Когда стоимость земли может перевесить договор и интересы молодежной политики
13.02.2026 16:57Статья-рассказ получилась немаленькой, но для полноты всей картины и для того, чтобы у тех, кто попытается во всем этом разобраться, была такая возможность, мы публикуем ее без сокращений. Мы также готовы предоставить слово и другой стороне.
Однако того, что здесь безальтернативно говорится, уже достаточно для того, чтобы люди не совершали ошибок, которые совершил автор данного обращения. Точнее — своевременно, юридически, а возможно, даже где-то с записями на видео или телефон, не закрепили свои договоренности.
С учетом цены на землю очевидно, что к вопросу ее решения захотят подключаться «решалы». И главное слово в таких спорах все-таки остается за судебной системой, а здесь важны гласность и прозрачность.
Мы надеемся, что не только СМИ будут внимательно следить за развитием этой ситуации, но и руководство судебного корпуса. Разобраться во всем этом, мы надеемся, захотят и органы государственной власти, которые много говорят о необходимости военно-патриотического воспитания наших детей и создании условий для развития спорта.

После событий 1999 года, связанных с нападением международных бандформирований на территорию Республики Дагестан, я пришел к переосмыслению своего жизненного пути и накопленного опыта. К этому моменту у меня уже была сформирована прочная база военно-патриотической подготовки. Я вырос рядом с воинской частью, после окончания восьмого класса поступил в летную школу ДОСААФ, где проходил летную и парашютную подготовку, занимался в клубе «Юный десантник», осваивал рукопашный бой. Вся эта среда формировала активный военно-патриотический образ жизни.
В дальнейшем я был призван в ряды Вооруженных сил и проходил службу во внутренних войсках в Республике Беларусь, в городе Минске, где также сохранялась аналогичная дисциплинарная и идеологическая атмосфера. После завершения службы я вернулся в родной Дагестан, где столкнулся с принципиально иной социально-экономической и идеологической реальностью. Страна находилась в переходном периоде, многие не понимали новых правил и ориентиров.
В течение последующих примерно десяти лет я занимался предпринимательской деятельностью и сельским хозяйством, пытаясь найти свое место в изменившихся условиях. Часть целей удалось реализовать. Однако события после 1999 года окончательно сформировали внутреннее понимание того, что накопленный опыт и подготовка должны быть реализованы в общественно значимой сфере.
Новое время и новые вызовы
Я пришел к убеждению, что та система военно-патриотического и допризывного воспитания, которая существовала в советский период, крайне востребована и ее остро недостает подрастающему поколению. Совместно с единомышленниками мы начали работу по созданию центра военно-патриотической направленности для допризывной подготовки молодежи. В дальнейшем наша деятельность вышла на республиканский уровень, и в столице Дагестана началась работа по формированию республиканского центра патриотического воспитания.
Наша активность была замечена Комитетом по делам молодежи и туризму Республики Дагестан, и в 2003 году по обращению комитета к руководству республики был создан Республиканский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Руководителем центра был назначен я. На протяжении почти десяти лет велась системная работа по гражданскому, военно-патриотическому и допризывному воспитанию молодежи, были достигнуты устойчивые результаты.
При нашем непосредственном участии и по нашей инициативе был создан республиканский центр допризывной подготовки молодежи на базе военного комиссариата, а также ряд военно-патриотических объединений. Дополнительно были организованы зональные центры в городах Буйнакск, Хасавюрт и Дербент, что позволило охватить значительную часть республики.
Со временем руководство данной деятельностью было передано другим лицам, а я был переведен в город Буйнакск на должность руководителя детского оздоровительного лагеря. На базе лагеря была организована сезонная работа с молодежью со всей республики. В рамках имеющихся возможностей были созданы площадки для системной деятельности совместно с Федерацией пулевой стрельбы Республики Дагестан, Федерацией спортивного туризма, Федерацией скалолазания, республиканским центром военно-патриотической работы и рядом общественных организаций.
В процессе этой работы стало очевидно, что формат учреждения ограничивает возможность реализации задуманной концепции в полном объеме. Не всегда удавалось находить единство взглядов с профильными чиновниками и получать необходимую поддержку. В связи с этим возникла объективная потребность в самостоятельной базовой площадке, где можно было бы консолидировать усилия общественных организаций, а также выстраивать межрегиональное взаимодействие и обмен опытом.
В поисках базы для развития
Мы пришли к пониманию необходимости создания собственного базового центра для системной работы по военно-патриотическому и допризывному воспитанию молодежи. В ходе поиска подходящей площадки на сайте «Авито.Недвижимость» было обнаружено объявление о продаже базы, ранее функционировавшей как рыбзавод, деятельность которого была прекращена. Указанный объект находился в Каякентском районе Республики Дагестан, в селе Новокаякент.
