Кинематограф в Дагестане. Где же он?
29.12.2024 08:02Наш народ преуспел во многих формах искусства и художественного промысла: от ковроткачества и гончарного дела до литературы и живописи. Однако с того момента, как братья Люмьер изобрели и представили миру новый способ изображения действительности, прошло уже больше 130 лет, а действительность Дагестана так и не получила полноценного отражения на киноэкране. Но все же на Кавказе и, в частности, в Дагестане снимали кино — чаще документальное, чем художественное, в силу особенностей того времени. Предлагаю вспомнить важные вехи нашего кинематографа и попытаться представить себе дальнейшие пути развития.
В 1927 году вышел первый номер киножурнала «Северный Кавказ». Это событие послужило официальной датой создания студии кинохроники Ростова-на-Дону. Киножурнал освещал жизнь Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, а также северокавказских автономных республик и областей, в том числе и Дагестана. Опубликованные в то время документальные фильмы трудно найти в свободном доступе, в большинстве случаев они были утрачены.
В это же время пика славы достигла дагестанская актриса немого кино, отмеченная даже зарубежными критиками, Сафият Аскарова. Она запомнилась зрителям ролью жены Ивана Грозного в «Крыльях холопа», а также исполнила главную роль в фильме «Чадра», призывавшем мусульманок к участию в общественной жизни и получению образования. В эре звукового кино ей не нашлось места из-за проблем с речью.
В 1946 году Ростовская киностудия была перенесена в Дзауджикау (Владикавказ), выпуск киножурнала «Северный Кавказ» продолжился, к 1950-м годам он стал еженедельным. По всем крупным центрам региона работали корреспондентские пункты, собиравшие материал. Короткометражные документальные фильмы об особенностях быта и культуры региона, о работе хозяйств и заводов, о строительстве новых объектов в республике показывали в кинотеатрах перед началом сеанса.
Документального кино было много: «Советский Дагестан», «Комедии Барият», «Через хребты веков», «Мой город у моря», «Песнь металла», «Наш Расул»… Все эти работы знакомили с Кавказом жителей других республик, объясняли наши характеры и обычаи, нашу культуру.
В 1959 году Свердловская киностудия берется за сценарий выдающего даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. В свет выходит первый дагестанский художественный фильм «Тучи покидают небо». Впервые действие художественного фильма разворачивается в ауле Дагестана, а роли исполняют дагестанцы. Это дебют блистательной Барият Мурадовой в кино, в дальнейшем она примет участие почти в каждом художественном фильме, снятом по произведениям Р. Гамзатова и А. Абу-Бакара. Впервые в качестве автора музыки к фильму выступил Мурад Кажлаев.
Своими силами и в сотрудничестве с грузинскими, казахскими и таджикскими телестудиями выходят экранизации произведений А. Абу-Бакара и Р. Гамзатова: «Адам и Хева» (1969 г.), «Ожерелье для моей любимой» (1971 г.), «Гепард» (1979 г.), «Чегери» (1980 г.), «Снежная свадьба» (1980 г.), «Горянка» (1975 г.) и «Сказание о храбром Хочбаре» (1987 г.).
Большой вклад как в художественное, так и в документальное кино Кавказа внесли режиссерРафаэль Гаспарянц и оператор Михаил Немысский. Работая вместе, они выпустили документальные фильмы об Имаме Шамиле, Мураде Кажлаеве и Расуле Гамзатове, сняли несколько художественных фильмов по произведениям А. Абу-Бакара: «Загадка кубачинского браслета» и «Тайна рукописного Корана». Они посвятили себя искусству, после распада Союза продолжали снимать кино и заниматься реставрацией старых пленок и переносом их на «цифру», несмотря на серьезные проблемы с финансированием.
А после 1991 года большого художественного кино в Дагестане, строго говоря, нет. В течение тридцати лет на телестудиях выходили фильмы, например, «Во сне и наяву», но это, разумеется, нельзя назвать удачным опытом. Более современные работы выглядят несколько искусственно, нарочито поучительно или просто политично.
Сам факт их существования говорит о том, что какая-то работа все же ведется, однако пока вместо тенденции есть лишь пара костюмированных драм, заигрывающих с национальным мифом, или просто неловкие попытки говорить с молодыми зрителями на одном языке.
Подобным образом выглядит история регионального кинематографа по всей стране — большой пласт документального кино, экранизации литературы местных авторов и медленное угасание после распада СССР.
Но можно ли в этом кого-то винить? Едва ли. Мало кто станет рисковать и вкладывать кровно заработанные деньги в съемку кино в надежде, что потраченные средства хотя бы отобьются в прокате, не говоря уже о прибыли.
И все-таки есть в нашей стране примеры того, как возродить региональное кино и выразить новые веяния в культурной жизни народа через искусство. Одним из них является якутская новая волна.
Эта мысль кажется банальной, но причиной успеха кинематографа Якутии является смелость авторов и инвесторов в республике. В 2000-е государственный «Сахафильм» и появившийся в 2004 году независимый «Алмазфильм» сняли несколько художественных фильмов, которые показали хорошие результаты в прокате, полностью окупив затраты на производство и принеся создателям какой-никакой заработок. «Черная маска» (2002 г.) и «Любовь моя» (2004 г.) при затратах примерно в 150 000 ₽ принесли порядка 450 000 ₽.
Схема получилась следующая: заинтересованный и отзывчивый зритель идет в кинотеатры на якутские фильмы, причем даже охотнее, чем на зарубежные, прокатчики активно способствуют показу фильмов местных авторов, авторы стремятся реализовывать свой творческий потенциал и получать деньги за работу, кинокомпании… тем более. Путь был проложен, за последующие 20 лет в республике вышло множество фильмов-лауреатов российских и зарубежных кинофестивалей, которые при этом были интересны зрителю: «Не хороните меня без Ивана», «Черный снег», «Его дочь», «Айта», «Пугало».
Был найден баланс между бизнесом и искусством, то есть решен один из главных вопросов современного творчества. Да, большинство из этих фильмов все еще являются малобюджетными по меркам большого кино, однако они есть и на них есть спрос, что уже отличает их от большинства других региональных явлений.
Сможет ли Дагестан повторить успех кинематографа Саха? Очень хочется верить, но пока что от этого мы далеки.
Руслан М. Курбанов

Перед выборами выросло население в городах и районах Дагестана
традиционная аномалия
19.04.2025 00:19
По просьбе Махачкалинской Епархии 29 апреля объявлено нерабочим днем
правительство Дагестана
19.04.2025 00:12