Историк Патимат Тахнаева обратилась с открытым письмом к главе Дагестана

04.09.2020 19:59

Открытое письмо главе Республики Дагестан, Владимиру Абдуалиевичу Васильеву

 

 

У меня была мысль написать открытое письмо на имя Правительства Республики Дагестан. Но открыв официальный сайт Правительства, посмотрев на его состав, фамилии членов Правительства, поняла, что это бессмысленное занятие, письмо в «никуда». Потом решила обратиться к главе Республики Дагестан Владимиру Абдуалиевичу Васильеву.

Фото-LENTA.RU

Я не знаю, «кто» в настоящее время в республике реальная власть. Возможно, это письмо поможет не только мне пролить свет на этот важный вопрос. Но суть письма в другом важном вопросе — и только умная, сильная власть может ответить на него: в республике на глазах общественности и горожан методично уничтожается уникальное природное озеро Ак-Гель, расположенное в черте г. Махачкалы, его можно спасти?

Последние несколько лет прибрежная полоса озера активно застраивалась (шло сознательное уменьшение береговой линии для дополнительной застройки), в него годами сбрасывались сточные воды и химические отходы, часть береговой линии годами являлась свалкой бытовых отходов и строительного мусора. В 2019 г. результаты исследования факта гибели рыбы в озере Ак-Гель, проведенного специалистами Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, выявили в пробах воды многократное превышение допустимых норм содержания ряда химических элементов, таких как магний, натрий, фенол, а также синтетических поверхностно-активных веществ, составляющих основу моющих средств. Открытый источник загрязнения озера специалисты дагестанского НИИ деликатно отказались называть, переложив его поиски на специалистов Северо-Кавказского управления Росрыболовства (хотя все знают, что это бывший близлежащий завод «Стекловолокно»). Только умная и сильная власть может сегодня решительно разобраться с вороватыми, лживыми, малообразованными и жадными чиновниками разных министерств и ведомств (скользкими и анонимными), заинтересованными в гибели озера. Спасти озеро.

Здесь позволю себе небольшое отступление.  Недавно мне попалась на глаза одна любопытная статья, в котором рассматривались «открытые письма» как эпистолярный жанр по материалам сайта «Письма президенту». Авторы исследования определили 10 видов этого жанра: «письмо-сообщение», «письмо-требование», «письмо-вопрос», «письмо-просьба», «письмо-мольба», «письмо-сочувствие», «письмо-предложение», «письмо-призыв», «письмо-обвинение», «письмо-рассуждение».  Наверное, мое «открытое письмо», еще не написанное, будет включать в себя все 10 жанров, и претендует на 11-е, «письмо-размышление».

Владимир Абдуалиевич. Возможно, Вы действительно увидите и прочитаете это письмо. А если и нет, его увидят, прочитают горожане, махачкалинцы. Последние теряются в догадках и пребывают в недоумении, почему такое происходит — почему на глазах общественности планомерно и безнаказанно уничтожается прекрасное озеро? Поразмышляем вместе — что происходит?

Почему такое стало возможным?

Начнем с очевидного. Озеро стремительно мелеет, засыпается и застраивается. Почему такое стало возможно? Потому что его нет на картах. Ответ из Кадастровой палаты говорит о том, что границы озера Ак-Гель не определены по сей день, то есть официально их нет.  Есть озеро, но нет конкретных установленных границ. По закону (Водный Кодекс, ст. 65), границы водного объекта считаются установленными со дня внесения сведений соответствующих границ в базу ЕГРН. То есть любые регистрационные и иные действия возможно производить только после того как будут постановка на учет в ЕГРН. Если же такие границы не установлены в базах ЕГРН, то имеется специальный способ «определения местоположения береговой границы (полосы, линии)» в Постановлении Правительства №377 «Об утверждении правил определения местоположения береговой границы водного объекта». По этому закону на водном объекте должны присутствовать посты-измерители уровня воды, вестись средне-ежегодные замеры уровня воды; по данным замеров (минимум 5 лет) вычисляется средний уровень воды на водном объекте и примерно где проходит береговая полоса озера. Таких постов на озере Ак-Гель никогда не было, замеры начали производиться с января 2020 года (когда озеро превратилось в лужу).

 

 Каким образом озеро превратилось в объект купли и продажи как земельная площадь? Вокруг засыпанного озера находятся в частной собственности много земельных участков, до 60 (под многоэтажные жилые застройки), некоторые расположены прямо в воде, проходят по дну озера. Вопросы — к прямому «владельцу» водного объекта Ак-Гель, территориальному управлению Росимущества в РД. В обязанности последнего входили постановка на учет в базах ЕГРН границ озера Ак-Гель; установка   распознавательных знаков по всему периметру озера; проведение работ по укреплению береговой полосы; контроль экологического состояния и др. Но ТУ Росимущества в РД ни разу не утруждало себя подобными беспокойствами. В конечном итоге отсутствие официальных юридических границ развязало руки беспринципным чиновникам городского управления и алчным застройщикам. Выстроили же они дома на кладбище г. Махачкалы? Почему бы не осушить озеро, которого нет, и не застроить его?

