МЧС Дагестана считает нашумевшую концессию законной

05.11.2022 00:01

Наблюдение за безопасностью

В «Новом деле», №35, был опубликован материал экономического обозревателя Андрея Меламедова «Концессия вне закона».Материал вызвал много дискуссий.

Республика Дагестан и ООО «Республиканский экологический оператор» на площадке IX Инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП» подписали три концессионных соглашения, предусматривающих строительство трех мусорных полигонов в Махачкале, Дербенте и Хасавюрте. Вскоре после этого редакция «НД» поручила своему корреспонденту выяснить, как работают подобные схемы государственно-частного партнерства, а заодно проанализировать, какие выгоды получила республика от реализации концессионных соглашений, заключенных ранее.

В Дагестане, как выяснилось, имеется лишь одно действующее концессионное соглашение, в рамках которого работают камеры видеофиксации нарушений на автодорогах республики. Юристы, к которым корреспондент «НД» обратился с просьбой проанализировать данное соглашение, сошлись во мнении, что оно, по большому счету, противоречит не только российскому законодательству, но и здравому смыслу.

С такой позицией не согласно МЧС республики. Именно оно выступило в качестве концедента — представителя государства, от имени которого заключается соглашение.

Стоит отметить, что МЧС отреагировало достаточно оперативно и подготовило содержательный ответ.

Гласность способствует решению многих проблем, и подобные дискуссии помогают избежать ошибок, которые могут иметь отложенные негативные последствия.

В соответствии с пунктом «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Одним из основных направлений повышения эффективности решения указанных задач является комплексная информатизация процессов антикризисного управления.

В этих целях и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 г. №Пр-1175 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. №РД-П4-3968 для методологического обеспечения решения названных вопросов под руководством Межведомственной комиссии, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. №39, разработана Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город»), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. №2446-р.

Концепция определяет цели и задачи АПК «Безопасный город», его состав и основные направления реализации, а также этапность и механизмы дальнейшего развития.

Целью построения и развития АПК «Безопасный город» является дальнейшее повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на основе разработки единых стандартов функциональных и технических требований и создания на их основе комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории муниципального образования.

Частью 163 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов организации применения информационных технологий при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за исключением вопросов организации применения информационных технологий, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также принципом эффективности использования государственного имущества, Росавтодором (Федеральным дорожным агентством) издан приказ от 14 декабря 2017 г. №2903 «О порядке работы Федерального дорожного агентства и подведомственных ему федеральных казенных учреждений по предоставлению права на размещение оборудования третьих лиц на объектах автодорожной инфраструктуры и конструктивных элементах автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (далее — приказ Росавтодора). Одной из основополагающих целей издания данного приказа обозначено повышение безопасности дорожного движения на автодорогах федерального значения путем размещения на них аппаратных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Приказом Росавтодора определен порядок заключения договора предоставления права на размещение оборудования на объектах инфраструктуры, а также утверждена форма договора о предоставлении права размещения оборудования. По общему правилу договор заключается между собственником оборудования и федеральным казенным учреждением, владеющим инфраструктурой на праве оперативного управления.

На практике договор об использовании федеральной инфраструктуры заключается с исполнителем работ, либо как трехсторонний договор (между регионом, исполнителем работ и федеральным казенным учреждением).

Основой правового механизма размещения комплексов фотовидеофиксации на муниципальных (местных) автодорогах является положение части 21 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечение безопасности дорожного движения.

Указанное полномочие подкрепляется положениями пункта 6.2 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса, устанавливающими, что штрафы за нарушения в сфере безопасности дорожного движения зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100%.

В соответствии с Положением о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2014 г. №480, к полномочиям министерства отнесены реализация мероприятий по построению, развитию и эксплуатации АПК «Безопасный город».

Кроме того, все мероприятия реализованы в рамках подпрограммы «Построение (развитие), внедрение и эксплуатация аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Дагестан», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 апреля 2019 г. №100, ответственным исполнителем которого является МЧС Дагестана.

Для решения данной задачи в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и распоряжением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2016 г. №429-р заключено Концессионное соглашение от 11 апреля 2017 г. №1-КС между Республикой Дагестан в лице МЧС Дагестана и простым товариществом, образованным АО «Азимут» и ООО «Социальные системы» (далее — Концессионное соглашение). Объем капитальных затрат Концессионера, направленных на указанные цели, составил 776,8 млн рублей, большая часть из которого (429,2 млн руб.) была направлена на решение возложенных на Республику Дагестан задач по созданию и развитию систем, направленных на обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, включая строительство здания Единого центра оперативного реагирования (Ситуационного центра Республики Дагестан), тем самым были частично реализованы мероприятия, которые в связи с отсутствием достаточных средств в бюджете республики не были реализованы с 1995 года. Срок реализации указанного соглашения 11,5 лет, из которых 2,5 года срок создания и 9 лет срок эксплуатации. Никакие решения органами государственного контроля и надзора по отношению к Концессионному соглашению не принимались.

