Инвестиционная стратегия Дагестана

20.04.2021 17:00
фото Управление территориями

Редакция «НД» собирает мнения экспертов о направлениях социально-экономического развития Дагестана. В рамках этой работы представляем статью руководителя портала  дистанционное сопровождения проектов "Инвестиционное бюро"  к.п.н. доцента ИГСУ РАНХиГС Ахмеда Кахриманова.  

Инвестиционная стратегия Дагестана 

Оценивая особое внимание в последние месяцы к развитию экономики Дагестана со стороны Федерального центра, титанические усилия нашего сенатора Сулеймана Керимова в формировании туристического международного центра в Дербенте и его многомилиардные частные вложения в развитие Республики в целом не могут оставить без внимания деловую, кадровую и социальнуюактивность действующего руководства республики – Правительства , гос секретаря – лично главы республики С.Меликова.

Учитывая при этом, необходимость решения задач координальных перемен в управлении экономикой республики и важности опираться на полновесную поддержку Федерального центра в финансировании первоочередных наболевших проблем в социальной и хозяйственной жизни Дагестана и Махачкалы, главой Республики С.Меликовым на встрече с Председателем Правительства России  М.Мишустиным были анонсированы основные направления развитияРеспублики в рамках рпзработки проекта Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2024 г и на плановый период до 2030 года. 

Понимая важность указанного основопологающего документа по перспективам экономического развития Дагестана, хотелось бы отметить особую важность и значимость и необходимость разработки и утверждения базовой  Инвестиционной стратегии Республики как предопределяющего форимрованипрограмм социально-экономического развития и формирующего место в общероссийском разделении труда.

Отмечая первоочередность и важность инвестиционного блока и остутствие стратегических направлений развития, во внимание необходимо ипринимать рыночные условия сегодняшней хозяйственно-эуономической жизни региона, в которой развитие национального потенциала  всецело зависит от качества капитальных вложений-инвестиций в основные фонды – инфоаструтуру – создающий «национальный капитал" Дагестана. Только это обеспечивает будущее развитие сопутствующих отраслей хзяйства республики и формирует боходную налоговую базу! Здесь важно иметь ввиду, что основа региональной политики Федерального центра предусматривает поощрение и проектное финансировпние именно стратегических инфраструтурных проетов создающих условия развия будущих периодов и активность в части рыночных механизмов привлечения стратегических инвестиций с привлечением потенциала населения. Прежде всего формируя условия экономически эффективного механизма самоокупаемости региона, способного создать самостоятельную привлекательную для рыночных инвесторов базу для развития среднего и малого частного предпринимательства и инициатив. Иначе говоря, «мы стоим ровно столько – сколько нам могут дать»  или программы комплксного развития не могут быть разработаны без без квалифицированно расчитанных проектов решающих задачи развития будущих периодов и эта и есть стратегия – база и снова разработки обеспечивающие четкое понимание и расчет источников финансирования из рынка с участиеие и инициативами республиканских экономических ведомств.

Основные направления и методы включая проект Концепции предлагаем на ваше рассмотрение:

Принимая  во  внимание не  высокую эффективность предыдущего  опыта  государственного участия в инвестиционной деятельности (в части проектного  финансирования), прежде  всего,  из-за отсутствия  условий для  привлечения независимых (рыночных) инвестиционных институтов (прямых стратегических инвесторов) в  инициируемые Проекты, где основной  причиной  -  низкий инвестиционный  рейтинг  Региона – Дагестан зона  высоких  инвестиционных  и предпринимательских рисков.

При  этом  наблюдается  на  протяжении всех  периодов и  этапов  становления дагестанской государственности -  самый  высокий (среди  других регионов  России) показатель -  уровень деловой  активности  населения  (капитальные  вложения  населения или участие  населения  в  основном  капитале)  - как нераскрытый источник  инвестиционных  ресурсов для  экономики Республики.

Поэтому, определяя и  формируя  основные  направления Инвестиционной  стратегии,  прежде всего,  необходимо принимать во  внимание глобальные  изменения  в международных производственных отношениях – смена,  изживших  себя  либеральных  устоев  на  консервативные формы  государственного/народного  капитализма.

Поэтому, объективные условия  растущего  влияния государства -  республики  на развитие экономики региона приобретает отчетливые формы и направления  действия - где Правительство в рамках  эффективного  управления  региональной  экономикой должно  формировать  основные  фонды в  общем  объеме  ВНП не  менее  30  процентов;

и говоря  о  необходимости реализации региональных  программ Руководство Республики Дагестан становится хозяйствующим  субьектом инициирующий привлечение коммерческих  инвестиций  в  свои  разработанные  программы и проекты  - в инфраструктуру и материальное производство (  то  что  называется  в  реальный  сектор  экономики) – создающие  условия развития будущих  периодов и отраслей.

При этом,  ставя  задачи привлечения инвестиций в  рамках  рыночных  отношений, необходим  поиск  гармоничного  соотношения государства  и  рынка, где  необходимо  иметь  ввиду:

Действующие  международные  принципы  привлечения  финансово-инвестиционных  ресурсов в  региональные  программы и  проекты опираются (как  и  в любом  финансовом  институте - будь  это кредит  или инвестиционные  вложения) на  оценку  ликвидности финансового  и  материального потенциала Республики, который  может  быть  консолидирован  в  единый  имущественный  комплекс и  оформлен в качестве активов управления. Как правило - это  инфраструктурные объекты и системы, генерирующие  денежные  потоки и  высокодоходные предприятия/объединения, имеющие республиканскую  ведомственную  подчиненность. Иначе говоря, надо оценить сколько стоит имущественно-хозяйственный потенциал республики и секьюритизировать в соответствии с международной практикой инвестиционной деятельности.