По нашему пониманию, указанная площадка оптимально подходила для реализации заявленных целей. Участок располагался непосредственно на берегу моря, имел значительную площадь — около 4 гектаров. На территории уже находились капитальные строения: казармы для рабочих, столовая, хозяйственные и вспомогательные постройки. Указанная инфраструктура позволяла без существенных стартовых затрат приступить к организации деятельности.
Мы планировали создать на данной территории круглогодичный военно-патриотический лагерь с участием республиканского центра военно-патриотической работы, общественных организаций, включая Федерацию пулевой и стендовой стрельбы Республики Дагестан, Федерацию спортивного туризма, Федерацию спортивного скалолазания, а также других единомышленников, разделявших цели и задачи проекта.
Данные намерения были доведены до сведения собственника объекта — Алиева Рамазана Рамазановича, руководителя ООО «Приморье». Это был человек преклонного возраста, с большим жизненным и управленческим опытом, ранее занимавший ответственные должности. На момент переговоров ему было около 70 лет. Ему было предложено занять должность руководителя создаваемого базового центра, официально оформленную как должность директора детского оздоровительного и военно-патриотического лагеря. Предполагалось его круглогодичное трудоустройство на штатной, оплачиваемой основе. Данное предложение вызвало у него заинтересованность и было им принято.
В ходе переговоров была согласована стоимость приобретения имущественного комплекса, известного как рыбзавод № 9. Собственником данного объекта являлось ООО «Приморье» под руководством Алиева Рамазана Рамазановича. Указанное общество владело тремя аналогичными объектами — рыбзаводами № 9, № 10 и № 11, расположенными в Каякентском районе Республики Дагестан, село Новокаякент, на побережье Каспийского моря.
Рыбзавод № 9 был приобретен нами в 2014 году. Расчет по сделке был произведен частично денежными средствами, частично путем передачи имущества, а именно трех квартир в городе Махачкале. В целом Алиев Рамазан Рамазанович был готов выполнить условия сделки. Одним из ключевых условий являлась передача прав на земельный участок, находившийся в долгосрочной аренде у ООО «Приморье» по договору с Росимуществом. Земельный участок находился в федеральной собственности и предоставлялся в аренду обществу.
Спутали личное с государственным
Фактическая передача прав аренды нам не была осуществлена по причине отказа со стороны представителей территориального управления Росимущества, которые имели претензии непосредственно к Алиеву Рамазану Рамазановичу. Со слов должностных лиц, в том числе первого заместителя руководителя территориального органа Росимущества Республики Дагестан по имени Раджаб (фамилия и отчество неизвестны), у ООО «Приморье» имелась задолженность, в том числе по земельным платежам. Было заявлено, что до погашения указанных обязательств процедура переоформления поддержана не будет.
Долг признаем
В связи с этим за нами осталась задолженность перед Алиевым Рамазаном Рамазановичем в размере 885 000 рублей. По взаимной договоренности данная сумма подлежала выплате после завершения процедуры передачи прав аренды земельного участка новому собственнику имущественного комплекса. Указанная ситуация сохранялась на протяжении нескольких лет.
В конце 2016 года Алиев Рамазан Рамазанович скончался вследствие заболевания. Права наследования перешли к его сыну — Алиеву Магомедсаламу Рамазановичу, который был осведомлен о всех ранее достигнутых договоренностях, поскольку лично присутствовал при обсуждении условий сделки, а также неоднократно участвовал во встречах. Его мать, супруга покойного, также хорошо меня знает и подтверждает факт наших контактов.
После вступления в наследство Алиев Магомедсалам Рамазанович стал руководителем ООО «Приморье». Первоначально он заявлял о готовности содействовать передаче нам прав аренды земельного участка. Вопрос оплаты оставшейся задолженности был поставлен в зависимость от завершения процедуры переоформления. Я подтвердил готовность произвести оплату сразу после юридического оформления передачи участка.
В дальнейшем, уже в 2018 году, был поднят вопрос о необходимости оплаты арендных платежей за земельный участок за десять лет. Годовая арендная плата по договору составляла 83 000 рублей за участок площадью 4 гектара, что в сумме за десять лет составляло 830 000 рублей. Мы заявили, что готовы оплатить арендные платежи только за период фактического владения объектом — с 2014 года, то есть за пять лет. Оплату оставшихся пяти лет, предшествующих сделке, мы считали обязанностью прежнего арендатора.
С чего начались разногласия
По данному вопросу возникли принципиальные разногласия. Алиев Магомедсалам Рамазанович настаивал на оплате всей суммы за десять лет. Мы с этим не согласились. Конфликт перешел в острую словесную форму, после чего он заявил, что будет распоряжаться земельным участком по своему усмотрению и намерен реализовать его третьим лицам.
На текущий момент ситуация продолжает усугубляться. Алиев Магомедсалам Рамазанович взаимодействует с различными лицами, оказывающими ему поддержку и содействие. Давление на нас в связи с данным вопросом продолжается.
