
Инвестиционная стратегия Дагестана
20.04.2021 17:00Редакция «НД» собирает мнения экспертов о направлениях социально-экономического развития Дагестана. В рамках этой работы представляем статью руководителя портала дистанционное сопровождения проектов "Инвестиционное бюро" к.п.н. доцента ИГСУ РАНХиГС Ахмеда Кахриманова.
Инвестиционная стратегия Дагестана
Оценивая особое внимание в последние месяцы к развитию экономики Дагестана со стороны Федерального центра, титанические усилия нашего сенатора Сулеймана Керимова в формировании туристического международного центра в Дербенте и его многомилиардные частные вложения в развитие Республики в целом не могут оставить без внимания деловую, кадровую и социальнуюактивность действующего руководства республики – Правительства , гос секретаря – лично главы республики С.Меликова.
Учитывая при этом, необходимость решения задач координальных перемен в управлении экономикой республики и важности опираться на полновесную поддержку Федерального центра в финансировании первоочередных наболевших проблем в социальной и хозяйственной жизни Дагестана и Махачкалы, главой Республики С.Меликовым на встрече с Председателем Правительства России М.Мишустиным были анонсированы основные направления развитияРеспублики в рамках рпзработки проекта Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2024 г и на плановый период до 2030 года.
Понимая важность указанного основопологающего документа по перспективам экономического развития Дагестана, хотелось бы отметить особую важность и значимость и необходимость разработки и утверждения базовой Инвестиционной стратегии Республики как предопределяющего форимрованипрограмм социально-экономического развития и формирующего место в общероссийском разделении труда.
Отмечая первоочередность и важность инвестиционного блока и остутствие стратегических направлений развития, во внимание необходимо ипринимать рыночные условия сегодняшней хозяйственно-эуономической жизни региона, в которой развитие национального потенциала всецело зависит от качества капитальных вложений-инвестиций в основные фонды – инфоаструтуру – создающий «национальный капитал" Дагестана. Только это обеспечивает будущее развитие сопутствующих отраслей хзяйства республики и формирует боходную налоговую базу! Здесь важно иметь ввиду, что основа региональной политики Федерального центра предусматривает поощрение и проектное финансировпние именно стратегических инфраструтурных проетов создающих условия развия будущих периодов и активность в части рыночных механизмов привлечения стратегических инвестиций с привлечением потенциала населения. Прежде всего формируя условия экономически эффективного механизма самоокупаемости региона, способного создать самостоятельную привлекательную для рыночных инвесторов базу для развития среднего и малого частного предпринимательства и инициатив. Иначе говоря, «мы стоим ровно столько – сколько нам могут дать» или программы комплксного развития не могут быть разработаны без без квалифицированно расчитанных проектов решающих задачи развития будущих периодов и эта и есть стратегия – база и снова разработки обеспечивающие четкое понимание и расчет источников финансирования из рынка с участиеие и инициативами республиканских экономических ведомств.
Основные направления и методы включая проект Концепции предлагаем на ваше рассмотрение:
Принимая во внимание не высокую эффективность предыдущего опыта государственного участия в инвестиционной деятельности (в части проектного финансирования), прежде всего, из-за отсутствия условий для привлечения независимых (рыночных) инвестиционных институтов (прямых стратегических инвесторов) в инициируемые Проекты, где основной причиной - низкий инвестиционный рейтинг Региона – Дагестан зона высоких инвестиционных и предпринимательских рисков.
При этом наблюдается на протяжении всех периодов и этапов становления дагестанской государственности - самый высокий (среди других регионов России) показатель - уровень деловой активности населения (капитальные вложения населения или участие населения в основном капитале) - как нераскрытый источник инвестиционных ресурсов для экономики Республики.
Поэтому, определяя и формируя основные направления Инвестиционной стратегии, прежде всего, необходимо принимать во внимание глобальные изменения в международных производственных отношениях – смена, изживших себя либеральных устоев на консервативные формы государственного/народного капитализма.
Поэтому, объективные условия растущего влияния государства - республики на развитие экономики региона приобретает отчетливые формы и направления действия - где Правительство в рамках эффективного управления региональной экономикой должно формировать основные фонды в общем объеме ВНП не менее 30 процентов;
и говоря о необходимости реализации региональных программ Руководство Республики Дагестан становится хозяйствующим субьектом инициирующий привлечение коммерческих инвестиций в свои разработанные программы и проекты - в инфраструктуру и материальное производство ( то что называется в реальный сектор экономики) – создающие условия развития будущих периодов и отраслей.
