Конституционный Суд дал заключение по обнулению сроков еще в 1998 году

11.03.2020 00:01
с использованием фото DW и РИА

В свете последних событий в Государственной Думе Российской Федерации хотелось бы вспомнить Опредление Конституционного Суда РФ 1998 года, когда парламент обратился за толкованием положения о праве на обнуление двух сроков.

 

Конституционный Суд РФ не разрешил обнуление прежних сроков.

 

А в особом мнении судьи Тамары Морщаковой было обращено внимание, что вопрос регистрации кандидата это вопрос ЦИК, чьи действия обжалуются в Верховном Суде РФ. Поэтому ГосДума не может заставлять Конституционный Суд подменять,  сложившуюся юридическую систему. 

 

Естественно, в Кремле знают про Определение, поэтому все делается для создания новых условий, чтобы обнулить позицию Конституционного Суда РФ.

 
                    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
    КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела
    второго "Заключительные и переходные положения" Конституции
                       Российской Федерации
     город Москва                                5 ноября 1998 года
                        у с т а н о в и л:
     1. Государственная   Дума  обратилась  в  Конституционный  Суд
Российской  Федерации  с  запросом  о  толковании  находящихся   во
взаимосвязи  предписаний  статьи  81  (часть  3) и пункта 3 раздела
второго  "Заключительные  и   переходные   положения"   Конституции
Российской Федерации, ссылаясь на неопределенность в их понимании.
     Согласно этим конституционным положениям одно и то же лицо  не
может занимать должность Президента Российской Федерации более двух
сроков подряд (статья 81, часть 3); Президент Российской Федерации,
избранный   в   соответствии   с  Конституцией  (Основным  Законом)
Российской  Федерации  -  России,  со   дня   вступления   в   силу
действующей    Конституции    Российской   Федерации   осуществляет
установленные ею полномочия до истечения срока,  на который он  был
избран  (пункт  3  раздела  второго  "Заключительные  и  переходные
положения").
     Государственная  Дума  просит  разъяснить,  является  ли  срок
осуществления   полномочий   Президента    Российской    Федерации,
избранного  до  вступления  в  силу  ныне  действующей  Конституции
Российской Федерации и осуществлявшего  установленные  Конституцией
Российской  Федерации  полномочия  со  дня  ее  вступления  в силу,
сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской
Федерации,   т. е.  является  ли  срок   осуществления   полномочий
Президента Российской  Федерации,  указанный  в  пункте  3  раздела
второго   "Заключительные   и   переходные  положения"  Конституции
Российской Федерации,  первым из двух  сроков,  предусмотренных  ее
статьей  81  (часть  3).  Государственная  Дума  полагает,  что  на
следующих выборах  на  должность  Президента  Российской  Федерации
может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.
     2. Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24
апреля 1991 года "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами
проведенного 17 марта 1991  года  референдума.  24  мая  1991  года
институт   Президента  РСФСР  был  включен  в  действовавшую  тогда
Конституцию  РСФСР.  При  этом  часть   вторая   ее   статьи  121-2
установила,  что  Президент  РСФСР  избирается  сроком на пять лет;
одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков
подряд.
     12 июня  1991  года всенародным голосованием был избран первый
Президент РСФСР. Им стал Б.Н.Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25
декабря 1991 года "Об изменении наименования государства Российская
Советская Федеративная Социалистическая Республика" и  с  внесением
соответствующих  изменений в Конституцию РСФСР Президент РСФСР стал
именоваться Президентом Российской Федерации.
     На момент  вступления  в  силу  новой  Конституции  Российской
Федерации  (25  декабря  1993  года)  ранее   избранный   Президент
Российской  Федерации  занимал  эту должность первый срок.  С этого
дня,  как предписано пунктом 3 раздела  второго  "Заключительные  и
переходные  положения" Конституции Российской Федерации,  Президент
Российской Федерации стал осуществлять установленные ею полномочия.
Таким   образом,   всенародное   одобрение  Конституции  Российской
Федерации означало также  решение  вопроса  о  продолжении  занятия
должности Президента Российской Федерации тем же лицом.
     По новой Конституции Российской Федерации Президент Российской