В 2019 году введено в эксплуатацию шестиэтажное здание Ситуационного центра Республики Дагестан общей площадью более 3500 кв. метров, который имеет в своем составе пункты управления, необходимое техническое оборудование и телекоммуникационные средства, позволяющие предоставлять все виды связи, программно-аппаратные комплексы и информационные системы, позволяющие осуществлять прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз и чрезвычайных ситуаций.

Для получения и обработки оперативной информации и координации деятельности оперативных служб при реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия в Ситуационном центре Республики Дагестан совмещена работа Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Дагестан, Службы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений УГИБДД МВД по Республике Дагестан. Дежурные службы в круглосуточном режиме осуществляют мониторинг оперативной обстановки в республике и взаимодействие с органами повседневного управления муниципальных образований и дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, в том числе с использованием подсистемы координации и взаимодействия АПК «Безопасный город».

Созданы и введены в эксплуатацию:

региональная система оповещения населения Республики Дагестан, включая региональную автоматизированную систему централизованного оповещения, комплексная система экстренного оповещения населения и система защиты информирования и оповещения населения от угроз природного и техногенного характера на транспорте;

система интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики в местах массового скопления людей и на оживленных участках автомобильных дорог, установлено 218 камер на 90 объектах в 4 городах (далее — система ИВН), из них в г. Махачкале (55), г. Каспийске (12), г. Дербенте (13), г. Кизилюрте (10);

система фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах республики установлены и введены в эксплуатацию 102 рубежа (319 камер) фото и видеофиксации, из них: 29 на участках федеральных автодорог, 12 на республиканских дорогах, 61 в городах — Махачкала (43), Каспийск (11), Дербент (6), Кизилюрт (1);

подсистема сбора и обработки информации о государственных регистрационных знаках транспортных средств с распознающих камер системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и системы ИВН (система ПОТОК);

проведена работа по развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее — система-112), созданы и введены в эксплуатацию 49 автоматизированных рабочих мест системы-112.

Ведутся работы по доработке программного обеспечения комплекса средств автоматизации Ситуационного центра Республики Дагестан, который включает в себя 8 различных подсистем, объединяющих автоматизированные информационные системы по сбору, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности и правопорядка, в том числе подсистема Региональной интеграционной платформы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и условиями Концессионного соглашения все вышеуказанное имущество и системы АПК «Безопасный город» переданы в собственность Республики Дагестан после их создания еще в 2019 году.

На сегодняшний день сегменты АПК «Безопасный город» активно используются заинтересованными органами государственной власти и не раз показывали свою эффективность в предупреждении, информировании, оповещении населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, обеспечении своевременного реагирования на них, а также в раскрытии правонарушений.

К примеру, по информации МВД по Республике Дагестан за 12 месяцев 2021 года с использованием систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город» выявлены и задержаны 686 транспортных средств, в том числе: находящихся в федеральном розыске — 20; с подложными государственными регистрационными знаками — 124; с архивными государственными регистрационными знаками — 542, а также раскрыто 1 преступление по статье 158 УК РФ.

В анализируемый период с использованием систем видеонаблюдения АПК«Безопасный город» удалось обеспечить своевременное реагирование на сообщения о происшествиях и преступлениях, в результате чего с использованием камер наблюдения выявлены и задержаны 455 транспортных средств, находившихся в оперативном розыске (по ориентировкам) по подозрению в причастности к совершению преступлений и иных правонарушений.

Камеры наружного видеонаблюдения АПК «Безопасный город» используются для контроля за состоянием оперативной обстановки в общественных местах, а также для осуществления контроля за несением службы нарядами полиции и проверки своевременности их реагирования на сообщения о происшествиях и преступлениях.

Так, за 2021 год сотрудниками группы управления нарядами полка ППСП УМВД России по городу Махачкале системы видеонаблюдения АПК «Безопасный город» использовались при отработке 14976 вызовов по сообщениям о преступлениях и иных происшествиях, а также 2647 ориентировок.

С использованием системы-112 за 9 месяцев текущего года от граждан республики приняты и обработаны более 2 млн 200 тыс. вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечено своевременное реагирование экстренных служб на них.

В настоящее время Объект Концессионного соглашения, включая здание Ситуационного центра Республики Дагестан и система фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, находятся в пользовании у Концессионера и все расходы по его содержанию и эксплуатации несет Концессионер за счет собственных средств, возмещение понесенных им расходов и оказанных услуг осуществляется из республиканского бюджета Республики Дагестан (Плата Концедента) в соответствии с условиями, предусмотренными Концессионным соглашением.