При этом, ставя задачи привлечения инвестиций в рамках рыночных отношений, необходим поиск гармоничного соотношения государства и рынка, где необходимо иметь ввиду:
Действующие международные принципы привлечения финансово-инвестиционных ресурсов в региональные программы и проекты опираются (как и в любом финансовом институте - будь это кредит или инвестиционные вложения) на оценку ликвидности финансового и материального потенциала Республики, который может быть консолидирован в единый имущественный комплекс и оформлен в качестве активов управления. Как правило - это инфраструктурные объекты и системы, генерирующие денежные потоки и высокодоходные предприятия/объединения, имеющие республиканскую ведомственную подчиненность. Иначе говоря, надо оценить сколько стоит имущественно-хозяйственный потенциал республики и секьюритизировать в соответствии с международной практикой инвестиционной деятельности.
Поэтому, на наш взгляд необходимо
Активизировать работу по следующим направлениям:
- поэтапный вывод РД на уровень привлекательного региона для международных стратегических инвесторов. Определение бюджета маркетинговых служб (интернет сервисы, масс-медиа, профильные международные форумы и конференции, специальные международные рейтинговые службы и т д.) системная работа - при координации Агентства по предпринимательству и инвестициям. Весь комплекс работ по освещению инвестиционной привлекательности должен быть направлен на пропаганду открытости и безопасности вложений инвесторов;
- консолидация республиканских активов - проведение работ по оценке инвестиционного потенциала региона и полноценная ревизия принятых и действующих в Республике программ (оценка формирования бюджета, систематизация наиболее значимых продуктивных активов (независимо от форм собственности) и структурирование в Корпорацию Развития;
- инициировать подготовку 2-3 стратегических инфраструктурных программ-проектов, содержащие перспективы развития будущих периодов. Самурский гидрокаскад, Инженерно-техническая инфраструктура развития прибрежного туризма, развитие Транспортно - логистических услуг;
- определить и выстроить отношения с потенциальными (международного уровня) финансово-инвестиционными и оценочными институтами по взаимодействию их с правительственными структурами в реализации выбранных инвестиционных проектов (ВЭБ, ВТБ-Капитал, Евразийский Банк Развития, Прайс ВотерХаус, Исламский банк развития и тд);
- приступить к регистрации закрытого проспекта эмиссии от лица Корпорации развития в ЦБ РФ - как форма рыночного «народного капитализма» (также соответствующего условиям Исламского банкинга) для широкого привлечения населения в Акционерный капитал как нераскрытый источник инвестиционных ресурсов для экономики Республики. Здесь надо обязательно отметить – что наиболее эффективным показателем развития любого инвестиционного проекта (компании) и привлекательности для инвесторов – вывод акций и выход компании на открытые рынки (биржевые, фондовые и инвестиционные площадки) через сложные (достаточно дорогостоящие) процедуры регистрации открытого акционерного капитала - выход на открытое привлечение финансирования (к примеру открытые IPO, ПИФы и ЗПИФы, облигационные займы и др ) на опубликованные (прикрепленные к выпускаемым акциям) высокодоходные проекты – программы, разработанные в рамках утверждаемой стратегии.
В качестве основной методики эффективного и результативного способа решения задач поэтапного вывода Республики Дагестан на привлекательный уровень инвестиционного развития с участием государственных форм финансирования – метод программно-целевого бизнеспланирования/управления по отдельным (выбранным в качестве Инвестиционной стратегии) экономическим блокам - отраслям (направлениям).
Также, важным элементом (наверно методом) вывода проекта в части привлекательности для стратегических инвесторов и других форм широкого привлечения инвестиционных ресурсов – чем больше инвест партнеров разделяют риски своих вложений тем выше степень реализации проекта - и поэтому - создание местного/территориального (рыночного) финансово-инвестиционного института (Инвестиционная Компания - Инвестиционный фонд с участием государства) - это еще один способ вывода проектов на ликвидность.
Иначе говоря, Проектное финансирование ( Корпорация Развития) – 20 – 30 проц плюс технический соинвестор – 20 проц и в этом случае привлечение стратегического инвестора - дело техники.
Поэтому метод реализации проектов в упрощенной форме должна носить следующую последовательность:
- отбор и структурирование проектов;
- проведение квалифицированной предпроектной подготовки (с привлечением международных финансовых и оценочных институтов ВЭБ, ВТБ, Прайс ВотерХаус, Исламский банк развития и тд )
- рассмотрение и утверждение программ на Инвестиционном Совете;
- проектное финансирование с участием Корпорации развития;
- Привлечение стратегического инвестора а также форм IPO и средств населения.
В заключении хотелось бы отметить что привлекательность проектов для инвестирования становится тогда – когда проект качественно проработан и прошел финансовю и инженерную экспертизу крупных профессиональных игроков и подтверждено проектное финансирование при этом вывод Крпорации Развития в статус открывающего IPO на биржевых площадках обеспечивают весь комплес вопросов с обеспечением финансирования!
Иначе говоря, для профессиональных и непрофессиональных инвесторов купля - продажа акций на открытых биржевых и инвестиционных площадках - это защищенный способ вложения средств и инвестирования с понятными доходами и прозрачной структурой, а для инициатора выпуска акций (акционерные общества) – привлечение финансовых ресурсов для реализации проектов с четкими обязательствами обеспечения доходности.