Между тем крайним в этой истории убийства озера выглядит какое-то беспомощное Минприроды РД. В 2017 г. начальник управления водопользования и охраны водных объектов Минприроды Дагестана М. Зубаиров официально сообщал о том, что на реабилитацию озера в 2017–2018 гг. выделены средства из федерального и республиканского бюджета (общая сумма мероприятий по реабилитации озера Ак-Гель составляла 176 млн рублей). Восстановление озера проходило в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах». Предполагалось, что в рамках реабилитационных мероприятий озеро будет очищено от строительного и бытового мусора, который сбрасывался туда на протяжении многих лет (завершение работ планировалось на декабрь 2018 года). Действительно, одна сторона озера (со стороны ул. Булача и бывшего завода «Стекловолокно») была очищена от огромного объема строительного и медицинского мусора, были перекрыты канализационные сети от частных домов и несколько грязных водопроводов, которые сливались в озеро. Была ликвидирована многолетняя несанкционированная свалка, часть берега засыпана и укреплена. Однако бодрые отчеты о выполненной титанической работе Минприроды мало сказались на состоянии озера. Его берега по-прежнему утопают в мусоре, озеро продолжает мелеть.

 

Что делать?

 

Совершенно очевидно, что для спасения озера прежде всего необходимо решить две крайне важные задачи: очистить дно озера (методов десятки, они доступны) и восстановить его источники питания (искусственные, естественные). Следующий шаг — восстановление экосистемы озера. Если в республике нет своих гидротехников, специалистов по очистке водоемов закрытого типа, пригласить — известно немало компаний с опытом работы.  И только потом можно позволить говорить о том, что «береговая зона озера имеет большую перспективу», «вокруг озера должна была быть создана беговая и велосипедная дорожки», «посажены деревья, кустарники, цветы», «создана зона отдыха горожан» (все эти красивые предложения напоминают дорогие маникюрные услуги на отрубленной руке).  На этом фоне вызывают удивление другие бодрые сообщения о субботниках по уборке мусора с прибрежной полосы озера, умирающего, если не мертвого, — с отравленным дном, усыхающего без источников питания.

Один из таких субботников прошел совсем недавно, в конце августа. Его организовали общественники республики совместно с администрацией Ленинского района г. Махачкалы. Как сообщали СМИ, в нем приняли участие «депутаты, представители Молодежного парламента республики, деятели искусств, студенты, а также коллектив Министерства природных ресурсов и экологии РД». Знаете, что все это напоминает? Помните, война Алой и Белой розы, конец XV века? Когда тридцать лет с плах и в сражениях слетали с плеч знатные головы Йорков и Ланкастеров? Один из первых командующих войсками Ланкастеров, валлиец Оуэн Тюдор (основатель династии Тюдоров), был схвачен, предан казни, обезглавлен — голова выставлена на рыночной площади. Одна городская сумасшедшая причесала Тюдору волосы и вытерла кровь с его лица.

Но давайте вернемся к живому озеру Ак-Гель. Каких-то полтораста лет назад оно сильными волнами билось о свои берега — совсем как настоящее море. В 1899 г. озеро было отдано в аренду сроком на 100 лет местному рыбопромышленнику Воробьеву. Он пытался развести здесь «особую» рыбу — осенью 1901 г. выпустил в озеро два вагона живой камбалы, привезенной из Балтийского моря, а в 1902-м и 1903-м годах запустил сюда по два вагона с камбалой, кефалью и скумбрией, привезенными с Черного моря. Опыт был не совсем удачный, но коммерческий размах рыбопромышленника, несомненно, был вызван величественным видом озера Ак-Гель. А сейчас вместо озера — отравленная лужа.

Владимир Абдуалиевич, вокруг беззащитного озера давно разворачиваются нешуточные баталии, в нем замешаны большие деньги, серьезные структуры, интересы влиятельных лиц, для которых «закон, что дышло — куда повернул, туда и вышло». Для спасения озера, как на войне, необходимо создать штаб (знаю, для Вас это слово наполнено первоначальным смыслом). Штаб настоящий, не бумажный. Потому что озеро — настоящее, хотя его и нет на кадастровых картах. Говорят, нужна «политическая воля» руководства республики. Но что это такое, «политическая воля»? Мне объясняют, что вот Рамзан Кадыров решил бы эту проблему в течение месяца.  И, знаете, я этому верю. Но нет, не такой ценой... Прости, озеро.

Перечитала письмо. Кажется, оно охватило все упомянутые жанры открытого письма — «сообщение», «требование», «вопрос», «просьба», «мольба», «сочувствие», «предложение», «призыв», «обвинение», «рассуждение».  А когда бессильны все слова, остается только крик.

Услышьте нас, Владимир Абдуалиевич! Спасите озеро.

 

Патимат Тахнаева, историк

 

 

 

 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также