Поэтому, на наш взгляд необходимо 

Активизировать  работу по следующим направлениям:

  1. поэтапный вывод РД на  уровень привлекательного  региона для  международных стратегических инвесторов.  Определение бюджета маркетинговых служб (интернет  сервисы, масс-медиа, профильные международные форумы  и конференции, специальные международные  рейтинговые  службы  и  т д.) системная  работа - при  координации Агентства по предпринимательству и инвестициям. Весь  комплекс  работ  по освещению инвестиционной привлекательности должен  быть  направлен на  пропаганду открытости  и безопасности вложений инвесторов;
  2. консолидация  республиканских  активов - проведение работ по оценке инвестиционного потенциала региона и полноценная  ревизия  принятых  и  действующих в  Республике  программ  (оценка формирования бюджета, систематизация  наиболее  значимых продуктивных активов (независимо  от  форм  собственности) и структурирование в Корпорацию Развития;
  3. инициировать подготовку 2-3   стратегических инфраструктурных  программ-проектов, содержащие перспективы  развития  будущих  периодов. Самурский  гидрокаскад, Инженерно-техническая  инфраструктура развития  прибрежного  туризма, развитие  Транспортно - логистических услуг;
  4. определить  и  выстроить  отношения  с  потенциальными (международного  уровня) финансово-инвестиционными  и  оценочными институтами по  взаимодействию их с правительственными  структурами  в реализации  выбранных  инвестиционных  проектов (ВЭБ, ВТБ-Капитал, Евразийский Банк Развития,  Прайс  ВотерХаус, Исламский  банк  развития и  тд);
  5. приступить к  регистрации закрытого проспекта эмиссии от  лица  Корпорации развития в ЦБ РФ - как форма рыночного «народного капитализма» (также соответствующего условиям Исламского банкинга)   для широкого привлечения населения в  Акционерный капитал как нераскрытый источник  инвестиционных  ресурсов для  экономики Республики. Здесь  надо обязательно отметить – что наиболее эффективным показателем развития любого инвестиционного проекта  (компании) и привлекательности для  инвесторов – вывод акций и выход компании на  открытые  рынки (биржевые, фондовые и инвестиционные площадки)  через сложные (достаточно дорогостоящие) процедуры  регистрации открытого акционерного  капитала  - выход  на   открытое  привлечение финансирования (к примеру открытые  IPO, ПИФы и ЗПИФы, облигационные займы  и  др )    на опубликованные (прикрепленные  к выпускаемым акциям) высокодоходные   проекты – программы,  разработанные  в  рамках утверждаемой  стратегии. 

В качестве  основной  методики эффективного  и  результативного способа решения задач поэтапного  вывода  Республики  Дагестан на  привлекательный  уровень  инвестиционного развития с  участием государственных  форм  финансирования –  метод программно-целевого бизнеспланирования/управления  по  отдельным (выбранным в  качестве  Инвестиционной стратегии)  экономическим  блокам -  отраслям (направлениям).

Также,  важным  элементом (наверно  методом) вывода проекта  в  части привлекательности для стратегических  инвесторов и других форм широкого  привлечения инвестиционных  ресурсов  –  чем  больше  инвест  партнеров  разделяют  риски своих  вложений тем  выше  степень  реализации проекта - и  поэтому - создание местного/территориального (рыночного) финансово-инвестиционного института (Инвестиционная  Компания -  Инвестиционный  фонд  с  участием  государства) -  это  еще один  способ  вывода проектов  на  ликвидность.

 Иначе  говоря, Проектное  финансирование ( Корпорация  Развития) – 20 – 30 проц  плюс технический  соинвестор – 20 проц и   в  этом  случае  привлечение стратегического  инвестора - дело  техники.

 

Поэтому метод  реализации  проектов  в  упрощенной  форме  должна  носить  следующую последовательность:

- отбор  и  структурирование проектов;

- проведение квалифицированной предпроектной подготовки (с  привлечением международных  финансовых и  оценочных институтов ВЭБ, ВТБ,  Прайс  ВотерХаус, Исламский  банк  развития и  тд )

- рассмотрение  и  утверждение программ на  Инвестиционном Совете;

- проектное финансирование   с  участием Корпорации развития;

- Привлечение  стратегического  инвестора  а  также  форм IPO и средств  населения.

В  заключении хотелось  бы  отметить что  привлекательность проектов  для  инвестирования становится  тогда – когда  проект  качественно  проработан  и  прошел  финансовю  и  инженерную  экспертизу  крупных профессиональных  игроков и подтверждено проектное  финансирование при  этом  вывод  Крпорации  Развития в  статус открывающего IPO на  биржевых  площадках  обеспечивают  весь  комплес  вопросов с обеспечением  финансирования! 

Иначе  говоря, для профессиональных и непрофессиональных  инвесторов купля - продажа  акций на  открытых биржевых  и  инвестиционных площадках - это  защищенный способ  вложения  средств и инвестирования  с понятными  доходами и  прозрачной структурой, а  для инициатора выпуска акций (акционерные общества) – привлечение  финансовых  ресурсов для  реализации проектов с четкими обязательствами  обеспечения  доходности. 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также