приняли участие врио директора Института геологии ДФИЦ РАН, к.т.н. Сурхай Мамаев, сопредседатель регионального штаба ОНФ в РД, д.э.н., профессор Елена Павлюченко, ученый секретарь Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН, к.э.н Дмитрий Деневизюк, пресс-секретарь Кавказского политико-экономического клуба, к.э.н. Эльнара Эминова.

Участники клуба призвали к широкому диалогу экспертов, представителей бизнеса, СМИ и органов власти по вопросам развития республики.

 

Подготовлено совместно с пресс-службой Кавказского политико-экономического клуба

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Главы Чечни и Дагестана о задержании руководителя МЧС по ЧР

раскритиковали МВД

19.04.2024 01:41

Омбудсмен Дагестана возглавит Махачкалинский торговый порт

судя по участию в переговорах с китайскими инвесторами

18.04.2024 17:34

Сколько местные чиновники потратят на своё содержание

Зафиксировано ухудшение бюджетов городов и районов Дагестана

18.04.2024 00:30