Таким образом, при наличии взаимного непонимания и принципиально разных позиций сторон спор постепенно перерос в затяжное противостояние. Со своей стороны, Алиев Магомедсалам Рамазанович, по нашему мнению, начал формировать негативное отношение к нам со стороны третьих лиц. Он обращался к своим знакомым, родственникам и иным лицам, предоставляя им искаженную информацию о ситуации, представляя ее как якобы незаконный захват нами его собственности и территории.
В том числе, по имеющимся у нас сведениям, им велась работа по формированию негативного отношения среди местного населения, включая молодежь. При этом общеизвестным фактом является то, что с 2014 года мы являемся законными собственниками приобретенных объектов недвижимости и с этого времени фактически осуществляем на данной территории хозяйственную и иную деятельность. На объекте постоянно находятся наши представители, проживающие там в качестве сторожей, ведущие подсобное хозяйство и обеспечивающие сохранность имущества.
На протяжении всего указанного периода я неоднократно предпринимал попытки урегулировать ситуацию в досудебном порядке, выходил на контакт с Алиевым Магомедсаламом Рамазановичем, пытался договориться о выполнении ранее достигнутых договоренностей. Данные попытки результата не дали. Мы также неоднократно посещали их дом и через мать Алиева Магомедсалама Рамазановича пытались убедить его в необходимости достойного продолжения сделки, заключенной его отцом, и сохранения деловой репутации семьи. Однако Алиев Магомедсалам Рамазанович придерживался иной позиции, которая, по нашему убеждению, была обусловлена стремлением получить дополнительную выгоду за счет повторной реализации уже отчужденного объекта.
Попытки силового давления
До 2023 года Алиев Магомедсалам Рамазанович фактически избегал контактов с нами. В 2023 году мне поступил телефонный звонок от представителя районного отдела полиции Каякентского района, который представился участковым уполномоченным по имени Магомедсалам. Он сообщил, что в отношении нас поступило обращение о якобы незаконном занятии нами строений и земельного участка.
В ответ я сообщил, что у нас имеются договор купли-продажи и свидетельства о государственной регистрации права собственности на соответствующие объекты недвижимости. По его просьбе я предоставил указанные документы. После их изучения, в том числе с участием руководства районного отдела полиции, ситуация была разъяснена, и претензии к нам были сняты. В течение последующего года каких-либо обращений или проверок в наш адрес не поступало.
В 2024 году ситуация вновь обострилась. Мне поступил звонок уже от дознавателя того же районного отдела полиции Каякентского района. Снова были озвучены претензии, связанные с якобы незаконными действиями по занятию имущества, принадлежащего Алиеву Магомедсаламу Рамазановичу. Я вновь представил договор купли-продажи и документы о государственной регистрации прав собственности.
Юридические лазейки
Дознаватель указал, что в представленных договорах отсутствует уточнение границ объектов, и что с 2017 года, по его словам, такие объекты подлежат обязательному уточнению координат. При этом нами объекты были приобретены в 2014 году, в период, когда указанная процедура в обязательном порядке не применялась.
В 2024 году Алиев Магомедсалам Рамазанович, используя статус ранее учтенных объектов, осуществил повторную государственную регистрацию тех же объектов недвижимости с уточненными границами, несмотря на то, что данные объекты ранее были отчуждены ООО «Приморье» и реализованы нам. По нашему убеждению, данные действия носили незаконный характер и были осуществлены при содействии заинтересованных лиц, в том числе, как мы предполагаем, представителей органов регистрации прав.
Кроме того, земельный участок, ранее имевший площадь около 4 гектаров, в результате указанных действий был перераспределен, и его площадь увеличилась до более чем 13 гектаров. Данные изменения, по нашему мнению, не могли быть осуществлены без участия и содействия третьих лиц, обладающих соответствующими полномочиями. В настоящее время предпринимаются попытки разделения данной территории на отдельные участки с целью их последующей реализации, в том числе под индивидуальную застройку.
На сегодняшний день Алиев Магомедсалам Рамазанович подал в суд исковое заявление о якобы незаконном занятии нами помещений. Указанное дело находится на рассмотрении суда. Мы считаем, что ряд лиц, заинтересованных в результатах данного спора, оказывают ему всестороннюю поддержку, в том числе с использованием служебного положения и иных ресурсов.
Исходя из совокупности изложенных обстоятельств, мы полагаем, что сложившаяся ситуация носит признаки противоправных действий и имеет под собой криминальную основу.
Заказ VPN Минцифры Дагестана обостряет вопрос о будущем госорганов в соцсетях
все легально, но ...
13.02.2026 11:20Главе Дагестан показали два варианта ремонта старейшей школы Махачкалы
ради стройки детям сократят учебный год
13.02.2026 00:47