В соответствии с пунктом 9.4 Концессионного соглашения Плата Концедента рассчитывается ежеквартально и состоит из двух частей:

размер основной части Платы Концедента установлен по результатам Конкурса в соответствии с критериями Конкурса и их параметрами на основании Конкурсного предложения Концессионера и составляет 138 000 000 (сто тридцать восемь миллионов рублей) за отчетный период (квартал). В основную часть платы Концедента входят расходы на отправку постановлений об административных правонарушениях, выявленных с помощью Объекта Концессионного соглашения, в количестве не более 745 000 (семьсот сорок пять тысяч) штук за отчетный период. Что в расчете на одно постановление составляет 185,2 рубля и включает все расходы связанные с эксплуатацией системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, подготовкой и отправкой постановлений об административных правонарушениях почтовыми отправлениями, возмещением капитальных затрат Концессионера, понесенных на создание Объекта Концессионного соглашения и движимого имущества, предназначенного для функционирования АПК «Безопасный город;

дополнительная часть Платы Концедента выплачивается только в случае, если количество отправленных постановлений превышает 745 000 (семьсот сорок пять тысяч) штук за отчетный период. На сегодняшний день превышение данного показателя не было. С целью исключения нагрузки на республиканский бюджет условиями Концессионного соглашения установлено, что Плата Концедента, подлежащая уплате за отчетный период (квартал), не может превышать сумму денежных средств, поступивших в отчетном периоде (квартале) в республиканский бюджет Республики Дагестан по постановлениям об административных правонарушениях в области дорожного движения, вынесенным на основании сведений, полученных с использованием Объекта Концессионного соглашения.

Кроме того, в случае отклонения фактического поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Дагестан и не достиженияКонцессионером плановых результатов (745 000 шт. в квартал) Основная часть платы Концедента подлежит корректировке в сторону уменьшения, т.е. уменьшается на сумму не понесенных Концессионером расходов в отчетном периоде.

В случае, если Плата Концедента, подлежащая выплате за соответствующий отчетный период (квартал), превышает сумму денежных средств, поступивших в отчетном периоде (квартале) в республиканский бюджет Республики Дагестан по постановлениям об административных правонарушениях в области дорожного движения, оплата разницы (невыплаченной части Платы Концедента) осуществляется в следующем отчетном периоде (квартале) при условии поступления в бюджет соответствующих денежных средств по результатам деятельности Концессионера.

Необходимо отметить, что в соответствии с условиями Концессионного соглашения обязательства Концедента по выплате Концессионеру Платы Концедента с июля 2019 г. и по ноябрь 2020 г. не выполнялись. В республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019–2020 годы средства на исполнение обязательств Концедента по Концессионному соглашению не предусматривались, хотя по информации ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Дагестан за указанный период вынесено 605445 постановлений об административных правонарушениях на сумму 478,1 млн рублей.

На рабочем совещании 21 января 2020 года под руководством Главы Республики Дагестан В.А. Васильева были даны поручения Правительству Республики Дагестан совместно с заинтересованными министерствами проанализировать эффективность реализации в республике заключенного в 2017 году Концессионного соглашения, включая все его этапы (инвестиции, передача объекта в собственность Концедента, эксплуатация и иные обязательства Концессионера), проработать и внести предложения о целесообразности и возможности без финансовых и иных потерь для республики его расторжения.

Во исполнение данных поручений Минимуществом РД проведена оценка общей рыночной стоимости капитальных затрат Концессионера по результатам которой подтверждены капитальные затраты Концессионера в объеме 776,43 млн руб., что составляет 99,9% от затрат, предусмотренных Концессионным соглашением (отчет об оценке от 28 мая 2020 г. №117/05).

В итоге, с учетом мнений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Дагестан было принято решение о целесообразности продолжить работу в рамках заключенного Концессионного соглашения. В этой связи Правительством Республики Дагестан принято решение об исполнении предусмотренных Концессионным соглашением обязательств Республики Дагестан по платежам Концессионеру (Плата Концедента). Никаких компенсационных выплат Концессионеру Республика Дагестан не осуществляла.

 

 

Министр                                  ииииЛкЛ                                            Н. Казимагамедов

 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Власти Дагестана не согласны со штабом Минэнерго России

конфликт из-за многоквартирных домов

18.05.2024 18:00

В Махачкале над железной дорогой построят автомобильный мост

возле морского порта

18.05.2024 14:52

Бегуны перекроют улицы Махачкалы

утром в воскресенье

18.05.2024 14:11