Федерации действовал до истечения срока, на который он был избран в
1991 году.  При этом прежний (первый)  срок  полномочий  Президента
Российской  Федерации,  избранного  12 июня 1991 года,  с принятием
новой Конституции Российской Федерации не прерывался, а первый срок
полномочий  Президента  Российской  Федерации  в  смысле  положений
статьи 81 (часть 3) Конституции  Российской  Федерации  не  начинал
исчисляться  заново.  Конституция  Российской Федерации не содержит
специальной оговорки о том,  что указанный в пункте  3  ее  раздела
второго  "Заключительные  и  переходные  положения" срок полномочий
Президента   Российской   Федерации   не   включается   в    сроки,
предусмотренные   статьей   81  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации.
     3. Положения   пункта  3  раздела  второго  "Заключительные  и
переходные положения" и статьи 81 (часть 3) Конституции  Российской
Федерации  были  реализованы  на  очередных  президентских выборах,
состоявшихся 16 июня - 3 июля 1996 года,  на которых  действовавший
Президент  Российской  Федерации Б.Н.Ельцин был вновь избран на эту
должность.  В   отношении   его   кандидатуры   на   всех   стадиях
избирательного   процесса   (регистрация  кандидатов,  голосование,
вступление в должность),  предусмотренных Федеральным законом от 17
мая  1995  года  "О  выборах  Президента  Российской  Федерации"  в
соответствии  со  статьей  81  (часть  4)  Конституции   Российской
Федерации,  определялось,  что  он  баллотировался  и был избран на
второй срок подряд.
     Так, Совет  Федерации  своим  постановлением от 15 ноября 1995
года назначил выборы Президента Российской  Федерации  на  16  июня
1996   года,   указав   при  этом,  что  постановление  принято  "в
соответствии  со  статьей  81,  пунктом  "д"  части  1  статьи  102
Конституции Российской Федерации,  статьей 4 Федерального закона 
выборах Президента Российской  Федерации",  т.  е.  определил  дату
проведения выборов исходя из того, что истек первый конституционный
срок полномочий Президента Российской Федерации.
     Об этом  свидетельствует  также  ряд постановлений Центральной
избирательной комиссии Российской  Федерации,  принятых  в  декабре
1995   года  -  мае  1996  года,  -  о  регистрации  действовавшего
Президента Российской Федерации  кандидатом  на  эту  должность  на
второй  срок  (постановление от 3 апреля 1996 года),  о регистрации
его доверенных лиц, о выделении ему как кандидату денежных средств,
о  регистрации  инициативных  групп и уполномоченных представителей
инициативных  групп  избирателей.   Все   эти   правоприменительные
решения,  принятые  на  основании  положений  статьи  81 и пункта 3
раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции
Российской   Федерации,   а  также  во  исполнение  соответствующих
требований Федерального закона  "О  выборах  Президента  Российской
Федерации",   рассматривали  действовавшего  Президента  Российской
Федерации как кандидата на эту должность  именно  на  второй  срок.
Указанные решения не подвергались сомнению и не оспаривались, в том
числе ни им самим, ни другими кандидатами.
     Постановлением Центральной  избирательной  комиссии Российской
Федерации от 9  июля  1996  года  было  официально  объявлено,  что
Президент Российской Федерации считается избранным на эту должность
на второй срок.  На официальной церемонии  вступления  в  должность
Президента  Российской Федерации 9 августа 1996 года,  состоявшейся
согласно статье 82 Конституции Российской Федерации  в  присутствии
членов  Совета  Федерации,  депутатов  Государственной Думы и судей
Конституционного    Суда   Российской    Федерации,    Председатель
Центральной  избирательной  комиссии Российской Федерации объявил о
том, что волей народов России Президент Российской Федерации избран
на второй срок,  и вручил ему удостоверение об избрании Президентом
Российской Федерации на второй срок (1996-2000 годы),  а  избранный
Президент  Российской  Федерации  принес  присягу  народу и,  таким
образом, вступил в должность на второй срок подряд.
     Следовательно, все   участники   избирательного   процесса   -
избиратели,  соответствующие  правоприменители  и   сам   Президент
Российской   Федерации   исходили   из  того,  что  он  выдвигался,
поддерживался  и  избирался  как  лицо,  претендующее  на   занятие
должности  Президента  Российской  Федерации на второй срок подряд,
был избран на второй срок подряд,  а предшествующий период был  для
него соответственно первым сроком,  и именно в таком смысле пункт 3
раздела второго "Заключительные и переходные положения" и статья 81
(часть  3)  Конституции  Российской Федерации в их взаимосвязи были
применены и реализованы в  конкретных  правоотношениях  в  процессе
состоявшихся выборов.
     Из изложенного  с  очевидностью  вытекает,   что   избиратели,
голосуя  в  1996  году  за  кандидатуру  действовавшего  Президента
Российской Федерации,  исходили из того, что избирают его на второй
срок  полномочий в соответствии со статьей 81 (часть 3) Конституции
Российской Федерации. Свободные выборы, согласно статье 3 (часть 3)
Конституции Российской Федерации,  являются высшим непосредственным
выражением  власти  народа.  В  этой  связи  доводы  о   том,   что
предусмотренное   статьей   81  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации ограничение продолжительности полномочий одного и того же
Президента  двумя  сроками  подряд относится якобы только к случаю,
когда оба срока полностью имели место в  период  действия  нынешней
Конституции  Российской  Федерации,  и  что указанный в пункте 3 ее
раздела  второго "Заключительные и переходные  положения"  срок  не
является  первым  сроком  в смысле статьи 81 (часть 3),  вступают в
противоречие с выраженной на выборах волей народа.
     Необходимо учесть,  что  сам  Президент  Российской Федерации,
являясь  согласно  статье  80  (часть  2)  Конституции   Российской
Федерации  гарантом Конституции Российской Федерации,  неоднократно
публично заявлял,  что на очередных выборах в 2000  году  не  будет
баллотироваться  на  должность  Президента  Российской Федерации на
следующий срок полномочий,  ибо это было бы нарушением  Конституции
Российской  Федерации,  и что он не намерен добиваться ее изменения
ради выдвижения своей кандидатуры.
     4. Цель    толкования    Конституции   Российской   Федерации,
осуществляемого  в  соответствии  с  ее  статьей  125   (часть   5)
Конституционным  Судом  Российской  Федерации,  заключается  в том,
чтобы,  устранив  неопределенность  в   понимании   конституционных
положений,   обеспечить   надлежащее   их  применение,  соблюдение,
исполнение и использование.
   ... Два срока полномочий
подряд,  о  чем  идет  речь  в  статье  81  (часть  3)  Конституции
Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения
которого Конституция  Российской  Федерации,  включая  пункт  3  ее
раздела   второго   "Заключительные  и  переходные  положения",  не
допускает.  Имеющий переходный характер  пункт  3  раздела  второго
"Заключительные  и  переходные  положения"  Конституции  Российской
Федерации в июне - июле  1996  года  был исчерпан  и  в  дальнейшем
регулятором общественных отношений служить не может.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  статьей  6,  частью
второй  статьи  36,  пунктом 2 части первой статьи 43,  статьей 68,
частями первой и четвертой  статьи  71,  частями  первой  и  второй
статьи   72,   статьей  74,  частями  первой  и  второй  статьи  79
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
                        о п р е д е л и л:
     1. Производство  по  делу  о  толковании статьи 81 (часть 3) и
пункта 3 раздела второго "Заключительные  и  переходные  положения"
Конституции  Российской  Федерации прекратить в связи с отсутствием
неопределенности в их понимании,  поскольку в соответствии  с  ними
Президент  Российской  Федерации до выборов в июне - июле 1996 года
осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на
второй срок подряд.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному делу окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу
немедленно после  его  провозглашения,  является  общеобязательным,
действует   непосредственно  и  не  требует  подтверждения  другими
органами и должностными лицами.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Собрании
законодательства  Российской  Федерации",  "Российской  газете",  а
также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

     Конституционный Суд
     Российской Федерации
     N 134-О
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Новый указ о назначении врио министра строительства

третье назначение Б. Уллаева за неделю

26.05.2024 00:35

С. Меликов: разрешение на строительство только с согласия Минстроя

«маалинская» история должна закончиться

25.05.2024 20:12

Сколько получит «Динамо» Махачкала из бюджета Дагестана

проект поправок в бюджет республики

25.05.2024 19:19